Педагогический проект Формирование творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности



« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без этого он
засушенный цветок»
(В. А. Сухомлинский)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей детей посредством
театрализованной деятельности»
Творческое название проекта: «В гостях у сказки»
Воспитатель филиала №3 «Звёздочка»
РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка»
Гостева Н.Н.
2-ой СЛАЙД
Вид проекта: практико- ориентированный, долгосрочный, творческий, игровой, групповой. Срок реализации проекта -1 год: 1)подготовительный этап (сентябрь, 2014) 2)практический этап (ноябрь, 2014-апрель, 2015) 3)обобщающий(презентационный) этап (май,2015) Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет группы «Солнышко»,
воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников
3-ий СЛАЙД
АКТУАЛЬНОСТЬ
    В условиях введения ФГОС ДО,  в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания образовательных областей. А именно связанных с:
- развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- формированием эстетического вкуса и др.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных во ФГОС.
Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.
4-ый слайд
Новизна данного проекта заключается в развитии творческих способностей дошкольников средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями и отражает творческий подход к решению данной проблемы. Противоречие: -между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей; - между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в ДОУ; - между признанием театрализованной игры эффективным средством всестороннего развития личности и отсутствием внимания к этому со стороны взрослых. - между необходимостью содержательного подхода к процессу активизации театрализованной деятельности детей и недостаточностью образовательных программ и методик, направленных именно на содержательное постижение ребенком театральных навыков. Проблема У детей недостаточная общая культура поведения, ограничены интересы, слабо развита фантазия , редко проявляются артистические способности, они не могут раскрепоститься полностью, многие не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства . Театрализованная деятельность будет способствовать решению данной проблемы.
5-ый СЛАЙД Цель проекта:
создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, способствующих расширению взаимодействия с родителями воспитанников путём вовлечения их в педагогический процесс развития и воспитания детей.  
6-ой СЛАЙД Задачи:
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной , свободной деятельности  педагога и детей в едином педагогическом процессе через все образовательные направления в соответствии с ФГОС, способствовать сближению всех участников образовательного процесса.
- Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
-Способствовать самореализации каждого ребенка через создание  благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.  
-Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, обучать приёмам кукловождения . -Развивать психические процессы (воображение, фантазию, внимание, самостоятельность, мышление), умение выражать свои чувства через вербальные и невербальные средства общения.
-Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.
-Воспитывать гуманные чувства у детей и дружеские взаимоотношения во время театрализации.
-Расширить взаимодействие педагогов с родителями воспитанников путём вовлечения их в педагогический процесс развития и воспитания детей.  
-Пополнить театральными атрибутами центр театрализованной деятельности.
7-ой слайд Гипотеза:
если в детском саду и в семьях воспитанников создать условия для театрализованной деятельности, то это будет эффективно способствовать:
- развитию интересов и творческих возможностей детей, умению передавать различные эмоциональные состояния, формированию связной речи, развитию всех психических процессов;
-реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
-дети научатся свободно применять полученные знания, появится желание самостоятельно организовывать театрализованную деятельность.
-успешному взаимодействию всех участников педагогического процесса.
8-ой слайд
Ожидаемые результаты:
Для детей:
-Решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).
-Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
-Дети овладеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, этикета общения, способами передачи различных чувств, образов характерными движениями, мимикой, жестами, интонацией.
-Научатся взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность
Для родителей:
-Будут сформированы представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка
-Будут укреплены взаимоотношения между детьми и родителями, укреплена связь между детским садом и семьей, родители станут активными участниками образовательного процесса
-Самореализация
Для педагогов:
-Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов
- Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями
- Целесообразное включение элементов театрализации в организованную образовательную деятельность
- Укрепление связи с родителями, улучшение отношений между детьми
-Самореализация
9-ый слайд
Формы организации театрализованной деятельности с детьми
-совместная деятельность взрослых и детей
-Мини-игры в ООД
-Самостоятельная деятельность детей
-драматизация сказок, показ спектаклей
-театральный кружок «В гостях у сказки
-Театрализованные игры на праздниках
-Посещение детьми выездных театров
10-ый слайд
ИНТЕГРАЦИЯ реализации проекта по образовательным направлениям
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
11-ый слайд
Работа с родителями
-устный опрос
-Индивидуальные беседы, консультации
-анкетирование
-Наглядная информация
-Родительские собрания
-Мастер-класс
-изготовление костюмов и декораций
Праздники, развлечения
памятки
выставки-презентации
Работа с педагогами
-Создание презентаций
-Выставки,
-фотоальбомы
-Праздники, развлечения
-Консультации
Организация предметно-развивающей среды
12-ый слайд
Реализация проекта
Подготовительный этап (сентябрь- октябрь)
Изучение научно-практической литературы;
Анализ имеющегося опыта театрализованной
деятельности в ДОУ;
Знакомство с опытом использования театрализованной деятельности в работе с дошкольниками в сети Internet
Анкетирование родителей:
«О театре»;
Опрос родителей «Играете ли вы с ребенком дома в театр?»
«Выявление индивидуальных творческих способностей детей»;
подбор диагностических методик, диагностика
разработка проекта: определение целей и задач проекта;
разработка сценариев, праздников, мероприятий совместно
с музыкальным руководителем.
13 –ый слайд
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование :«Любите ли вы театр?»
«Театр и дети»
Наглядная информация (папки-передвижки, памятки, буклеты)
Консультации
«Чем хороши театрализованные
игры»;«Театр дома»;
«Роль сказки в нравственном воспитании детей»
семинар-практикум «Настольный театр своими руками».
Оформление предметно-пространственной среды
Родительские собрания
Педагогическая гостиная
«Театр наш друг и помощник»
Деловая игра «Великолепная семерка»
КВН «Волшебный мир книги»
14-ый слайд
Формы и методы работы с детьми (Фото)
-Дыхательная гимнастика
-Подвижные игры с элементами драматизации
-Игры-превращения
-Чтение художественной литературы
-Ритмическая гимнастика
-Театрализованная игра
-Развитие интонационной выразительности речи
-Театральные этюды
-Упражнения на развитие мимики, пластики
Упражнения на развитие мимики, эмоций (фото)
Мини-сценки
Игры-превращения
15-ый слайд
Театрализация в ООД (Фото)
Художественно-эстетическое развитие
Познавательно-речевое развитие
«Пересказ, драматизация «Под грибом»
В гости к сказкам
«Расскажи сказку»
Мнемотаблицы
Физическое развитие
Подвижные игры
Развлечение «Осень в лесу»
Прогулка «По следам Деда Мороза
Социально-коммуникативное развитие
«Больница»
«Супермаркет»
«Салон красоты»
Ряжение
16-ый слайд
Самостоятельная деятельность детей (Фото)
Театр бибабо
Пальчиковый театр
Театр на фланелеграфе
Театр на прищепках
Театр мягкой игрушки
Театр шапочек
Театр на дисках
17-ый слайд (Фото)
Совместная деятельность педагогов и детей на праздниках и развлечениях
Участие родителей в праздниках, развлечениях
Театральный кружок
«В гостях у сказки»
Посещение выездного театра
18-ый слайд
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ (фото)
Консультации для педагогов:
«Театрализованная деятельность в детском саду»;
«Театр из бросового материала»
Презентация «Организация театрализованной деятельности
детей на разных возрастных этапах».
Презентация: «Театрализованная деятельность в ДОУ.
Основные этапы работы над образом»
Организация предметно-развивающей среды по театрализованной деятельности:
Создание функциональных зон для театрализованной деятельности,
обогащение уже имеющихся зон;
Создание моделей театров
Оформление выставок
19-ый слайд
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Опрос родителей «Играете ли вы дома с ребенком в театр?»
Диагностическое обследование детей:
«Уровень развития театрализованной деятельности»
-Презентация проекта сотрудникам детского сада, родителям, педагогам на районном
методическом объединении педагогов ДОУ;
-Фотовыставка эпизодов спектаклей;
-Оформление картотеки театрализованных игр и упражнений
-Презентация сказки «Красная шапочка»
-Оснащение центра театрализованной деятельности
Театрализованный центр «Страна сказок» (Фото)
20-ый слайд
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
-Успешное решение поставленной задачи по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность позволило сформировать важное взаимодействие между всеми педагогами (музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре) и родителями, повысить их компетентность в вопросах детского театрального творчества, способствовало реализации творческого потенциала детей, раскрепощению и повышению самооценки.
-Жизнь наших детей стала интересней и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности дали хорошие показатели «актёрского мастерства» детей . -Театрализованный центр «Страна сказок» пополнился атрибутами, костюмами, поделками театра из бросового материала, создана презентация сказки «Красная Шапочка», «Виды театров», оформлена фотовыставка «Юные артисты», фотоальбом «В гостях у сказки», картотека театрализованных игр и упражнений. -Анализ результатов вовлечения родителей в процесс творческого развития детей показал существенный рост их заинтересованности и готовности к сотрудничеству.
21-ый слайд
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» МТЦ «Сфера» 2006
Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников» М.»Просвещение» 1991
Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-Петербург 2002
Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» М. «ВАКО»2007
Захарова С.Н. «Праздники в детском саду» «Владос» 2001
Зарецкая З.А. «Праздники в детском саду» Москва «Айрис-пресс»
Кошманская И.П. «Театр в детском саду» Ростов-на Дону изд. «Феникс» 2005
Мерзлякова С.И. «Фольклор, музыка, театр» М. «Линка-пресс» 1999
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М. «АРКТИ» 2004
Сорокина Н.Ф. « Сценарии театральных кукольных занятий» М. «АРКТИ» 2007
Смирнова Н.В. , В.К. Шалаева «Среда развития: сущность и структура» Иваново 2009
Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет»
Москва «Мозаика- Синтез» 2008
Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду»
Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы