Исследовательская работа по литературе Мифологический подход к анализу повести А.И.Куприна Олеся







Мифологический подход к анализу повести А.И.Куприна «Олеся»


Автор работы: Мартова Екатерина
ученица 11 класса МБОУ
«Полевская СОШ» Немецкого
национального района
Алтайского края
Научный руководитель: Мартова Н.А.
учитель литературы МБОУ
«Полевская СОШ» Немецкого
национального района
Алтайского края

с.Полевое

Содержание

Введение3-4стр.
1.Повесть А.И.Куприна «Олеся» как волшебная сказка..5стр.
1.1. Сказочный сюжет в повести Куприна ..5-7стр.
1.2.Сказочные герои..8-9стр.
1.3.Сказочные мотивы..10-11стр.
1.4. Композиционные особенности.12-13стр.
Заключение.14стр.
Список литературы15стр.
















Введение
В типичном всегда есть много мифического,
мифического в том смысле, что типичное, как и
всякий миф, это изначальный образец,
изначальная форма жизни, вневременная схема,
издревле заданная формула
Томас Манн

Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. Особенно поразила меня история о девушке Олесе, героине одноименной повести. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна.
Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. «Чарующая сказка», «сказочная избушка», «волшебная сказка любви» - эти эпитеты не раз звучат на страницах повести. У меня возник вопрос, что же имел в виду писатель, употребляя слово «сказка»? И я поставила перед собой цель: рассмотреть повесть Куприна как волшебную сказку, в соответствии с требованием жанра.
Еще в 70-е годы 20 века М.Бахтин писал, что литературное произведение существует в двух временах: малое историческое время, когда живет его автор, и большое историческое время, которое уходит корнями в прежнее время. Увидеть эти корни в повести А.И.Куприна «Олеся», обнаружить эту глубину - задача нашей работы. Мы, анализируя повесть, постараемся угадать тот исторический факт, который лежит в ее основе, и, отправляясь от этого предположения, докажем тождество повести с волшебной сказкой.
Сказка настолько богата и разнообразна, что изучать все явление сказки целиком во всем его объеме и у всех народов невозможно. Поэтому материал должен быть ограничен, и я ограничиваю его волшебными сказками.
Такая сказка обычно начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его змееборство), возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя. Это краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Сказки, отражающие эту схему, будут здесь называться волшебными, и они-то и составляют предмет нашего исследования.
При написании работы мы опирались на гипотезу Карла Густафа Юнга, врача – психоаналитика, который утверждал что, «источник творчества человека - в бессознательной мифологии».
Методом моего исследования будет мифологический подход к анализу повести, а именно выявление в произведении мифологического подтекста на всех уровнях: сюжетном, композиционном, образном, языковом.














1.Повесть А.И.Куприна «Олеся»- как волшебная сказка

Сказочный сюжет в повести Куприна
С первых же слов сказки - "В некотором царстве, в некотором государстве" слушатель сразу охвачен особым настроением, настроением эпического спокойствия. Но это настроение обманчиво. Перед слушателем скоро раскроются события величайшей напряженности и страстности.
Сказочный сюжет иногда начинается с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дому: "Дочка, дочка!.. мы пойдем на работу"; "Надо было ему (князю) ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках"; "Уезжает он (купец) как-то в чужие страны".
Так же начинается и повесть Куприна: « Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраине Полесья.»
Герой сказки, уезжая сам или отпуская дитя, сопровождает эту отлучку запретами. Запрет, разумеется, нарушается, и этим вызывается, иногда с молниеносной неожиданностью, какое-нибудь страшное несчастье.
В повести Куприна полесовщик Ярмола отговаривает пана ходить к старухе Мануйлихе, называя ее ведьмакой: «Нет, панычу, не пойдуни за что не пойду.И вам не советую». Спустя некоторое время наши герои отправляются в лес на охоту.
Отправка в путь на первый взгляд не содержит в себе ничего сколько-нибудь интересного. "Пошел стрелок в путь-дорогу", "Сын сел на коня, отправился в далекие царства", "Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель", вот обычная сказочная формула этой отправки. Действительно, слова эти не содержат в себе как будто ничего проблематического. Важны, однако, не слова, а важен факт отправки героя в путь. Другими словами, композиция сказки строится на пространственном перемещении героя.
Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес является неотъемлемой частью сказок, он переносит нас в другой мир. Герой сказки, будь то царевич, или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда подробно не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный. Лес в сказке вообще играет роль задерживающей преграды. Лес, в который попадает герой, непроницаем. Это своего рода сеть, улавливающая пришельца, чужака. Сквозь него не пройти.
Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой повести. «Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях. Одна сторона ее от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид.»
Канон сказки требует, чтобы в избушке нежданного гостя встретила баба яга. «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" Мы ожидаем, что герой расскажет о цели своего визита. " Дело пытаешь или от дела лытаешь?". Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай". И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила".
В повести Куприна сцена встречи со старухой Мануйлихой настолько явно напоминает встречу героя с бабой ягой, что даже сам писатель подтверждает это сходство: «Все черты бабы - яги были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый , длинный дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом» Первые действия «яги» при появлении в избушке героя Ивана Тимофеевича тоже очень напоминают сказочный сюжет: « Тебе что надо-то? – спросила она недружелюбно.- Да вот, бабушка, заблудился я, может у тебя молоко найдется?»
Далее происходит, пожалуй, самое важное событие-это встреча доброго молодца с прекрасной девицей. Но баба «яга», предугадывая исход событий, всячески пытается развести пути наших героев. « Ну иди, иди теперь соколик,- тревожно засуетилась старуха.- Нечего тебе по чужим хатам околачиваться. Иди куда шел- лицо ее выражало какое-то звериное беспокойство. »
С этого момента конец уже предвидится. Между героем, вышедшим из дома и бредущим "куда глаза глядят", и героем, выходящим от «яги», огромная разница. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет.
Как мы видим, совпадение между волшебной сказкой и повестью Куприна поразительно. Сказка здесь может оказаться весьма ценным историческим материалом для развития сюжета в литературном произведении.























1.2.Сказочные герои

Герой повести Иван Тимофеевич напоминает нам сказочного героя Ивана Царевича. И не только созвучием имен. Случилось так, что коренной горожанин , человек вполне обеспеченный и образованный, оказавшись в глухом полесье, встретил девушку, в полном смысле « дитя природы».
Олеся высокая девушка двадцати пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность ее белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, все в ней говорит о ее неординарности, свободолюбии.
Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительную сказочную красавицу, Василису Премудрую, которая, помимо своей красоты, обладала множеством талантов.
Олеся выросла в единении с природой и близка к ней. Не случайно уже в момент знакомства в первую очередь главный герой обращает внимание на птиц, которых девушка приносит в дом.
В русских сказках очень распространен мотив, о том ,что героиня понимает язык птиц, змей и рыб, и обладает пророческим даром. Таким же даром обладает и Олеся, предсказывающая судьбу Ивану Тимофеевичу : « Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»
При первых встречах с Иваном Тимофеевичем полесская красавица еще ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.
При встрече со своим избранником Олеся говорит: “Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее”. Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. И чем ближе узнает Иван Тимофеевич эту лесную красавицу, тем все больше открывает в ней столько самобытного, чарующего, что у него складывается полное впечатление, будто он повстречал настоящую колдунью, против чар которой он просто бессилен.

Важным персонажем в сказке является волшебный помощник. Он доставляет царевича в дальние края, похищает царевну, решает ее задачи, побивает змея или вражеское воинство, спасает его от погони. Тем не менее, царевич все же герой. Помощник есть выражение его силы и способности. Помощником в сказке может быть стрелец, скороход, кузнец, зоркий, чуткий кормчий, пловец и др. Зачастую в русских сказках помощниками могут являться животные: конь, орел, медведь и др.
Таким помощником в повести Куприна можно назвать Ярмолу, который находится рядом с Иваном Тимофеевичем с самого первого и до последнего дня пребывания его в Полесье. Ярмола, «знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте»,сразу предупреждал Ивана Тимофеевича о том, что не нужно ходить к Мануйлихе. « Не следовает вам такими делами заниматьсяГрех!..» Но запрет нарушается, и события начинают развиваться.















1.3.Сказочные мотивы

Характерным для волшебной сказки является мотив клеймения героя. Клеймение всегда связано с последующим узнаванием невесты своего избранника, т. е. превратилось в чисто поэтический прием."Змий уж подползает, только схватить Ивана-царевича! Он все спит. У Марфы-царевны был ножичек перочинный, она им и резанула по щеке Ивана-царевича. Он проснулся, соскочил, схватился со змием". Таким образом, на героя здесь налагается некая отметка, некое клеймо, причем клеймо это кровавое, и герой узнается по рубцу. То же значение имеет рана, полученная в бою. Рана играет роль кровавого клейма.
Этот мотив мы нашли и в повести Куприна, когда Олеся показывает Ивану Тимофеевичу свои колдовские умения. « Вдруг рука ее сделала еле заметное легкое движение, и я ощутил в мякоти рукираздражающее прикосновение острого лезвия. Кровь тот час же выступила во всю ширину пореза ».
В каждой сказке невеста испытывает жениха, задавая ему различные трудные задачи. Мотив "трудных задач" один из самых распространенных в сказке. Выполняя, как правило, три задания, жених или его помощник сталкивается с различными препятствиями. Только выполнив эти задачи, герой может претендовать на руку и сердце своей избранницы.
У Куприна, напротив, трудные задачи выполняет Олеся, для того, чтобы доказать Ивану Тимофеевичу свою любовь и верность, переступает через свои суеверия и принципы. Схема переворачивается. Таким расположением Куприн нарушает романтическую традицию.
Первое задание, которое выполняет девушка по просьбе героя - рассказать о его будущем. Выполнить это задание для Олеси было не просто: «Нет, нет нельзя, -зашептала она с суеверным страхом.- Судьба не любит когда ее спрашивают. Оттого все ворожки несчастные » .
Второе задание было еще сложнее, переступить порог церкви. «Женщина должна быть набожной, без рассуждений»,-говорил Иван Тимофеевич. Но не- смотря на то, что «нам в церковь и заходить то нельзя, весь наш род проклят во веки веков», она делает это , для того чтобы любимый был доволен.
Третья же задача, которую она выполняет, совершенно противоречит ее желаниям. После случившегося Олеся понимает, что «не жить нам на белом свете, изведут нас с тобой, совсем изведут». Она принимает решение уехать. Но и в этот раз девушка меньше всего думает о себе и хочет уберечь от беды любимого.
"Трудные задачи" представляют собой пеструю картину. Но наш обзор был бы неполон, если бы мы не рассмотрели еще одного мотива, не имеющего в сказке своего определенного места; это мотив, получивший название магического бегства.
Бегство не имеет своего определенного места относительно тех мотивов, за которыми оно следует. Но оно обычно стоит в конце сказки, иногда даже после брака.
Исчезновение Олеси стало для Ивана Тимофеевича неожиданностью, это было настоящим магическим бегством. И все, что осталось «на память об Олесе и об ее нежной и великодушной любви»- это нитка дешевых красных бус.













1.4. Композиционные особенности

Мы рассмотрели повесть в последовательности составных частей ее композиции. Приведенных примеров достаточно для того, чтобы утверждать о сходстве повести Куприна с волшебной сказкой не только на сюжетном, но и на композиционном уровне. Рассмотрим некоторые композиционные особенности повести в сравнении со сказкой.
Запрет "не покидать высока терема" в сказках неизменно нарушается. Никакие замки, никакие запоры, ни башни, ни подвалы ничто не помогает. Немедленно после этого наступает беда. Какая-либо беда основная форма завязки.
Развитие событий в повести тоже связаны с запретами. Ярмола, как мы уже говорили, запрещает Ивану Тимофеевичу ходить в лес к ведьмакам. Мануйлиха запрещает внучке оставаться наедине с паном, но Олеся решает по- своему: «Ну да, не хочет..Что ж!.. Разве я не вольна делать ,что мне нравится?» Из беды и противодействия создается сюжет.
Вслед за посажением в башню или темницу в сказках обычно следует похищение. Чтобы изучить это похищение, мы должны будем изучить фигуру похитителя. Основной, главнейший похититель девушек змей. Он появляется молниеносно, уносит девушку и исчезает. Герой за ним отправляется, встречает его, и между ними происходит бой. Бой со змеем - кульминационный пункт всей сказки.
Кульминационным моментом в повести Куприна также является поединок с противником. Противником здесь выступают деревенские бабы, враждебно настроенные против колдуньи. «Тотчас же на земле закипела свалка, и десятки тел смешались в одну общую кричащую массу».
Сказки как правило заканчиваются хорошо: « Стали они жить поживать да добра наживать». Обычно к концу сказки беда обращается в благо. Похищенная царевна благополучно возвращается с женихом, изгнанная падчерица возвращается с богатыми дарами и часто также вслед за тем вступает в брак.
Однако в повести Куприна «волшебная сказка любви» заканчивается трагично. Влюбленные расстаются.
Таким образом, мы в нашем исследовании вынуждены признать единственное композиционное несоответствие повести Куприна с волшебной сказкой.























Заключение

Таким образом, мифологический подход к анализу литературного произведения позволяет сделать главный вывод: сюжет и композиция повести И.А. Куприна « Олеся» уходят корнями в волшебную сказку. Автор повести использует набор вечных образов и сюжетов - архетипов,- возможно даже не подозревая об этом, тем самым мы подтверждаем гипотезу К. Юнга.
Читателю, незнакомому с таким подходом к литературному произведению , может даже показаться, что совпадение повести с волшебной сказкой здесь слишком полное, подозрительно полное. Не следует ли это сходство отнести больше за счет изложения, чем за счет сходства по существу? Не выбраны, не выхвачены ли здесь некоторые эпизоды со специальной целью сделать их похожими на сказочные мотивы? Такое подозрение вполне уместно, когда сходство слишком велико. Однако совпадение здесь касается не деталей, оно исходит из общечеловеческих мотивов, которые проявляются в литературе.
Волшебную сказку можно назвать тем стержнем, который раз создавшись, впитывает в себя из новой, более поздней действительности, некоторые новые частности или осложнения. С другой стороны, новая жизнь создает новые жанры , вырастающие уже на иной почве, чем композиция и сюжеты волшебной сказки. Другими словами, развитие идет путем наслоений, путем замен, переосмысления и т. д
Вторая жизнь вечных образов в литературе является важным фактором, устанавливающим непрерывность человеческой культуры и значимость ее первооснов.
Человечество не может не возвращаться к уже известному, осмысляя это известное по-новому, и потому «обновление старых сюжетов» соответствует «целям человеческого развития».






Список литературы

Бахтин М.Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975;
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989;
Куприн А.И. Повести и рассказы.- М. Художественная литература,1986;
Пропп В. Исторические корни Волшебной сказки.- Ленинград ,Изд-во ЛГУ, 1986;
Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Пер с англ. Москва–Киев: Порт-Рояль-Совершенство, 1997




















































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15