Экзаменационные билеты по дисциплине Русский язык


Экзаменационные билеты
по дисциплине «Русский язык» за курс обучения
БИЛЕТ № 1

О доброте
Доброта вещь уд..вительная. Она сбл..жает как н..что другое. Она тот язык, на котором с вами всякий захоч..т разговаривать на котором мы только и мож..м понять друг друга. Доброта избавляет нас от од..ночества душевных ран и непроше(н,нн)ых обид. Мы больше получ..м, чем отдадим если будем чаще вспом..нать про то что человек становится Человеком только благ..даря другому человеку.
(По В.Розову)
БИЛЕТ № 2
О дружбе
Дружба это школа воспитания чел..веческих чу..ств. Дружба нужна нам  не для того чтобы чем(то) заполнить время а для того чтобы утверждать в чел..веке и прежде всего в самом себе д..бро. Я сч..таю одним из самых главных правил м..рального воспитания то чтобы в годы отр..чества и ра(н,нн)ей юност.. каждый пережил глубокое ч..вство восхищения духовным благ..родством человека влюбился в него. От этого завис..т вера в чел..века в красоту чел..веч..ности. Если этого нет душа человека пуста.
(По В. Сухомлинскому)
БИЛЕТ № 3
О красоте
С того времени, как человек стал человеком, с того времени когда он засм..трелся на красоту вечерн..й з..ри и стал всматриват..ся в самого себя.
Красота это глубоко человеческое. Это радость нашей жизн..
Человек стал Человеком потому что увид..л глубину лазурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й з..ри б..гровый закат перед ветре(н,нн)ым днем бесконечную даль степей журавли..ую стаю в голубом небе серые нити дождя в пасмурный осе..ий день - увидел и изумле(н,нн)ый пошел по земле созд..вая новую красоту.
(По В. Сухомлинскому)
БИЛЕТ № 4
Спроси у совести своей
Спокоен и счас..лив тот кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того кто разм..нулся с ней поступился совестью ради сиюминутной выгоды или хуже того отрёкся от неё из лич..ного эгоизма. Совес..ливый человек (не )обманет (не) украдёт (не) предаст (не) схалтурит. В час..ной жизн.. не оставит без помощи и вн..мания старых родителей или собственного ребёнка не обид..т слабого и не унизит себя л..цемерием и лестью.
Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделё(н,нн)ый чу..ством достоинства справедливостью добротой. ( По В. Ткаченко)
БИЛЕТ № 5
Человек должен быть интеллигентен!
 Многие думают: интеллигентный человек это тот который много читал получил хорош.. обр..зование много путешествовал знает несколько языков.
Интеллигентность не только в знаниях а в сп..собностях к пон..манию другого. Она про..вляется в тысяче и тысяче мелочей в умени.. ув..жительно спорить в  умени.. незаметно помоч.. другому, береч.. природу, даже в привычке вести себя скромно за столом не мусорить вокруг себя – (не) мусорить окурками или руган..ю, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).
Интеллигентность способность к пон..манию к восприятию это терпимое отн..шение к миру и к людям.
( По Д.С. Лихачеву)
БИЛЕТ № 6
Родина
Помни что Родина это твоя к..лыбель твой дом очаг твоего счаст..я. Это земля твоих пре..ков, на которой пр..лито много крови и пота.
   Родина это ласковая и требовательная мать. Матери больно если ее сын стал плохим чел..веком – ленивым бе..сердеч..ным слаб..вольным л..цемерным нечес..ным. Родине, как родной матери, больно когда ты не станеш.. настоящим чел..веком. Живи и трудись так чтобы Родина г..рдилась тобой. Умей увид..ть себя самого с самой высокой вершины – с точки зрения высших интересов родного народа. Г..рдись своими пре..ками.
(По В. Сухомлинскому)
БИЛЕТ № 7
Любовь к земле
Родное поле! Все крест..янские надежды и ч..яния извечно связаны с ним. Едва только о..бушуют весе(н,нн)им половод..ем реки закурится после зимней спячки с..ним дымком земля запарует а земл..пашец уже в поле. Подставив лицо тёпл.му синему ветру, глубоко вдыхая т..рпкую гореч.. прошл..годней полыни, он всем своим естеством ощ..щает благость весны и такая хмельная радость зал..вает в эти минуты его душу что готов он леч.. на влажную парующую землю и поцеловать её.
(По С. Бугоркову)
БИЛЕТ № 8
Молодость - это вся жизнь
В молодости ф..рмируется не только человек – ф..рмируется вся его ж..знь все его окружение. Если он правильно выб..рет  себе друзей ему будет ле..че переносить горе и радость. Рад..сть ведь тоже надо «перенести» чтобы она была самой счастливой самой долгой и проч..ной чтобы она (не) испортила человека и дала наст..ящее душевное б..гатство ...делала человека ещё более щедрым.
Храните мол..дость до глубокой стар..сти и помните пог..ворку: Берегите честь (с)молоду .
Наша молодость это наша старость.
(По Д. С. Лихачёву)
БИЛЕТ № 9
Береза
Какое ру…кое какое милое дерево береза! Береза это (во)истину крест..янское дерево; в ней есть всё и бабий с..тцевый платок и побеле(н,нн)ая хата. И ру…кая печ..! И половик и холщ..вая рубаха и кур..чка ряба и даже молоко которое п..ют на всей земле. Всматриваясь в берез..вый лес в узл..ватые его стволы, вспоминаешь м..золистые, трудовые крестьянские руки.
А м..лодые березки, тоненькие, прямен..кие, как бы на ц..почках пр..поднявшиеся к голубому весе(н,нн)ему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами светл..окую.
Смотр..шь на березу, и проносятся в памяти перел..вчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство – и в душе любовно обнима..шь это дерево как самое тебе бли..кое и дорогое.
(По Н.Жукову)
БИЛЕТ № 10
Берегите природу
Вся природа и самая малая частица её дерево в сквере ромашковая поляна среди домов всё это пр..надлежит всем нам. Мы все х..зяева пр..городных лесов и лес..парков речек и прудов - всего ж..вого пр..красного естестве(н,нн)ого украшения земли. Но если мы хозяева, то несомненно и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за д..бро ответным д..бром. Бездумно спиле(н,нн)ый тополь затопта(н,нн)ый сад «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко пр..носят с прогулки выловленная рыбная молодь в речушке всё это удар по запасам природных б..гатств, которые не безграничны. 
Никакими декретами и законами (не) оградить природу от ущерба если каждый из нас (не) осознает простой истины: нанося вред окружающей среде мы тем самым вредим самим себе.
(По В. Ткаченко)
БИЛЕТ № 11
Книга – верный друг
Книга верный бе..корыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки раз повт..рять (не)доступную сразу мысль, прежде чем её освоит неопытный или л..нивый разум. Только книга может научит.. нас без..шибочно ра..познавать добро и зло истину и ложь красоту и без..бразие.
Старшее пок..ление, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на Земле оставляет ей единстве(н,нн)ое, наиболее полное завещание книгу. Поэтому любите книгу храните её выше всякого другого д..стояния. Учитесь у старших преда(н,нн)ости книге знанию. Пусть каждый образованный и знающий человек не пожалеет времени и досуга чтобы разъяснить всё это тем, кто не умеет пока пользоват..ся книгой.

(По Л. Леонову)
БИЛЕТ № 12
Хорош лес весною
Хорош лес ра(н,нн)ей и поздней весною когда начинает пробуждат..ся в нем с..крытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпа(н,нн)ые надувшимися см..листыми почками тонкие ветки берез. Начинают петь первые пр..летные птицы токуют в глухих местах тяжелые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями н.здрястый снег. На лесных полянах первые появились пр..талины. На обнаж..вшихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое()где на пр..греве начинают зацветать ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет см..листыми почками к..рою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева весь в лучах восходящего солнца воркует дикий голубь-витютень.
Многое можно услышать в пробуждающемся весе(н,нн)ем лесу.
(По И. Соколову-Микитову)
БИЛЕТ № 13
Чехов – несравненный художник
И д..стоинство его творчества в том что оно понятн.. не только ру…кому но и всякому человеку. А это главное. Он брал из жизни то что вид..л, и если брал что()нибудь то передавал уд..вительно образно и понятно, до последних черточек. Главное же он был всегда искренен. А это великое д..стоинство в писателе. И благодаря своей искре(н,нн)ости Чехов создал новые, совершенно новые по-моему для всего мира формы писания, подобных которым я (не) встречал нигде. Его язык уд..вителен. Чехов это Пушкин в прозе.
(По Л.Т. Толстому)
БИЛЕТ № 14
Особенный период весны
Погода уже три дня ст..яла тихая и тёплая. На улицах не было видно н.. клочка снега, и грязное место заменилось бл..стящей м..стовой и быстрыми ручьями. С крыш.. уже стекали последние капли, и в п..лисаднике на дерев..ях надувались почки. На дворе была сухая дорожка, и около крыльца между камнями зеленела мш..стая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце ручьи и пр..талинки пахучая свежесть в воздухе и нежно-голубое небо.
Все предметы были освещены ярко и комната повеселела. Какое(то) новое для меня чувство пр..никло мне в душу. Мокрая земля, по которой кое()где выб..вались ярко()зеленые иглы травы бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радос..ное со..нце – всё мне говорило про красоту счастье и добродетель.
(По Л.Т. Толстому)
БИЛЕТ № 15
Старый дуб
Старый дуб, весь пр..ображенный, раскинувш..сь шатром сочной, темной зелени млел чуть к..лыхаясь в лучах вечерне..о со..нца. Ни корявых пальцев ни б.лячек ни старо..о горя и (не)доверия - ничего не было видно. Сквозь жесткую к..ру пробились без сучков сочные м..лодые листья, так что верить нельзя было что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло бе..причинное весе(н,нн)ее чу..ство радости и обн..вления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.
(По Л.Т. Толстому)
БИЛЕТ №16
Бодро, хорошо идти по земле ра(н,нн)им утром. Воздух, еще не ставший знойным, приятно осв..жает гортань и грудь. Со..нце еще не вошедшее в силу, гре..т бережно и ласково. Под к..сыми лучами утре(н,нн)его света все кажется рел..ефнее выпуклее ярче: и мостик через канаву и деревья подножия которых еще затоплены тенью, а верхушки влажно п..блескивают, румяные и яркие. Даже небольшие неровности на дорог.. и по сторонам ее бр..сают свои маленькие тени, чего уж не будет в полдень.
В лесу то и дело попадаются б..лотца, ч..рные и глянцевые. Тем зеленее трава растущая возле них. Иногда из глубины леса пр..бежит ручеек. Он пересекает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесно..о мрака, словно гиган..ский удав, сочный, пышный, нестерпимо яркий поток мха. В середине его почти неестестве(н,нн)ой зелени струился к..фейно()коричневый ручеек.
(По В. Солоухину)
БИЛЕТ № 17
Писатель - психолог
Достоевский тесно связан со всеми своими героями. Его кровь течет в их жилах. Его сер..це б..ется во всех создаваемых им образах. Достоевский р..ждает свои образы в муках, с учащенно бьющимся сердцем и с тяжело пр..рывающимся дыханием. Он идет на пр..ступление вместе со своими героями. Он живет с ними т..танически кипучей жизн..ю. Он кается вместе с ними. Он с ними в мыслях своих п..трясает небо и землю. Из()за этой (не)обходимости самому переж..вать страшно конкретно все новые и новые ав..нтюры он потрясает так, как никто.
(Не)обходимо отметить еще одну особе(н,нн)ость творчества Достоевского. Он стремится пр..близить читателя к потоку калейдоскопу мыслей чу..ств своего героя. Поэтому Достоевского называют писателем-психологом.
(По А.В. Луначарскому)
БИЛЕТ № 18
Оценка творчества
Я н..чего не пишу о Тургеневе потому что слишком многое и все в одной связи имею сказать о нем. Я всегда любил его; но после его смерти только оценил его как следует. Главное в нем это его правдивость.  Тургенев пр..красный человек который хорошо говорит  то самое что он думает и чу..ствует.  Воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и пл..дотворное. Он жил и искал в произведениях своих героев. Он не уп..треблял свой талант (уменье хорошо изображать) на то чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то чтобы всю ее вывор..тить наружу. 
(По Л.Т. Толстому)
БИЛЕТ № 19
Голос молодого поэта
В дни трагической гибели Пушкина Россия услышала голос молодо..о поэта которому суждено было стать пр..емником Пушкина в ос..ротевшей русской литературе.
Это был двадцатидвухлетний корнет, стоящего в Царском селе лейб-гвардии гусарского п..лка - Михаил Юрьевич Лермонтов написавший стихи на смерть Пушкина, скорбные, гневные, обл..чительные. Не только презре(н,нн)ого иностранца чья рука не дрогнула выстрелить в Пушкина обл..чил он в этих стихах. Он обв..нял злобных клеветников которые пр..следовали Пушкина при жизни и направляли руку Дантеса.
В бе..ропотной тишине, царившей тогда в России, это было проявлением (не)слыханной смелости. В несколько дней стихи распр..странились по Петербургу, а
затем стали извес..ны всей грам..тной России.
  ( По И. Андроникову)
БИЛЕТ № 20
Петербург Достоевского
В своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изображает ст..лицу тогдашней России в 60-70-е годы, в пору стремительного развития российского к..питализма. В это время Петербург бурно разр..стался за счет д..ходных домов банкирских контор заводов и рабочих пр..дместий. Петербург Достоевского город с..циальных, общественных к..нтрастов.
Голодный студент Раскольников чу..ствует себя отверже(н,нн)ым среди старинных пр..красных особняков, разряж..нных надменных женщин.
На мосту, с которого открывается величественная невская п..норама, он чуть не попал под б..гатую к..ляску и кучер хлес..нул его кнутом на потеху прохожим. Раскольникову больше по сер..цу нищая Сенная площадь, в окрес..ностях которой влачат нищ..нское существование бедняки. Здесь он чу..ствует себя своим и находит в ней свое..бразную красоту.
(По Ф.М.Достоевскому)
БИЛЕТ № 21
Тип «лишнего человека»
Тип «лишнего человека» зан..мает большое место в литературе 20-60-х годов XIX века. Онегин Печорин Рудин и наконец Обломов – такова эв..люция этого типа в литературе.
«Лишние люди» пр..надлежат к с..словию дворян. Умные, скептичные, склонные к анализу и сам..анализу они имеют достат..чное обр..зование. Они пр..восходят намного представителей своего сословия. Настроенные ре..ко критически они являются тем «бродильным началом», без которого не могла бы развиват..ся общественная мысль а поэтому их историческая роль несомненно велика. Недовольство окружающими и собой свойстве(н,нн)ое им пр..водит их к решительному неприятию существующих порядков. Они неизбежно вступают в к..нфликт с обществом.
БИЛЕТ № 22
Очень важно что читая Паустовского открыва..шь для себя не только одного-другого хороше..о человека но и самого себя открываеш... Словно взял он тебя за руку и п..вел за собой в город счас..ливых людей, и велел: Смотри вместе со мной! Чу..ствуй вместе со мной! И смотр..шь и чу..ству..шь. И дыш..шь просторней и чище – радос..ней.
Может быть это и есть одна из самых важных задач иску(с,сс)тва – открывая человеку доброе в нем самом, делать людей светлее и лучше.  Очень часто говорят и пишут о Паустовском как о несравне(н,нн)ом мастере пейзажа. Природа у К. Паустовского не рама в которую вставлено действие она источник характеров, а сам человек это часть природы, осмысл..вающий через нее самое себя. 
(По К. Паустовскому)
БИЛЕТ № 23
Жизнь и искания П..ера Безухова как и искания Андрея исполнены ист..рического смысла; в своем с..держании они во многом передают и выр..жают то великое явление в русской истории которое именуется декабрис..ским  движением. Как все герои, бли..кие Толстому, он в пост..янных исканиях в с..мнениях в пути.
Женившись на Элен, П..ер все больше ос..знает что семейная жизнь его дурна что наст..ящей сем..и у него нет что жена его безнравственная и развратная женщина. В нем р..стет недовольство, но не другими а самим собой. После всего что произ..шло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бес..мысленной пр..дставляется П..еру вся его жизнь. П..ер переж..вает глубокий душевный кризис. Кризис, переж..ваемый П..ером, это и сильное недовольство собой и связанное с этим желание изм..нить свою жизнь построить ее на новых, добрых началах. 
(По Л.Т. Толстому)
БИЛЕТ № 24
Море смеялось    Под легким дун..вением знойного ветра оно вздрагивало и п..крываясь мелкой ряб..ю осл..пительно ярко отраж..вшей со..нце улыбалось голубому небу тысячами серебр..ных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом н..сился веселый плеск волн в..бегавших одна за другою на п..логий берег песч..ной косы. Этот звук и блеск солнца, тысяч..кратно отраж..нного ряб..ю моря, г..рмонично сл..вались в непр..рывное движение, полное живой радости. Со..нце было счас..ливо тем что светило; море тем, что отражало его л..кующий свет.
(По М.Горькому)
БИЛЕТ № 25
О России
С чего начать разг..вор о России? Мне русскому это непросто большое вид..тся на ра..стоянии. Россия велика. На её тер..итории можно разм..стить тридцать Франц..й или почти два Китая. Всп..минаю, школьный учитель говорил: со..нцу и тому нужно десять часов чтобы от Бер..нгова пролива дойти до Москвы. Может разг..вор начать с того, какая Россия разная? Это и безле..ная, насквозь промёр..шая тундра на Крайнем Севере и дремучая тайга в С..бири; это и горы Урала и Заб..йкалья и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города()мил..ионеры, и крох..тные деревеньки никогда не слыш..вшие пар..возного гу..ка.
( По Б. Короткову)
БИЛЕТ № 26
О красоте
Остановись и ты в изумлени.. перед красотой — и в твоем сер..це расцветет благ..родство. Перед человеком открылась радость жизн.. потому что он услыш..л ш..пот листьев и песню кузнечика журчан..е весе..него ручейка и переливы серебр..ных к..локольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршан..е снежинок и стон метели за окном ласк..вое плескан..е волны и торжестве(н,нн)ую тиш..ну ночи — услыш..л и затаив дыхан..е слуш..ет сотни и тысячи лет ч..десную музыку жизни.
Умей и ты слуш..ть эту музыку. Дорожи красотой береги ее.
(По В. Сухомлинскому)
Эталон ответов
К билету №1
О доброте
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга... Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
(По В.Розову)К билету №2
О дружбе
Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам  не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего, в самом себе добро. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством человека, влюбился в него. От этого зависит вера в человека, в красоту человечности. Если этого нет – душа человека пуста.
(По В. Сухомлинскому)
К билету №3
О красоте
С того времени, как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари и стал всматриваться в самого себя.
Красота — это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни.
Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, бесконечную даль степей, журавлиную стаю в голубом небе, серые нити дождя в пасмурный осенний день- увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.
(По В. Сухомлинскому)
К билету №4
Спроси у совести своей
Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней, поступился совестью ради сиюминутной выгоды или, хуже того, отрёкся от неё из личного эгоизма. Совестливый человек не обманет, не украдёт, не предаст, не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребёнка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. Совестливый -  значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. ( По В. Ткаченко)

К билету №5
Человек должен быть интеллигентен!
 Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).
Интеллигентность – способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
( По Д.С. Лихачеву)
К билету №6
Родина
Помни, что Родина – это твоя колыбель, твой дом, очаг твоего счастья. Это земля твоих предков, на которой пролито много крови и пота.
   Родина – это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если ее сын стал плохим человеком – ленивым, бессердечным, слабовольным, лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, когда ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой. Умей увидеть себя самого с самой высокой вершины – с точки зрения высших интересов родного народа. Гордись своими предками.
(По В. Сухомлинскому)
К билету № 7
Любовь к земле
Родное поле! Все крестьянские надежды и чаяния извечно связаны с ним. Едва только отбушуют весенним половодьем реки, закурится после зимней спячки синим дымком земля, запарует, а землепашец уже в поле. Подставив лицо тёплому синему ветру, глубоко вдыхая терпкую горечь прошлогодней полыни, он всем своим естеством ощущает благость весны, и такая хмельная радость заливает в эти минуты его душу, что готов он лечь на влажную парующую землю и поцеловать её.
(По С. Бугоркову)
К билету № 8
Молодость - это вся жизнь
В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет  себе друзей , ему будет легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.
Храните молодость до глубокой старости и помните поговорку: «Берегите честь смолоду». Наша молодость – это наша старость.
(По Д. С. Лихачёву)
К билету № 9
Береза
Какое русское, какое милое дерево береза! Береза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата. И русская печь. И половик, и холщевая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки.
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую.
Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
(По Н.Жукову)
К билету № 10
Берегите природу
Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов - всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов - всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке - всё это удар по запасам природных богатств, которые не безграничны. 
Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.
(По В. Ткаченко)
К билету № 11
Книга – верный друг
Книга верный бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль, прежде чем её освоит неопытный или ленивый разум. Только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на Земле, оставляет ей единственное, наиболее полное завещание - книгу. Поэтому любите книгу, храните её выше всякого другого достояния. Учитесь у старших преданности книге, знанию. Пусть каждый образованный и знающий человек не пожалеет времени и досуга, чтобы разъяснить всё это тем, кто не умеет пока пользоваться книгой.

(По Л. Леонову)
К билету № 12
Хорош лес весною
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Начинают петь первые прилетные птицы, токуют в глухих местах тяжелые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу.
(По И. Соколову-Микитову)
К билету № 13
Чехов – несравненный художник
И достоинство его творчества в том, что оно понятно не только русскому, но и всякому человеку. А это главное. Он брал из жизни то, что видел, и если брал что-нибудь, то передавал удивительно образно и понятно, до последних черточек. Главное же, он был всегда искренен. А это - великое достоинство в писателе. И благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Чехов - это Пушкин в прозе.
(По Л.Т. Толстому)
К билету № 14
Особенный период весны
Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах не было видно ни клочка снега, и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже стекали последние капли, и в палисаднике на деревьях надувались почки. На дворе была сухая дорожка, и около крыльца между камнями зеленела мшистая трава. Был тот особенный период весны, который сильнее всего действует на душу человека: яркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе и нежно-голубое небо.
Все предметы были освещены ярко, и комната повеселела. Какое-то новое для меня чувство проникло мне в душу. Мокрая земля, по которой кое-где выбивались ярко-зеленые иглы травы, блестящие на солнце ручьи, пахучий сырой воздух и радостное солнце – всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель.
(По Л.Т. Толстому)
К билету № 15
Старый дуб
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.
(По Л.Т. Толстому)
К билету №16
Бодро, хорошо идти по земле ранним утром. Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Под косыми лучами утреннего света все кажется рельефнее, выпуклее, ярче: и мостик через канаву, и деревья, подножия которых еще затоплены тенью, а верхушки влажно поблескивают, румяные и яркие. Даже небольшие неровности на дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени, чего уж не будет в полдень.
В лесу то и дело попадаются болотца, черные и глянцевые. Тем зеленее трава, растущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеек. Он пересекает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака, словно гигантский удав, сочный, пышный, нестерпимо яркий поток мха. В середине его почти неестественной зелени струился кофейно-коричневый ручеек.
(По В. Солоухину)
К билету № 17
Писатель - психолог
Достоевский тесно связан со всеми своими героями. Его кровь течет в их жилах. Его сердце бьется во всех создаваемых им образах. Достоевский рождает свои образы в муках, с учащенно бьющимся сердцем и с тяжело прерывающимся дыханием. Он идет на преступление вместе со своими героями. Он живет с ними титанически кипучей жизнью. Он кается вместе с ними. Он с ними в мыслях своих потрясает небо и землю. Из-за этой необходимости самому переживать страшно конкретно все новые и новые авантюры он потрясает так, как никто…
Необходимо отметить еще одну особенность творчества Достоевского. Он стремится приблизить читателя к потоку, калейдоскопу мыслей, чувств своего героя. Поэтому Достоевского называют писателем-психологом.
(По А.В. Луначарскому)
К билету № 18
Оценка творчества
Я ничего не пишу о Тургеневе, потому что слишком многое и все в одной связи имею сказать о нем. Я всегда любил его; но после его смерти только оценил его как следует. Главное в нем — это его правдивость.  Тургенев прекрасный человек который хорошо говорит  то самое, что он думает и чувствует.  Воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное. Он жил и искал в произведениях своих героев. Он не употреблял свой талант (уменье хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. 
(По Л.Т. Толстому)
К билету № 19
Голос молодого поэта
В дни трагической гибели Пушкина Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе.
Это был двадцатидвухлетний корнет, стоящего в Царском селе лейб-гвардии гусарского полка - Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихи на смерть Пушкина, скорбные, гневные, обличительные.
Не только презренного иностранца, чья рука не дрогнула выстрелить в Пушкина, обличил он в этих стихах. Он обвинял злобных клеветников, которые преследовали Пушкина при жизни и направляли руку Дантеса.
В безропотной тишине, царившей тогда в России, это было проявлением неслыханной смелости. В несколько дней стихи распространились по Петербургу, а затем стали известны всей грамотной России.
 (По И. Андроникову)
К билету № 20
Петербург Достоевского
В своем романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изображает столицу тогдашней России в 60-70-е годы, в пору стремительного развития российского капитализма. В это время Петербург бурно разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий. Петербург Достоевского – город социальных, общественных контрастов.
Голодный студент Раскольников чувствует себя отверженным среди старинных прекрасных особняков, разряженных надменных женщин.
На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, он чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим. Раскольникову больше по сердцу нищая Сенная площадь, в окрестностях которой влачат нищенское существование бедняки. Здесь он чувствует себя своим и находит в ней своеобразную красоту.
(По Ф.М.Достоевскому)
К билету № 21
Тип «лишнего человека»
Тип «лишнего человека» занимает большое место в литературе 20-60-х годов XIX века. Онегин, Печорин, Рудин и, наконец, Обломов – такова эволюция этого типа в литературе.
«Лишние люди» принадлежат к сословию дворян. Умные, скептичные, склонные к анализу и самоанализу, они имеют достаточное образование. Они превосходят намного представителей своего сословия. Настроенные резко критически они являются тем «бродильным началом», без которого не могла бы развиваться общественная мысль, а поэтому их историческая роль, несомненно, велика. Недовольство окружающими и собой свойственное им приводит их к решительному неприятию существующих порядков. Они неизбежно вступают в конфликт с обществом.

К билету № 22
Очень важно, что читая Паустовского, открываешь для себя не только одного-другого хорошего человека, но и самого себя открываешь. Словно, взял он тебя за руку и повел за собой в город счастливых людей, и велел: «Смотри вместе со мной! Чувствуй вместе со мной!» И смотришь, и чувствуешь. И дышишь просторней, и чище – радостней.
Может быть, это и есть одна из самых важных задач искусства – открывая человеку доброе в нем самом, делать людей светлее и лучше.  Очень часто говорят и пишут о Паустовском как о несравненном мастере пейзажа. Природа у К. Паустовского не рама в которую вставлено действие, она источник характеров, а сам человек – это часть природы, осмысливающий через нее самое себя. 
(По К.Паустовскому)
К билету № 23
Жизнь и искания Пьера Безухова, как и искания Андрея, исполнены исторического смысла; в своем содержании они во многом передают и выражают то великое явление в русской истории,  которое именуется декабристским  движением. Как все герои, близкие Толстому, он в постоянных исканиях, в сомнениях, в пути.
Женившись на Элен, Пьер все больше осознает, что семейная жизнь его дурна, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная и развратная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Кризис, переживаемый Пьером,- это и сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах. 
(По Л.Т. Толстому)
К билету № 24
Море     Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море - тем, что отражало его ликующий свет.
(По М.Горькому)
К билету № 25
О России
С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. Россия велика. На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
( По Б. Короткову)
К билету № 26
О красоте
Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.
(По В. Сухомлинскому)