Разработка урока Действие жидкости и газа на погруженное в них тело


Разработка урока физики в 7 классе.
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Цель урока: выяснить природу выталкивающей силы экспериментальным путем, продолжить формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам. Способствовать формированию интереса к предмету.
Задачи урока: 1) выяснить причины возникновения выталкивающей силы;
2) научиться определять направление и величину выталкивающей силы;
3) изучить действие жидкости на погруженное в них тело;
4) развивать логическое мышление учащихся и навыки самостоятельной работы;
5) воспитание активного отношения к познанию окружающего мира.
Оборудование: рычаг на штативе, 2 стакана с водой, калориметрические тела, линейка, поваренная соль, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанная ниткой).
Ход урока.
1.Актуализация знаний учащихся.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке вы будите не просто учениками, а физиками-экспериментаторами, исследующими действие жидкости на погруженное тело. Вы знаете, что процесс научного творчества состоит из звеньев:
исходные факты
гипотеза

следствия

эксперимент

исходные факты.
Все это звенья процесса научного познания.
Предмет нашего исследования для науки не нов, он уже изучался древнегреческим математиком и физиком Архимедом. Нам предстоит открыть этот закон снова.
2.Работа с учащимися по теме.
Демонстрация.
Учитель демонстрирует растяжение пружины под действием груза в воздухе и воде. Учащиеся отмечают различия в растяжении пружины и делают вывод о существовании выталкивающей силы.
Учащиеся самостоятельно ставят цель своего исследования (в ходе исследования выяснить от чего зависит выталкивающая сила) и записывают ее в тетрадь.
3.Выдвижение гипотез.
Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от:
объема тела;
его веса (или массы);
плотности жидкости;
глубины погружения;
формы тела.
Гипотезы записываются в тетрадь.
4.Экспериментальная работа.
Проверка зависимости Fвыт. от V тела. Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы (цилиндр из алюминия и картофелина), добиваются его равновесия, затем погружают тела в воду. Наблюдают нарушение равновесия, делают вывод о прямой пропорциональности Fвыт. от V тела. Делают запись в тетрадь.
Проверка зависимости Fвыт. от веса (или массы) тела. Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются равновесия, затем погружают в воду. Равновесие не нарушилось, значит, выталкивающая сила от массы тела не зависит. Делают запись в тетрадь.
Проверка зависимости Fвыт. от глубины погружения тела в жидкость. Учащиеся подвешивают два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают тела на разную глубину. Равновесие не нарушилось, делают вывод о независимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость. Делают запись в тетрадь.
Проверка зависимости Fвыт. от формы тела. Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одинакового объема, но разной формы, добиваются равновесия и погружают тела в воды. Равновесие не нарушилось, и делают вывод о независимости выталкивающей силы от формы тела и делают записи в тетрадь.
Проверка зависимости Fвыт. от плотности жидкости. Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно в воду, а другой в насыщенный раствор соли. Делают вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и делают запись в тетрадь.
5.Физкультминутка.
Чаще всего люди аплодируют на концертах и на собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом концерте или собрании. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как...
- бурные, восторженные;
- громкие, подбадривающие;
- сдержанные, деликатные;
- ленивые, снисходительные;
- заискивающие, подхалимские.
6. Вывод формулы выталкивающей силы.
Учитель на доске выводит формулу выталкивающей силы, архимедовой силы и обращает внимание на то, от каких величин зависит выталкивающая сила, куда направлена архимедова сила. Учащиеся отмечают соответствие с экспериментом.
7.Закрепление.
Организации нашего исследования мы использовали этапы научного познания, показали себя хорошими экспериментаторами, а теперь попробуем ответить на вопросы:
1.Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать. Что жидкость вытолкала генерала в шею?
2.Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а пересоленном спасает вплавь?
3.Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
8.Рефлексия. Анкета.
Школьникам предлагается небольшая анкета.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
9.Домашнее задание: § 48-49, № 611Лукашик.