Внеклассное мероприятие по русской литературе Испытание человека войной в рассказе Михаила Шолохова Судьба человека


Тема. Шолохов «Судьба Человека»
Автор: Учитель – дефектолог
І квалификационной категории
Шаповал Татьяна Петровна.
Макеевской специальной
общеобразовательной
школы – интерната № 35
Задачи мероприятия
Прививать обучающимся интерес к истории своей Родины, к чтению серьезной классической литературы,
содействовать военно-патриотическому воспитанию, нравственному воспитанию обучающихся на примере литературных героев. •
воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к со стороны обучающихся .Оборудование:
репродукции картин о ВОВ,
фрагменты экранизации произведения “Судьба человека”,
портрет Михаила Шолохова,
его книги,
издания рассказа разных лет,
тексты рассказа.
I. Вступительное слово учителя:
22 июня 1941 года около 4 часов утра немецкая авиации нарушила границы СССР, началась Великая Отечественная война. Мирное небо, спокойная жизнь, выпускные вечера, веселые лица людей – вот что предшествовало главным событиям в рассказе замечательного писателя, Лауреата Нобелевской премии М.А.Шолохова, перу которого принадлежат многие произведения.
II. – Кто может назвать его произведения?
Рассмотрим выставку работ писателя.
– Кто является главным героем рассказа, о котором сегодня пойдет речь?– Прочтите тот эпизод, где говорится о жизни Андрея Соколова до войны.
На экране выплывает дата “1941 год”, звучат слова “Но вот она война…”
Экскурс в историю: эти страшные дни нашли отражение в произведениях живописи, скульптуры, кинематографии, музыки и, конечно, литературы. В самые первые дни войны А.Ахматова обратилась ко всем женщинам со словами клятвы (звучит стихотворение “Клятва” в исполнении обучающегося).
Весь народ встал на защиту своей Родины, ведь на русской земле должна звучать русская речь:
И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово… (исполняет обучающийся)
Всем известно, какой ценой далась нам победа над фашизмом.
Михаил Шолохов в своем рассказе, опубликованном в 1956 году, поднимает проблему психологии личности во время войны.
Этот рассказ о простом человеке на большой войне. Перед нами не просто история жизни, а судьба человека. Русский человек прошел через все ужасы войны и ценой огромных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь.
Здесь поднимается проблема психологии русского солдата.
– От какого лица ведется повествование?– В чем помогает нам повествование от первого лица?
На экране сцена прощания Андрея с семьей.
– Что поражает в этой сцене? (“Умирать буду, а не прощу себе…” Ушел Андрей на фронт, и вся жизнь как бы пошла под откос. Страдание героя – это не эпизод, связанный с судьбой одной личности, эта судьба Родины. В этом и заключается смысл рассказа. Подвиг человека предстает перед нами в рассказе Шолохова не на поле боя, не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена.
Именно здесь раскрывается характер главного героя: не раз смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе силы и, несмотря ни на что, сохранил чувство собственного достоинства). (Слово учителя.)
Рассматриваем и анализируем следующие эпизоды:
– Первый побег.– Сцена в комендатуре.– Второй побег.
(После выступлений обучающихся учитель обобщает их мысли.)
Еще большим испытанием становится для героя потеря родных.
Рассматриваем эпизод возвращения Соколова в Воронеж и гибель его семьи.
– Что ощущал в этот момент герой?
Зачитываем отрывок о смерти сына Анатолия.
(На экране без звука идет этот эпизод.)
Слово учителя:
Своему случайному собеседнику он говорит: “Иной раз не спишь…”
– Что можем мы сказать о герое, прошедшем через все ужасы фашистского плена? (Не сломался, не ожесточился, смог сохранить самое главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность.)
– Попробуем это доказать (рассматриваем эпизод усыновления Вани).
На экране фрагмент диалога в машине. (Соколов усыновил сироту, заменив ему отца. Он полюбил Ванюшу, согрел его заботой, и сам понемногу стал возвращаться к жизни.)Звучит финал рассказа в исполнении учителя.
III. Мы видим, что наш герой думает прежде всего об обязанностях перед народом, перед Родиной. Это и есть народная мораль. Вот почему судьба Сокола – судьба народная.
Этот рассказ с потрясающей силой показал трагическую историю жизни обычного человека и покорил весь мир. Это было более полувека тому назад, но и сегодня гремят взрывы, раздаются выстрелы, течет кровь, плачут матери.
(На экране соответствующие сюжеты.)
Пусть же будет мир во всем мире, пусть ярко светит солнце и смеются дети, но память наша навсегда сохранит те страшные события.
Звучит отрывок из “Реквиема” Рождественского в исполнении подготовленного учащегося.