Рабочая программа по технологии ( индустриальные технологии ) 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Кавалерово»
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей технологии
___________________

Протокол № ___
От «___» _________ 20г.
Согласовано
зам. директора по УВР
МБОУ СШ №1
__________
Цветкова О. А.
Протокол № 1 от
«28» августа 2015г.
Утверждаю
Директор МБОУ СШ №1
________________
Рехтюк О. В.

Приказ № 44-ОД
«28» августа 2015г.










Рабочая программа


ПО ТЕХНОЛОГИИ

для 9 класса






Рабочую программу составил учитель _______________Шаманин А.В.
подпись расшифровка подписи











Кавалерово
2015
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Мы живем в окружении предметов, изготовленных в основном из металлов. Чтоб использовать методы наиболее эффективно, необходимо знать их свойства и уметь обрабатывать.
Данная программа разработана для обучающиеся 9 классов общеобразовательных школ. Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология». Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Технический труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Данная программа актуальна и полезна для учеников, так как способствует ориентации школьников планирующих в дальнейшем индустриально-технологический профиль обучения и профессиональное обучение по профессии «Водитель автомобиля, слесарь».
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Это очень важно для нашего промышленного района, поэтому в настоящее время ситуация на современном рынке труда складывается таким образом, что очень не хватает квалифицированных рабочих кадров.

Цели:
– формирование представлений о современном рынке труда, условиях, требованиях и специфике профессии "Водитель автомобиля";
– формирование положительной мотивации у обучающихся;
– повышение уровня готовности обучающихся к освоению программ профессионального образования.

Задачи:
– дать обучающимся знания о требованиях, которые предъявляет данная профессия к человеку;
– создать условия для развития профессиональных интересов, планов и намерений;
– повысить уровень готовности обучающихся к освоению программ профессионального образования;
– развить умение планировать, корректировать и реализовывать личные и профессиональные планы;
– формировать первоначальную систему знаний, умений и навыков в данной области.

Программа способствует подготовке обучающихся к дальнейшему выбору индустриально-технологического профиля, так как с ними проводится психологическое тестирование, знакомство с профессией слесарь, водитель автомобиля и ее специализациями (слесаря - сборщика, слесаря - ремонтника, слесаря - инструментальщика, слесаря - наладчика, слесаря - монтажника) ,характером, содержанием и условиями деятельности.
В процессе теоретического обучения обучающиеся приобретают общетехнические знания о машиностроительных материалах, допусках, посадках, технических измерениях и специальные знания по технике и технологии выполнения слесарных работ. Изучают назначение, виды и устройство используемого оборудования, приспособления и инструменты, назначение и приемы выполнения рабочих операций.
Особое внимание уделяется формированию у обучающихся знаний о принципах выбора необходимого инструмента и приспособлений, способов выполнения операций, методов контроля качества выполнения работ.
Основной задачей практического обучения является формирование умений и навыков при выполнении слесарных операций. Особый акцент в образовательном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного изделия.
При выборе конструкции изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр
качества детали (форма, размеры) выступает для обучающихся как специальная задача анализа, выполнения и контроля.

Методы и формы обучения:
- лекции;
- самостоятельная работа с различными источниками информации;
- практические работы творческого и репродуктивного характера;
– наглядные методы технологического обучения, связанные с применением технических средств;
– проектная деятельность.

Формы организации занятий: индивидуальная, групповая.
В ходе изучения по зачетной системе оценок оцениваются текущие практические работы обучающихся по точности выполнения требований к заданию, а также уровень самостоятельности, проявленный при выполнении задания.
Контроль уровня усвоения программы осуществляется по правильности, грамотности и аккуратности выполнения практических заданий.
Программа способствует подготовке обучающихся выбирающих в дальнейшем индустриально-технологичексий профиль обучения, а также их дальнейшему самоопределению.
Программа способствует подготовке обучающихся выбирающих в дальнейшем индустриально-технологичексий профиль обучения, а также их дальнейшему самоопределению.

Форма итогового контроля: мини-проект

Особенности ведения программы
В 9 классах, при отборе содержания, форм и методов обучения и разработке каждого занятия учитывались следующие психологические особенности детей:
– неустойчивое внимание;
– недостаточный объем внимания;
– малый объём памяти и трудности запоминания вербального материала;
– трудности в формировании ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнительных обобщений;
– трудности в уровне сформированностиметапредметных компетенций.
Поэтому при преподавании с такими учениками выделяется ряд особенностей:
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения (темп обучения, уровень сложности заданий, наглядности и т.д.);
– организация постоянной обратной связи при контроле и оценивании;
– проведение тренировки самоподготовки в самоусвоении учебного материала;
– затруднения в понимании и выполнении инструкций, работы с информацией, удержания цели деятельности и контроля выполнения задания;
– создание атмосферы понимания, взаимоуважения и ситуации успеха.

В результате изучения обучающиеся будут:
Знать:
- правила внутреннего распорядка и безопасности труда, пожарной безопасности, производственной гигиены и санитарии.
- основные требования к организации рабочего места;
- наименование и назначение простого рабочего инструмента;
- назначение и правила применения простого и средней сложности контрольно-измерительного инструмента;
- правила чтения чертежей и эскизов;
- сущность технологического процесса, способах выполнения основных слесарных операций;

Уметь:
- соблюдать правила внутреннего распорядка и безопасности труда,
пожарной безопасности, производственной гигиены и санитарии;
- выбирать и настраивать инструмент, приспособления и оборудование
для выполнения заданных слесарных работ;
- пользоваться контрольно-измерительным инструментом и приспособлениями;
- определять основные причины дефектов и неточностей обработки,
представлять и устранять их;
- пользоваться несложными чертежами и эскизами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН МОДУЛЯ «АВТОДЕЛО»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МОДУЛЯ «АВТОДЕЛО»

п/п
Наименование раздела
Количество часов

1.
Роль профессиональной пробы в выборе профессии
1

2.
Охрана труда и техника безопасности.
2

3.
Транспорт, его категории и виды.
4

4.
Виды автомобильного транспорта.
2

5.
Общая характеристика профессии «водитель». Характеристика категорий транспортных средств «А», «В», «С», «Д», «Е».
2

6,
Психофизиологические качества, необходимы водителю ТС.
2

7.
Техническая эксплуатация автомобиля
12

8.
Управление транспортным средством
8

9.
Заполнение транспортной документации
1


ИТОГО
34







УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МОДУЛЯ «АВТОДЕЛО»

Наименование раздела / темы

Количество часов
Методы и формы обучения
Виды и формы контроля



всего
теории
практ.



1
Роль профессиональной пробы в выборе профессии
1
1

Рассказ, беседа

Выходной Тестирование

2
Охрана труда и техника безопасности
2
2

Лекция, демонстрация

Текущий опрос


3
Транспорт, его категории и
виды.
4
4

Лекция, демонстрация

Текущий фронтальный опрос


4
Виды автомобильного
транспорта.
2
1
1
Лекция, демонстрация ,
практическая работа

Текущий практикум

5
Общая характеристика профессии
«водитель». Характеристика категорий транспортных средств «А», «В»,C», «Д»,
2
2

Лекция, беседа

Текущий фронтальный опрос

6
Психофизиологические качества, необходимые водителю ТС


2
2

Тестирование (психол)


7
Техническая эксплуатация автомобиля
12
6
6
Инструктаж,
практическая работа

Текущий практикум

8
Управление транспортным средством

8

8
Инструктаж,
практическая работа
Текущий практикум

9
Заполнение
транспортной документации
1

1
Инструктаж,
практическая работа

Текущий практикум

Итого
34
18
16





СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
«АВТОДЕЛО»
Тема № 1. Роль профессиональной пробы в выборе профессии - 1 час.
Теоретическая часть - 1 часа
Введение: знакомство с целями и задачами модуля. Основные понятия ( тезаурус), используемые в модуле, Требования, предъявляемые к учащимся при прохождении модуля
Содержание и характер организации профессиональных проб, их роль и функции в обоснованном выборе профессии (специальности), в формировании профессиональной этики.
Тема № 2. Охрана труда и техника безопасности - 2 часа

Теоретическая часть - 2 часа
Охрана труда и техника безопасности, организация рабочего места на теоретических и практических занятиях в межшкольном учебном комбинате.
Общие сведения о научной организации труда на рабочем месте, правила безопасности труда, санитарии и гигиены, пожарной и электробезопасности.
Тема № 3. Транспорт, его категории к виды - 4 часа

Теоретическая часть -4 часа
Определение понятия «транспорт». Категории транспорта: транспорт общего пользования, транспорт специального пользования и личный (индивидуальный) транспорт. Краткая характеристика видов транспорта: водный, автомобильный, железнодорожный, воздушный и др.
Тема № 4, Виды автомобильного транспорта - 2 часа,
Теоретическая часть -1 час
Виды автомобильного транспорта; личный и общественный. Типы автомобильного транспорта: велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль, троллейбус, трамвай и др. Преимущества и недостатки автомобильного транспорта.

Практическая часть -1 час
Брейн-ринг «Безопасность на дорогах».
Тема № 5. Общая характеристика профессии «водитель», Характеристика категорий транспортных средств «А», «В», «С», «Д», «Е» - 2 часа.

Теоретическая часть-2 часа
Общая характеристика профессии: назначение, основные решаемые задачи, профессионально-важные качества, медицинские противопоказания, требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке
Определение классности водителей автомобилей.
Документы, которые водитель механического ТС обязан иметь при себе и предоставить для проверки работникам милиции.
Категория А - мотоциклы. Категория В - легковые и малые грузовые автомобили. Категория С - грузовые автомобили. Категория D - автобусы, Категория Е- составы транспортных средств с тягачом.
Тема № 6. Психофизиологические качества, необходимые водителю ТС -2 часа
Теоретическая часть-2 часа
Проведение тестирования на внимание, реакцию, эмоциональные качества.
Тема № 7. Техническая эксплуатации автомобиля - 12 часов.
Теоретическая часть-6 часов
Общее устройство и работа двигателя, трансмиссии, назначение и состав ходовой части, устройство и принцип работы тормозных систем, рулевого управления, источники и потребители электрической энергии.
Практическая часть - 6 часов.
Устранение неисправностей, не требующих разборки узлов и агрегатов: проверки и доведение до нормы давления в шинах колес, замена колеса, замена плавкого предохранителя, проверка технического состояния аккумуляторной батареи и доведение до нормы уровня электролита, замена неисправных электроламп, замена щеток стеклоочистителей
Тема № 8. Управление транспортным средством - 8 часов.

Практическая часть - 8 часов,
Отработка навыков вождения на автотренажере. Разбор ситуационных задач по правилам
дорожного движения.
Тема № 9.Заполнение транспортной документации - 1 час

Практическая часть - 1 час
Оформление доверенности. Путевой лист. Заявление на выдачу лицензии на перевозку пассажиров и грузов. Квитанция на оплату штрафов, извещение о ДТП.




Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
для учащихся:
Технология : 9 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Н. Богатырев [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
- Твоя профессиональная карьера : учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2011.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. 183 с.
Для учителя:
- Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства : учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. - М..
-  Симоненко, В. Д. Технология : 9 класс : методические рекомендации / В. Д. Симоненко, П. С. Самородский, Н. В. Синица. -М. : Вентана-Граф, 2009.
-  Технология : программы начального и основного общего образования / М. В. Хохлова [и др.]. - М. : Вентана-Граф, 2011.
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.
3. Педагогическая    подготовка     профессионального     самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.
4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.
5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.
7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:
Учебник для учителя.
8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с.

Список специальной литературы
Громоковский Г.Б. Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий«А» и «В» с комментариями / Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С.
Репин и др. - М.: ООО ИДТР, 2011. - 208 с.
Берг, А.Т. Правила дорожного движения Российской Федерации / А.Т.Берг. - М : А Гберг 98,2011.

Громоковский, А.А. Сдаём на права / А.А. Громоковский. - [Эффективный курс по
ПДД и вождению (+ CD с обучающей мультимедийной системой)]. - Спб.: питер, 2014-240с.
Цибин В.С Легковые автомобили: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов ср. шк. М.: Просвещение, 1993-224 с.

Шухман, КХИ. Основы управления автомобилем и безопасность движения ЮМ. Шухман. - М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2008, 160 с.
Зеленин, С.Ф. Учебник по вождению автомобиля / С.Ф.Зеленин М : Мир / ате 2010. -80 с: ил.
15