Конспект внеклассного мероприятия «Чудеса на математических переменках» для 5 — 9 классов


Чудеса на математических переменках

Внеклассное мероприятие для 5 – 9 классов



Предлагаемый материал можно использовать в рамках недели математики или в качестве материала для кружков, внеклассных мероприятий. Математические переменки способствуют развитию личностных качеств обучающихся, активизируют их мыслительную деятельность, поддерживают и развивают пусть и небольшие творческие взлёты.



Учитель математики СКОШИ «Эверест» г. Екатеринбурга
Кочева Елена Владимировна

01. 04. 14.

































[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Одним из путей повышения интереса к предмету является хорошо организованная внеклассная работа – например, проведение предметной недели. Предлагаемый материал можно использовать в рамках недели математики на переменах или в качестве материала для кружков, внеклассных мероприятий. Проведенные математические переменки способствуют развитию личностных качеств обучающихся, активизируют их мыслительную деятельность, поддерживают и развивают пусть и небольшие творческие взлёты. Материал составлен для учащихся 5-9 классов специальной коррекционной школы VI вида, который можно использовать и для учащихся общеобразовательных школ.
Цель: совершенствовать вычислительные навыки учащихся; познакомить учащихся с приемами умножения на 9 разными способами; рассказать и показать другие способы умножения на двузначное и трехзначное число с помощью дополнительных построений (линий, кругов); формирование активного познавательного интереса к предмету средствами увлекательных математических переменок.
Оборудование: таблички с заданиями или задания на слайдах на интерактивной доске, цветной мел, чистые листочки, карандаши.
Ход занятия
Учитель: Я, как главный фокусник и мой помощник, приветствуем вас в студии «Математические чудеса». Мы все изучали таблицу умножения и помним ее. Сегодня мы собрались на переменке, чтобы узнать, как умножали в древности, как с помощью пальцев умножить на 9, рассмотреть необычный способ умножения на 9.
Помощник: А так же познакомимся с быстрым способом умножения двузначных чисел на 11, попытаемся разобраться с необычным способом умножения на двузначное и трехзначное число.
Учитель: И в завершении нашей переменки вы увидите математический фокус. Тот, кто сумеет разгадать секрет этого фокуса, получит приз.
Помощник: А как изучали таблицу умножения в древности?
В римской школе таблицу умножения заучивали только до пяти, а дальше считали на пальцах. Римский писатель Цицерон (1в. до н.э.) считал такой метод преподавания неверным.
Для перемножения чисел А и Б, которые оба больше пяти, но меньше десяти, нужно было вытянуть на одной и другой руке столько пальцев, на сколько единиц данные числа, каждое в отдельности, больше 5.
- Сумма чисел вытянутых пальцев дает разряд десятков произведения.
- К ним надо прибавить произведение чисел, соответствующих оставшимся загнутым пальцам (оба эти числа меньше пяти).
Например: я хочу найти произведение чисел 6 и 8, то на одной руке вытягиваю 1 палец (т.к. 6-5=1), на другой 3 пальца (8-5=3). Сумма чисел 1и 3 равно 4 (3+1=4). Это число десятков. Остались загнутыми 4 и 2 пальца. Нахожу их произведение 413 EMBED Equation.3 14152=8. Это число единиц. Получилось 48.
Как интересно! А вы, ребята, так сможете? Давайте попробуем.
Например: 713 EMBED Equation.3 14158, 613 EMBED Equation.3 14159.
Помощник: Я могу показать вам, как вспомнить умножение на 9, выполняя всего лишь одно действие вычитания. А также рассмотрите, какая получается закономерность в записи чисел ответов при умножении на 9. Посмотрите, что получается:
913 EMBED Equation.3 14151 = 10 – 1 = 9 913 EMBED Equation.3 14151 = 09
913 EMBED Equation.3 14152 = 20 – 2 = 18 913 EMBED Equation.3 14152 = 18

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 913 EMBED Equation.3 14158 = 72
913 EMBED Equation.3 14159 = 90 – 9 = 81 913 EMBED Equation.3 14159 = 81
913 EMBED Equation.3 141510 = 100 – 10 = 90 913 EMBED Equation.3 141510 = 90
Учитель: Я знаю быстрый способ умножения чисел на 9.
Положите перед собой раскрытые ладони, отсчитывайте слева направо палец с тем номером, который вы хотите умножить на 9. Загните этот палец вниз (поднимите) в зависимости от двигательных возможностей пальцев рук. Тогда число пальцев слева от загнутого (поднятого) - это число десятков в ответе. А число пальцев справа от загнутого (поднятого) – число единиц в нем. Например: 613 EMBED Equation.3 14159=54, слева от загнутого – 5 пальцев (десятки произведения), справа от загнутого – 4 пальца (единицы произведения).
Помощник: Я расскажу, как быстро умножить двузначное число на 11. Например: 63 13 EMBED Equation.3 1415 11 = 6 9 3
(6+3=9) или 45 13 EMBED Equation.3 1415 11 = 4 9 5
(4+5=9) или 86 13 EMBED Equation.3 1415 11 = 8(1 4) 6 = 9 4 6
(8+6=14), (8+1=9).
Задание: проверьте, правильно ли выполнено действие, используя способ умножения столбиком.
Учитель: Существует необычный способ умножения на двузначные и трехзначные числа. Например: А) 12 умножить на 34 . В первой строке рисуем два круга (12 – 1 десяток – 1 круг), во втором ряду рисуем по два круга: один в другом (12 – 2 единицы – 2 круга). В первом столбике делим круги на 3 части (34 – 3 десятка – 3 части), а во втором столбике делим круги на 4 части (34 – 4 единицы – 4 части). Пунктиром разделяем на три области: 1 круг – первая область, 2 и 3 круги – вторая область и 4 круг – третья область. Получается, что в первой области – 3 части, во второй области – 10 частей, а в третьей области – 8 частей. Следовательно, 3(10) 8 – 3 сотни, 10 десятков, 8 единиц – 4 сотни 0 десятков, 8 единиц. В результате, в числе 3+1=4 сотни, 0 десятков и 8 единиц, т.е. число – 408.
Задание: попробуйте новым способом выполнить умножение чисел 21 и 13 и рассказать все этапы этого способа.
Учитель: Б) Рассмотрим другой способ умножения 21 и 13. Число 21 – рисуем наискосок сначала 2 линии и затем 1 линию. Затем в другую сторону наискосок 1 линию и 3 линии – 13. Разделяем пунктирной линией на три части и считаем, сколько точек получилось при пересечении линий в каждой части. Получилось, что в первой части 2 точки - 2 сотни, во второй 7 точек - 7 десятков, а в третьей 3 точки - 3 единицы. Таким образом, произведение чисел 21 и 13 равно 273.
Задание: попробуйте новым способом выполнить умножение чисел 123 и 321. Проверьте, правильно ли выполнено действие, используя способ умножения столбиком.

Помощник: Я хочу показать математический фокус «Предсказывание результата».
А) Первой число я пишу – 159 654. Под ним предлагаю записать любое шестизначное число. Под записанным снова я пишу шестизначное число, затем – предлагаю записать следующее любое шестизначное число и последнее число пишу я. Предлагаю сложить пять шестизначных чисел или столбиком или с помощью калькулятора. Какое число получилось в результате? Я могу заранее сказать, что это число – 2 159 652.
Б) Можно предложить четырехзначное число – 1 528 и выполнить записи чисел по ранее указанному правилу. В результате получится число – 21 526.
В) Другой вариант фокуса - трехзначное число 372 и результат сложения – 2 370.
Г) Для устного счета можно предложить двузначное число – 13 и результат сложения – 211.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


6 – учитель









Задание. Попытайтесь объяснить этот математический фокус. Кто угадает в чем секрет этого фокуса, того ждет приз.
До новых встреч на математических переменках!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native