Методическое пособие по выполнению квалификационной аттестационной работы для студентов Разработка технического задания на модернизацию, разработка техдокументации на переоборудование транспортных средств в подразделении СТОА


Департамент образования города Москвы
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение
колледж АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9
М.Л. Быховский
Разработка технического задания на модернизацию, разработка техдокументации на переоборудование транспортных средств в подразделении стоа
Методическое пособие по выполнению квалификационной аттестационной
работы для студентов, обучающихся по специальности 190631 повышенного уровня «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
Москва 2015
ББК 39.33.30.82
УДК 629.113.004. 67
Рецензенты:
кандидат технических наук, доцент
Московского государственного автодорожного института
Б.С. Васильев
преподаватель Колледжа автомобильного транспорта №9
Н.И. Кузнецов
Быховский М.Л.
Проектирование подразделения станции технического обслуживания автомобилей: методическое пособие по выполнению квалификационной аттестационной работы для студентов, обучающихся по специальности 190604 повышенного уровня «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей зарубежного производства». – М.: ГОУ СПО КАТ №9, 2008. – 36 с.
-132715388112000Даны рекомендации к выполнению квалификационной аттестационной работы по дисциплине «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей зарубежного производства». Изложен порядок технологического расчета зон, участков и отделений станции технического обслуживания и ремонта автомобилей зарубежного производства. Приведены необходимые для расчета справочные данные.
Рекомендации предназначены для учащихся учебных заведений среднего профессионального образования (повышенного уровня).
ББК 39.33.30.82
УДК 629.113.004.67
© ГОУ СПО КАТ, 2008

Оглавление
Характеристики автомобиля в соответствии с темой проекта Технологический расчет СТОА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Расчет численности ремонтно-обслуживающего персонала . . . . . . . . Расчет размеров производственных помещений . . . . . . . . . . . . . . . . . . Организационно-технологическая часть: разработка ТЗ на модернизацию агрегата, узла, системы в соответствии с темой проекта, характеристика агрегата, узла, системы Разработка технологической документации на модернизацию агрегата, узла, системы в соответствии с темой проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Разработка мероприятий по охране труда, охране окружающей среды и пожарной безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основные понятия и определения. Принятые сокращения
Диагностические работы (Д-1 и Д-2) – это элементы технического обслуживания и ремонта автомобиля: определение действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных программой технического обслуживания и ремонта, прогнозирование момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, оценка качества выполнения работ. Диагностические работы подразделяются на два вида: общее диагностирование (Д-1) и поэлементное углубленное диагностирование (Д-2).
Техническое обслуживание (ТО), сезонное техническое обслуживание (СО) – комплексы операций, значащиеся под этими названиями в инструкциях по эксплуатации автотранспортных средств конкретных марок, разрабатываемых заводами-изготовителями АТС в соответствии с ГОСТ 2.601–68.
Количество производственных рабочих – технологически необходимая (явочная) численность рабочих.
Корректирование нормативов ТО и ремонта подвижного состава – учет конкретных условий эксплуатации, отличающихся от эталонных, для обеспечения эффективного использования на станции технического обслуживания автомобилей трудовых и материальных ресурсов.Коэффициент использования рабочего времени поста (п = 0,75…0,90) – доля рабочего времени поста, используемого непосредственно на работу.
Коэффициент Ктр – доля объема работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену (Ктр = 0,5…0,6).
Коэффициент неравномерности – эмпирический коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР в течение рабочего дня (для АТП с числом автомобилей до 150…200 = 1,5; для АТП с числом автомобилей 400…500 и более = 1,2).
Метод технического обслуживания (ремонта) – совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).
Нормативы ТО и ремонта – нормируемая трудоемкость ТО и ремонта.
Периодичность технического обслуживания – интервал времени или пробег автомобиля между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом или другим, большей сложности.
Посты ожидания – посты, на которых автомобили находятся до перемещения на соответствующий пост ТО и ТР или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и в ремонт.
Производственная программы ТО и ремонта – количество и объем различных видов технических воздействий.
Ремонт по техническому состоянию – ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием автотранспортного средства.Средства технического обслуживания (ремонта) – средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта).
Такт линии – интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими данный вид обслуживания (такт линии при использовании конвейера равен времени передвижения автомобиля с поста на пост).
Такт поста – время пребывания автомобиля на посту.
Текущий ремонт (ТР) – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (ремонтные работы, предназначенные для устранения возникающих неисправностей). При ТР агрегата допускается замена деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния.
Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании его в соответствии с назначением.
Трудоемкость технического обслуживания (ремонта) – трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данного вида.
Фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего – календарное время работы за год с учетом отпуска и потерь времени по уважительным причинам.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель квалификационной аттестационной работы по дисциплине «Разработка технической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации, модификации автотранспортных средств» – аттестация знаний студентов для их профессиональной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта в качестве техника на предприятиях и организациях автотранспортного комплекса различных организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских, конструкторско-технологических организациях, автотранспортных и авторемонтных предприятиях.Содержание квалификационной аттестационной работы:
технологический расчет станции технического обслуживания автомобилей зарубежного производства;
технологический проект производственной зоны или участка, включающий необходимые расчеты, выбор технологического оборудования, разработку схемы организации технологического процесса
разработка технического задания на модернизацию транспортных средств, разработка техдокументации на переоборудование транспортных средств.
Квалификационная аттестационная работа состоит из расчетно-пояснительной записки объемом 30…45 с.
Квалификационная аттестационная работа должна быть выполнена в соответствии с заданием, выданным зам. директором колледжа, и графиком работы, приведенным в настоящем пособии.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРУКТУРЕИ СОДЕРЖАНИЮ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Структура расчетно-пояснительной записки.
Титульный лист.
Задание на курсовой проект.
Оглавление.
Основной текст записки, включающий следующие разделы:
Характеристики автомобиля в соответствии с темой проекта
Технологический расчет СТОА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Расчет численности ремонтно-обслуживающего персонала . . . . . . . .
Подбор оборудования для выполнения переоборудования транспортного средства .
Организационно-технологическая часть: разработка ТЗ на модернизацию агрегата, узла, системы в соответствии с темой проекта, описание агрегата, узла, системы в соответствии с темой проекта, разработка технологической документации на переоборудование автомобиля …………………………………………………………….
Разработка технологической документации на модернизацию агрегата, узла, системы в соответствии с темой проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Разработка мероприятий по охране труда, охране окружающей среды и пожарной безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ниже даны методические указания по разработке указанных разделов расчетно-пояснительной записки.
3. Технологический расчет станции технического обслуживания автомобилей
Задачей технологического расчета является определение необходимых данных (производственной программы, численности рабочих, количества постов и площадей) для разработки планировочного решения производственного подразделения станции технического обслуживания и организации технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава.
При выполнении этого раздела следует руководствоваться «Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», технической литературой по специальности, а также настоящим методическим пособием.
3.1. Исходные данные для технологического расчета СТОА
Наименование показателя Обозначение
Количество рабочих постов СТОА Х пКоличество рабочих дней в году (режим работы), дни Д ргКоличество смен работы С
Доля постовых работ в общем объеме работ СТО КпДоля работ на участка ТР в общем объеме работ СТО
Ку
Коэффициент неравномерности заездов

Климат
-
Пректируемая зона или участок -
Исходные данные для расчета, выданные зам. директора колледжа, следует занести в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные (пример заполнения)
Исходные данные Условные обозначения Данныедля расчета Единица измерения
Марка автомобиля – –
Количество рабочих постов СТОА Хпед.
Количество рабочих дней в году Дргдн.
Количество смен работы С ед.
Доля постовых работ в общем объеме работ СТОА Кп–
Доля работ на участка ТР в общем объеме работ СТОА Ку –
Коэффициент неравномерности заездов –
Климат – –
3.3. Расчет годовой производственной программы обслуживания СТОА
3.3.1. Расчет числа обслуживаемых автомобилей на СТОАи годового объема работ
Годовой фонд рабочего времени поста
Фп = ДргсмСп,
где Дрг – количество дней работы СТОА в год; см – продолжительность смены, 7ч; С – число смен; п – коэффициент использования рабочего времени поста.
Значения п выбирают из табл. 8 приложения 1.
Годовой объем постовых работ:
Тп= Хп * Фп * Рср/ =(14*4957*2)/1,1
где Хп – заданное (общее) число постов СТОА, ед.; Фп – годовой фонд рабочего времени поста, ч; РСР – средняя численность рабочих, одновременно работающих на посту, ч; – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону обслуживания или ремонта.
Значения Рср и выбирают соответственно из табл. 9 и 10 приложения 1.
Общий годовой объем работ СТОА по обслуживанию и ремонту автомобилей:
Тто-тр = Тп/ Кп
где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч; Кп – доля постовых работ в общем объеме работ СТО.
Годовой объем работ на участках текущего ремонта на СТОА:
Ту = Тто-тр – Тп,
где Тто-тр – общий годовой объем работ СТОА, чел.-ч; Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.
Число обслуживаемых автомобилей на СТОА в год:
Nг = Тто-тр /Lг х tто-тр =157723/(10*5,6)
где Тто-тр – общий годовой объем работ СТОА, чел.-ч; Lг – среднестатистический годовой пробег обслуживаемых автомобилей, км; tто-тр – нормативная удельная трудоемкость обслуживания и ремонта для данной модели (марки) автомобиля, чел.-ч/1000 км пробега (таблица 6а приложения).
Среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей, принимаемый для расчета СТО, в Российской Федерации составляет около 10 тыс. км. Среднегодовые пробеги для районов, в которых число дней с плюсовой температурой в году доходит до 230, составляют 8…10 тыс. км, с числом дней более 230 – 10…12 тыс. км.
Значения удельной нормативной трудоемкости обслуживания на 1000 км пробега tто-тр по категориям приведен в табл. 6 приложения 1.
Годовое количество заездов обслуживаемых автомобилей на СТО составляет:
dг = Nгdа
где dа = 5 – количество заездов одного автомобиля на СТО в год, ед.; Nг – годовое количество обслуживаемых на СТО автомобилей.
Величину dа студент принимает совместно с руководителем проекта в ходе проектирования в зависимости от заданной модели (марки) обслуживаемых автомобилей и их среднестатического годового пробега.
Таблица 3
Распределение заездов по виду и месту обслуживания и объема работпо техническому обслуживанию (пример заполнения)
Виды работ Количество заездов на данный вид работ Объем данного вида работ Тiв % от общего объема работ Тто-тр, чел.-ч Выполнение объема работ, чел.-ч
на постах, чел.-ч, % от данного вида работ на участках, чел.-ч
Диагностические 7 %dг 7 %Тто-тр100 %Тi–
Техническое обслуживание 16 %dг 18 %Тто-тр100 %Тi–
Смазочные 10 %dг 6 %Тто-тр100 %Тi–
Регулировка тормозов 7 %dг 8 %Тто-тр100 %Тi–
Регулировка углов колес 7 %dг 8 %Тто-тр100%Тi–
РПСП и электрооборудования 9 %dг 6 %Тто-тр75 % Тi 25 % ТiШиномонтажные 10 %dг 2 %Тто-тр70 % Тi30 % ТiРемонт агрегатов 14 %dг 8 %Тто-тр60 % Тi40 % ТiКузовные 8 %dг 16 %Тто-тр60 % Тi40 % ТiОкрасочные 3 %dг 11 %Тто-тр100%Тi–
Арматурные 3 %dг 2 %Тто-тр85 % Тi15 % ТiСлесарно-механические 6 %dг 8 %Тто-тр– 100 % ТiИтого: dг Тто-трТпТу
Проверка правильности расчетов и заполнения табл. 3 заключается в следующем: сумма точных значений Тп и Ту в таблице должна быть равна точному значению Тто-тр.
3.4. Расчет постов производственных участков текущего ремонта
3.4.1. Участок уборочно-моечных работ
Количество моечных постов ХМ зависит от суточного числа заездов на уборочно-моечных работы – dум (см. табл. 3) и пропускной способности моечной установки – Nу:,
где dум – суточное число заездов на уборочно-моечные работы, ед.; – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на участок уборочно-моечных работ; см – продолжительность смены, ч; С – число смен; Ny – пропускная способность моечной установки, авт./ч; п – коэффициент использования рабочего времени установки.
Общий годовой объем уборочно-моечных работ составляет:
Туб. м = tеоNг,
где tео – трудоемкость уборочно-моечных работ, чел.-ч; N г – годовое количество обслуживаемых на СТО автомобилей.
3.4.2. Участок приемки и выдачи автомобилей
В зону приемки автомобиль поступает после проведения уборочно-моечных работ, где его тщательно осматривает приемщик. После этого оформляют необходимую документацию и согласовывают с заказчиком перечень работ. В заказ-наряд, оформляемый по окончании приемки, вносятся те виды работ, согласие на которые дано заказчиком. Затем на автомобиль устанавливают опознавательный знак (номер) и направляют его в производственную зону или в зону хранения.
После проведения работ автомобиль из производственной зоны перегоняют в зону выдачи (при отсутствии заказчиков – в зону хранения готовых автомобилей), где контролер производит осмотр и сдает автомобиль заказчику.
Количество постов приемки автомобилей рассчитывается по формуле

где dг – годовое количество заездов обслуживаемых автомобилей; Ппр – пропускная способность поста приемки-выдачи, авт./ч.
Пропускная способность постов приемки-выдачи Ппр зависит от производительности диагностического оборудования, установленного на нем, и составляет 2…4 авт./ч.
3.4.3. Участок диагностирования
Как правило, на СТОА работы по диагностированию совмещены с работами по техническом обслуживанию, за исключением работ по регулировке тормозов и регулировке углов управляемых колес, которые выполняются на специализированных стендах.
Расчет тормозных стендов:
Хторм = Тторм х /Дргх С х tсм
где Тторм. – годовой объем работ по обслуживанию и ремонту тормозов, чел.-ч (табл. 3).
Расчет стендов для регулировки углов управляемых колес:
Хуг = Туг х /Дрг х С х tсм х Рсргде Туг – годовой объем работ по регулировке углов управляемых колес, чел.-ч (табл. 3).
Значения Тторм и Туг (объемы работ по регулировке тормозов и регулировке углов управляемых колес) рассчитаны ранее в табл. 3.
3.4.4. Зона постовых работ по техническому обслуживаниюи текущему ремонту
Основным содержанием постовых работ по техническому обслуживанию является контроль состояния узлов и агрегатов автомобиля, контроль и подтяжка креплений, регулировка и замена некоторых деталей.
Основным содержанием постовых работ ТР является замена неисправных деталей, узлов и агрегатов и связанные с этим регулировочные, контрольные и смазочные работы.
Количество рабочих постов ТО и ТРХто = Тто х /Дрг х С х tсм х Рсргде Тто – годовой объем работ по техническому обслуживанию, чел.-ч.;
Хтр = Ттр х /Дрг х С х tсм х Рсргде Ттр – годовой объем работ по ремонту агрегатов (постовые работы), чел.-ч.
Значения Тто и Ттр (объемы работ по техническому обслуживанию и объемы постовых работ по текущему ремонту) рассчитаны в табл. 3.
3.4.5. Окрасочный участок
На окрасочном участке может выполняться полная окраска автомобиля, подкраска местных повреждений, окраска отдельных деталей кузова и нанесение антикоррозийной и противошумной мастики на днище кузова.
Расчет окрасочных камер:
Хокр = Токр х /Дрг х С х tсм х Рсргде Токр – годовой объем работ окрасочных работ
3.4.6. Участок кузовных работ
На кузовном участке выполняются работы, связанные с восстановлением кузовов, их первоначальной формы и прочности, а также с поддержанием кузова и его механизмов в технически исправном состоянии. При этом производятся сварочно-жестяницкие и арматурно-кузовные работы, в которые входят операции по разборке, правке и сварке поврежденных панелей, деталей кузова и механизмов с последующей сборкой.
Число постов кузовных работ
Х куз = Ткуз х /Дрг х С х tсм х Рсргде Ткуз – годовой суммарный объем постовых кузовных и арматурных работ, чел.-ч. (табл. 3).
4. Расчет численности ремонтно-обслуживающего персонала
Число рабочих мест

где Рт – количество рабочих мест, ед.; Тi – объем работ на заданном для проектирования подразделении СТОА (зона, участок, отделение), чел.-ч; Фт – фонд рабочего времени рабочего места, чел.-ч.
Годовой фонд времени рабочего места Фт (в часах) для 40-часовой рабочей недели приведен в табл. 6 приложения 1.
Если в соответствии с заданием на курсовое проектирование необходимо спроектировать зону соответствующего технического обслуживания (участка уборочно-моечных работ, зон технического обслуживания и текущего ремонта), то для расчета численности ремонтно-обслуживающего персонала необходимо брать:
для участка уборочно-моечных работ – Тi = T;
для постовых работ технического обслуживания и текущего ремонта – Тi = Tто-тр.
Если в соответствии с заданием на курсовое проектирование необходимо спроектировать участок или отделение текущего ремонта, то для расчета численности ремонтно-обслуживающего персонала необходимо брать расчетные данные из табл. 3.
Численность рабочих по штатному расписанию:
Рш = Рт /0,89
где ш – коэффициент, равный 0,89.
5. Подбор оборудования и расчет площади производственного подразделения
Состав помещений определяется размером СТОА и производственными программами по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. В соответствии с нормами проектирования на станциях технического обслуживания должны предусматриваться отдельные производственные помещения для размещения следующих зон и производственных участков: участка уборочно-моечных работ; зоны технического обслуживания и текущего ремонта; агрегатно-механического; ремонта приборов системы питания и электрооборудования; кузовного и окрасочного.
На СТОА допускается размещать в одном помещении с постами технического обслуживания и ремонта следующие участки: агрегатно-механический, ремонта приборов системы питания и электрооборудования. Для размещения окрасочных участков должны проектироваться два помещения: одно – для окрасочных работ и другое – для подготовки к окраске.
В помещениях кузовных работ допускается размещать посты для выполнения работ непосредственно на автомобиле.
Площади зон и отделений с рабочими постами определяют с учетом числа постов, площади, занимаемой автомобилем, и плотности расстановки постов (табл. 14 приложения 1):
Fз = fаХпКп,
где fа – площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; Хп – число рабочих постов в зоне (т.е. постов, на которые устанавливается автотранспортное средство), ед.; Кп – коэффициент плотности расстановки постов.
Расчет площадей производственных участков Fу производят с учетом площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки К.
Для расчета Fу определяют перечни необходимого оборудования (табл. 11 приложения 1), приспособлений и организационной оснастки (табл. 12, 13 приложения 1), после чего определяют его площадь fоб по участку.
Площадь участка:
Fу = fобК,
где fоб – суммарная площадь технологического оборудования и организационной оснастки, м2; К – коэффициент плотности расстановки оборудования (табл. 15 приложения 1).
Если в помещениях предусматриваются места для автомобилей или кузовов (сварочно-жестяницкие работы), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую автомобилем или кузовом в горизонтальной проекции и рассчитанную в соответствии с рекомендациями.
Площадь окрасочного участка определяют в зависимости от количества и габаритов окрасочно-сушильного оборудования, постов подготовки, нормируемых расстояний между оборудованием, автомобилями, а также автомобилями и элементами здания на постах технического обслуживания и ремонта (табл. 16 приложения 1).
6. Разработка мероприятий по охране труда, охране окружающей среды и пожарной безопасности
В данном разделе курсового проекта необходимо:
проанализировать опасности проектируемого объекта для персонала и окружающей среды;
определить классификацию проектируемого производства;
разработать мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, производственной санитарии, защите окружающей среды и обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Таблица 6а Нормативная удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта автомобилей tто-тр (чел. ч) на 1000 км пробега (данные Гипроавтотранса),
Станция технического обслуживания Типы автомобилей
Микролитражные (рабочий объем двигателя до 1 л) Малолитражные
(рабочий объем
двигателя
от 1 до 1,7 л) Среднего литража
(рабочий объем
двигателя от
1,7 до 3,0 л)
Малая 5,0 6,2 7,4
Средняя 4,5 5,6 6,7
Большая и крупная 4,0 5,0 6,0
Приложение 1
Справочные данные
Таблица 1
Нормативы периодичности ТО подвижного составадля I категории условий эксплуатации
Марка (модель) Тип автомобиля Периодичность, км Габаритные размеры, мм
ТО-1 ТО-2 Длина Ширина Высота
ВА3-2101,-07 легковой 4 000 16 000 4 145 1 620 1 445
ВА3-2108,-09 легковой 4 000 16 000 4 122 1 650 1 402
ВА3-2110,-15 легковой 4 000 16 000 4 265 1 676 1 420
ВА3-2121 легковой 4 000 16 000 3 740 1 680 1 640
ГАЗ-3110,-05 легковой 4 000 16 000 4 895 1 800 1 422
ГАЗ-3302, 33021,-3 бортовой, 42 4 000 16 000 5 470 2 100 2 120
ГАЗ-33027 бортовой, 44 4 000 16 000 5 530 2 100 2 200
ГАЗ-3221,-2,-3 автобус 4 000 16 000 5 540 2 075 2 220
1. Периодичность технического обслуживания может уточняться по конкретному семейству подвижного состава, в заводской инструкции или сервисной книжке.
2. Допустимое отклонение от нормативов периодичности технического обслуживания составляет ± 10 %.
Таблица 2
Коэффициент корректирования нормативов в зависимостиот модификации подвижного состава и организации его работы – К2
Модификация подвижного
состава и организация
его работы Норматив
Трудоемкость
ТО и ТР Пробег до капитального ремонта базовых агрегатов Расход запасных частей
Базовый автомобиль 1,00 1,00 1,00
Специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования) 1,10…1,20 – –
Таблица 3
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий К3 = К3К3
Характеристика природно-климатическихусловий района Норматив
Периодичность технического
обслуживания Удельная трудоемкость текущего
ремонта Пробег до капитального ремонта базовых агрегатов Расход запасных частей
Коэффициент К3
Умеренный 1,0 1,0 1,0 1,0
Умеренно теплый,
умеренно теплый влажный, теплый влажный 1,0 0,9 1,1 0,9
Жаркий сухой, очень жаркий сухой 0,9 1,1 0,9 1,1
Умеренно холодный 0,9 1,1 0,9 1,1
Холодный 0,9 1,2 0,8 1,1
Очень холодный 0,8 1,1 0,7 1,1
Коэффициент К3
С высокой агрессивностью окружающей среды 0,9 1,1 0,9 1,1
Таблица 4
Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от числа обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на СТОА и числа технологически совместимых групп автомобилей – К5
Число автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии
Число технологически совместимых групп подвижного состава
Менее 3 3 Более 3
До 100 1,15 1,20 1,30
Свыше 100 до 200 1,05 1,10 1,20
Свыше 200 до 300 0,95 1,00 1,10
Свыше 300 до 600 0,85 0,90 1,05
Свыше 600 0,80 0,85 0,95
Таблица 5
Примерные нормативные трудоемкости технического обслуживанияи текущего ремонта (чел.-ч на одно обслуживание)
Подвижной состав и его основной параметр ЕО ТО-1 ТО-2 Текущий ремонт,
чел.-ч/1000 км
Легковые автомобили:
малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1 150 кг) 0,30 2,3 9,2 2,8
среднего класса (рабочий объем двигателя от 1,8 до 3,5 л, сухая масса автомобиля от 1150 до 1500 кг) 0,35…0,50 2,5…2,9 10,5…11,7 3,0…3,2
Автобусы особо малого класса (длина до 5,0 м) 0,50 4,0 15,0 4,5
Таблица 6
Годовой фонд рабочего времени ремонтно-обслуживающего персонала
Рабочие профессии Число дней основного отпуска Годовой фонд времени рабочего, ч
Мойщики и уборщики подвижного состава, слесари по ТО и ремонту, слесари по ремонту агрегатов и узлов, мотористы, электрики, шиномонтажники, слесари, станочники, столяры, обойщики, арматурщики, жестянщики, слесари по ремонту оборудования, слесари по ремонту приборов системы питания 28 1 860
Маляры, аккумуляторщики, кузнецы, медники, сварщики 28 1 580
Таблица 6а выше
Таблица 7
Примерные ресурсы агрегатов автомобиля до капитального ремонта, используемые при технологических расчетах (тыс. км)
Подвижной состав
и его основной параметр
Кузов, кабина, рама автомобиля или прицепа Двигатель Коробка передач (ГМП) Ось передняя Мост задний (средний) Рулевой механизм
Легковые автомобили: малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1500 кг) 125/150 125 125 125 125 125
среднего класса (рабочий объем двигателя от 1,8 до 3,5 л, сухая масса автомобиля от 1150 до 1500 кг) 300/400 200 250 300 300 300
Автобусы особо малого класса (длина до 5,0 м) 260/350 180 180 150 180 180
Таблица 8
Коэффициент использования рабочего времени поста
Рабочие посты Число смен работы постов в сутки
Одна Две Три
Ежедневное техническое обслуживание:
уборочные, моечные 0,98 0,97 0,96
Техническое обслуживание (ТО-1 и Т0-2): 0,90 0,80 0,87
посты на поточных линиях 0,93 0,91 0,91
индивидуальные 0,98 0,97 0,96
Диагностические работы (Д-1 и Д-2) 0,90 0,88 0,87
Текущий ремонт: регулировочные, разборочно-сборочные,
сварочные, жестяницкие, шиномонтажные посты 0,98 0,97 0,96
посты разборочно-сборочные, оснащенные
специальным оборудованием 0,93 0,92 0,91
окрасочные посты 0,90 0,98 0,87
Таблица 9
Средняя численность одновременно работающих на одном посту РсрПодвижной
состав Рабочий пост
ЕО: виды работ Д-1
Д-2 ТО-1 ТО-2 ТР: виды работ
сва-
Г
ок-
уборочные моечные заправочные контрольно-диагностические регулировочные
разборочно-сборочные сварочные
и жестяницкие окрасочные деревообрабатывающие
Легковые автомобили 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1,5 –
Автобусы: особо малого класса 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1,5 –
малого класса 2 1 1 1,6 2 2 2 1 1,5 2 –
среднего класса 2 1 1 1,6 2 2 2,5 1,5 1,5 2 –
большого класса 2 1 1 2 2 2,5 3 1,5 2 2,5 –
особо большого класса 3 1 1 2 2 3 3 1,5 2 2,5 –
Грузовые автомобили: особо малой грузоподъемности 1 1 1 1 1 2 2 1 I 1,5 1
малой и средней грузоподъемности 2 1 1 1,5 2 2 2 1 1,5 2 1
большой грузоподъемности 2 1 1 1,5 2 2,5 2,5 1,5 1,5 2 1
особо большой грузоподъемности 2 1 1 2 2 3 3 1,6 1,5 2 1,5
Прицепы и полуприцепы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Таблица 10
Коэффициент , учитывающий неравномерность поступления подвижного состава на посты технического обслуживания и текущего ремонта
Списочное число
подвижного состава Число смен работы постов Виды рабочих постов
ЕО (ЕОс и ЕОт):
регулировочные, разборочно-сборочные, окрасочные виды работ ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2: сварочные, жестяницкие виды работ
До 100 I 1,8 1,4
2 1,4 1,2
Свыше 100 до 300 I 1,5 1,25
2 1,25 1,13
Свыше 300 до 500 I 1,35 1,17
2 1,13 1,09
Свыше 500 до 1000 I 1,2 1,1
2 1,1 1,05
Свыше 1000 I 1,15 1,07
2 1,08 1,04
Таблица 11
Ведомость необходимого технологического оборудования (пример заполнения)
ВЕДОМОСТЬ
на подборку технологического оборудования
№ п/п Наименование оборудования Кол-во Габаритные размеры, мм Площадь,
м2 Энергоемкость, кВт Стоимость, р. Марка или модель
1 Комплекс диагностический 1 11,0 11,0 8 173 800 К-517
2 3 4 11,0 8 173 800
Fоб = 11 м2 N = 8 кВт Sоб = 173 800 Подбор технологического оборудования Лист
Изм. Лист № докум. Подпись Дата Таблица 12
Ведомость необходимой технологической оснастки (пример заполнения)
ВЕДОМОСТЬ
на подборку технологической оснастки
№ п/п Наименование оборудования Кол-во Габаритные размеры, мм Площадь, м2 Энергоемкость, кВт Стоимость, р. Марка или модель
1 Ключ динамометрический 1 – – – 3 800 М-5
2 Гайковерт электрический 1 – – 0,23 3 4 – – 3 800
– N = 0,23 Sто = 3 800
Подбор технологической оснастки Лист
ИзмЛист № докум. Подпись Дата Таблица 13
Ведомость необходимой организационной оснастки (пример заполнения)
ВЕДОМОСТЬ
на подборку организационной оснастки
№ п/п Наименование оборудования Кол-во Габаритные размеры, мм Площадь, м2 Энергоемкость, кВт Стоимость, р. Марка или модель
1 Верстак слесарный 1 7001400 0,98 – 45 000 ВС-1
2 3 4 – – 45 000
Fосн = 0,98 – Sоо = 45 000
Подбор организационной оснастки Лист
ИзмЛист № докум. Подпись Дата Таблица 14
Значения коэффициента Кп для соответствующих производственных зон
Наименование зон Значение КпЗона ЕО 4,5
Зоны ТО 5,0
Зона ТР 4,5
Таблица 15
Значения коэффициента Кдля соответствующих производственных участков
Наименование участков Значение К
Слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, ремонта приборов системы питания, вулканизационный, медницкий, арматурный, кислотная, компрессорная 3,5…4
Агрегатный, шиномонтажный, участок ОГМ 4…4,5
Сварочный, жестяницкий, деревообрабатывающий 4,5…5
Таблица 16
Нормируемые расстояния между оборудованием, автомобилями,а также автомобилями и элементами здания на постах технического обслуживания и ремонта
Автомобили и конструкции здания, между которыми устанавливаются расстояния Категории автомобилей
I II и III IV
Продольная сторона автомобиля и стена при работе без снятия шин, тормозных барабанов и газовыхбаллонов 1,2 1,6 2,0
То же со снятием шин, тормозных барабанов и газовых баллонов 1,5 1,8 2,5
Продольная сторона автомобиля и оборудование 1,0 1,0 1,0
Торцевая сторона автомобиля(передняя или задняя) и стена 1,2 1,5 2,0
То же до стационарного оборудования 1,0 1,0 1,0
Автомобиль и колонна 0,7 1,0 1,0
Автомобиль и наружные ворота, расположенные против поста 1,5 1,5 2,0
Продольные стороны автомобиля при работе без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов 1,6 2,0 2,5
То же со снятием шин, тормозных барабанов и газовых баллонов 2,2 2,5 4,0
Торцевые стороны автомобилей 1,2 1,5 2,0
Таблица 17
Категории автомобилей по габаритным размерам
Категория Длина, м Ширина, м
I До 6 До 2,1
II От 6 до 8 От 2,1 до 2,5
III От 8 до 12 От 2,5 до 2,8
IV Свыше 12 Свыше 2,8
Таблица 18
Нормируемые расстояния для размещения оборудования
Расстояние Оборудование с размерами в плане, м
От 0,8 1,0 м От 0,81,5 м до 1,53,0 м Свыше 1,53,0 м
Гаражное оборудование Между боковыми сторонами оборудования 0,5 0,8 1,2
Между тыльными сторонами оборудования 0,5 0,7 1,0
Между оборудованием при расположении одного рабочего места 1,2 1,7 –
Между оборудованием при расположении двух рабочих мест 2,0 2,5 –
От стены (колонны) до тыльной или боковой стороны оборудования 0,5 0,6 0,8
От стены до фронта оборудования 1,2 1,2 1,5
От колонны до фронта оборудования 1,0 1,0 2,0
Станочное оборудование Между боковыми сторонами станков 0,7 0,9 1,2
Между тыльными сторонами станков – 0,8 1,0
Между станками при расположении одного рабочего места (то же двух рабочих мест) 1,3 1,5 1,8
Между станками при обслуживании двух станков одним рабочим 1,3 1,5 1,8
Между станками и стеной 0,7 0,8 0,9
Между станками и колонной 1,3 1,5 1,8
Кузнечное оборудование Между боковыми сторонами: молота и нагревательной печи 1,0 1,0 1,0
молота, нагревательной печи и другим оборудованием 2,5 2,5 2,5
молота и стеной 3,0 3,0 3,0
молота и колонной 0,4 0,4 0,4
Инв. № подл.
Подпись и дата
Взам. инв. №
Инв. № дубл.
Подпись и дата
ГАЗ-3110
КАТ №9 Операционная карта слесарных, слесарно-сборочныхи электромонтажных работ
N цеха N уч-ка № раб. места № опер. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ Оборудование (наименование, модель)
ЗАМЕНА ШАРНИРА ПРОДОЛЬНОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГИ Номер перехода СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕХОДА Технологический режим Приспособление (код, наименование) Инструмент (код, наименование) ТО
1 Расшплинтовать и отвернуть гайки крепления рулевой тяги к сошке рулевого механизма и к поворотному кулаку Сопутствующийремонт Пассатижи
Ключи гаечные 2 Выпрессовать пальцы из конических отверстий при помощи универсального съемника (карта эскизов) или выбить молотком через медную прокладку Универсальный съемник 3 На прессе с помощью опорной втулки (см. карту эскизов) выпрессовать шарнир из тяги с приложением усилия к пальцу с предварительно навернутой до уровня торца гайкой. При этом одновременно спрессовать защитный колпак корпуса шарнира Пресс электрогидравлический 4 Очистить поверхность гнезда под шарнир в продольной тяге; запрессовать новый шарнир в продольную тягу с помощью опорной втулки и нажимной пяты (см. карту эскизов) 5 Взять новый защитный колпак и надеть его на корпус и палеи шарнира с помощью универсального съемника и шайбы (см. карту эскизов), предварительно заложив в него от 1 до 1,5 г смазки
ТО Разработал Лист
Проверил Т.контрольГнетовИзм. Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата Н.контроль822833082550Приложение 2
00Приложение 2

-120656858030
0030

-2095529146500
Инв. № подл. Подпись и дата Взам. инв. № Инв. № дубл. Подпись и дата ГАЗ-3110
КАТ №9
Карта эскизов № операции
3

Шарнир рулевых тяг:
1 — палец; 2 — пружина; 3 — корпус; 4 — вкладыш; 5 — крышка
Разработал Лист
Проверил Т.контр. Изм. Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата Н. контр -33274011049031
0031
825505403850020320021399500
2413029718032
0032
2796540411670500
-9906033845500
Экономическое обоснование эффективности проекта
Показатели Условное обозначение Единица измерения Значение
Годовое количество: обслуживаний Nг ед. заездов Dг ед. Объем работ по техническому обслуживанию и ремонту Тто-трчел.-ч Объем работ зоны или участка чел.-ч Дни работы СТОА Дргдни Число смен С ед. Продолжительность работы в смену Тсмч Штатная численность ремонтныхрабочих Ртчел. Условия труда Число дней отпуска Дотпдни Число смен работы в сутки С Количество рабочих в 1 смену чел.-смена Режим работы (график работы) Площадь проектируемого подразделения F3 м2 Список литературы
1. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (нормативная (вторая) часть). – Утверждено Минтрансом РСФСР. – М.: Транспорт, 1993.
2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – Утверждено Минтрансом РСФСР. – М.: Транспорт, 1986.
3. Туревский, И. С. Техническое обслуживание автомобилей [Текст] / И. С. Туревский: учебник для учащихся СПО. – Ч. 1; 2. – М.: Форум – Инфра-М, 2005.
4. Напольский, Г. М. Основные положения и нормативы технического проектирования автотранспортных предприятий [Текст] / Г. М. Напольский, А. В. Пугин. – М.: МАДИ, 1992.
5. Кузнецов, Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей [Текст] / Е. С. Кузнецов. – М.: Транспорт, 1990.
6. РД-200-РСФСР-15-0174-82. Автотранспортные средства и агрегаты. Порядок разработки, построения, согласования, утверждения и внедрения инструкций по техническому обслуживанию (ТО) и руковоство по текущему ремонту (ТР). – М., 1983.
7. Колпаков, А. П. Проектирование и расчет механических передач [Текст] / А. П. Колпаков, И. Е. Карнаухов. – М.: Колос, 2000.
8. Хруничева, Т. В. Детали машин. Расчеты на прочность [Текст] / Т. В. Хруничева. – М.: Форум – Инфра-М, 2006.
Методические рекомендации
по курсовому проектированию
5694680894842000
Быховский Михаил Львович
Мирошкин Кирилл Петрович
Проектирование подразделения
станции технического обслуживания автомобилей
Ответственный редактор
Сергованцева Т.В.
План изданий 2008 г., п. 01.
Подписано к печати 25.01.08
Формат 60108/16
Бумага офсетная
Печать трафаретная
Тираж 500 экз.
Заказ № 07.
Цена договорная.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГГО ТРАНСПОРТА
Отпечатано на ризографе в ГОУ СПО КАТ
Адрес издательства:
127591, Керамический проезд, 59. Тел. 480-66-55
-143510929513000