Урок по биологии Сухие и сочные плоды (6 класс)

6 класс Биология
Тема: Плоды. Сочные и сухие плоды.
Цели урока:
Образовательная. Познакомить с генеративным органом цветковых растений – плодом. Учить сравнивать и находить различие в между различными видами сухих и сочных плодов.
Развивающая. Развивать умение различать плоды, закрепить это в ходе лабораторной работы.. Содействовать развитию мышления, познавательных умений
Воспитательная: Воспитывать дисциплинированность, коммуникативные умения, положительную мотивацию к обучению
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. (Презентация)
Уровень А. Соотнеси буквы (рисунки соцветий) и цифры (их названия)
Уровень В. Найди ошибки:
К ветроопыляемым растениям относятся: хмель, лимон, кукуруза, береза, рожь, тыква.
К насекомоопыляемым растения относятся: яблоня, тополь, пшеница, слива, вишня, малина.
Уровень С. Вставь пропущенные слова.
Пыльца, попавшая на рыльце пестика, прорастает, образуя длинную, тонкую _________ _______. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, достигает ____________(семязачатка) завязи.
В семяпочке имеются _________ и самая крупная __________ _______. На конце пыльцевой трубки - две клетки с крупными ядрами (________). Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в него, один спермий сливается с ___________, происходит оплодотворение. Второй спермий сливается с крупной центральной клеткой. После оплодотворения из семяпочки развивается _______, а из завязи - ________.
Проверь себя:
Пыльца, попавшая на рыльце пестика, прорастает, образуя длинную, тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, достигает семяпочки (семязачатка) завязи.
В семяпочке имеются яйцеклетка и самая крупная центральная клетка. На конце пыльцевой трубки - две клетки с крупными ядрами (спермии). Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение. Второй спермий сливается с крупной центральной клеткой. После оплодотворения из семяпочки развивается семя, а из завязи - плод.
Подсчитаем баллы - взаимопроверка поэтапно, каждого уровня.(Презентация)

Физминутка.
Изучение нового материала.
Постановка проблемного вопроса: Для чего растения нужны плоды?.
Постановка целей урока.
После того как растение отцветет, завязь сохраняется и в результате оплодотворения превращается в плод. Остальные части высыхают и отпадают. Плод - последняя ступень в процессе размножения. Он развивается из одного только цветка. Плод с расположенными внутри него семенами участвует в размножении цветковых растений.
Плоды всех цветковых растений делятся на 2 группы: сочные и сухие.
Сочные плоды богаты соком, мягкие. Их подразделяют ягоды, ягодовидные и костянки.
Плод ягода - сочный, мягкий, снаружи покрыт тонкой кожицей, внутри имеет много семян. (помидор, крыжовник, паслен, виноград, смородина, картофель)
У ягодовидных плодов наружная часть толстая и плотная, относятся мандарины, апельсины, лимоны.
Плоды тыквенных растений, хотя и относят к ягодовидным, называют тыквинами (арбуз, дыня, тыква).
У плода костянки наружный слой -тонкая кожица, средний - сочная мякоть, внутренняя часть деревянистая, образует косточку. Костянка - односемянный плод (урюк, вишня, слива, персик). Существуют растения, плод которых образован множеством мелких костянок (малина, боярышник).
У сухих плодов кожура (околоплодник) плотная, одревесневшая и сухая.
Боб - однокамерный сухой плод с одним или несколькими семенами, которые прикрепляются по краям створок. Во время созревания створки раскрываются, и семена высыпаются наружу (горох, клевер).
Стручок - сухой плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу. Такие плоды имеют капуста, редька, репа. Более мелкий вид таких плодов называется стручочек.
Коробочка - одно- либо многокамерный многосемянный плод. Способы раскрытия таких плодов различаются в зависимости от вида. Например, у белены имеется открывающаяся крышечка. У дурмана, молочая и анютиных глазок семена высыпаются из коробочки, когда она продольно растрескивается.
Крылатки - семянки, у которых большая часть околоплодника превратилась в тонкие крылья. Такие плоды распространяются с помощью ветра (клен, вяз, ясень).
Зерновка - односемянный плод, семенная кожура которого плотно прирастает к стенке плода. Например, плоды пшеницы, кукурузы, ячменя, проса и риса.
Семянка отличается от зерновки тем, что ее околоплодник не срастается с семенной кожурой. В большинстве случаев такие плоды имеют хохолок (одуванчик, подсолнечник, осот, мать-и-мачеха, горчак, тау-сагыз).
Орех - сухой односемянный плод с одревесневшим и отвердевшим околоплодником (желудь дуба, орех). Поскольку околоплодник грецкого ореха первоначально (до созревания) бывает сочным, такой плод не относится к ореху. Его называют сухой ложной костянкой. Плоды клубники и шиповника относят к сухим ореховидным плодам, несмотря на их сочность. Множество орешков в их плодах закрыто сочным разросшимся цветоложем. У некоторых растений, таких как ананас или шелковица, не плоды, а соплодия - они образуются не из одного цветка, а из целого соцветия.
4. Лабораторная работа № 11
Тема: «Знакомство с сочными и сухими плодами».
1. Разделите полученные плоды на сочные и сухие.
2. Разбейте сочные плоды на две группы:
а) относящиеся к типу костянка;
б) относящиеся к типу ягода. Разрежьте плод костянку на две части и зарисуйте. –
3. Плод ягоду также разрежьте вдоль и подсчитайте число семян, сравните с плодом костянкой.
4. Разрезав клубень картофеля, корнеплоды моркови и свеклы, сравните их с плодами, убедитесь, что они не являются плодами. .
5. Рассмотрите сухие плоды, выданные учителем, сравните их с рисунками в учебнике, найдите отличия, подсчитайте число семян в них, убедитесь в том, что они являются сухими.
Название растения
Плоды
Типы плодов
Число семян




сухие
сочные


одно
два
много

Белена
Томат
Урюк
сухой



сочный
коробочка
ягода


+

+
+

Горох
Редька
сухой
сухой

Боб
стручок



+

Дуб
сухой

Желудь (Орех)
+



Пшеница
сухой

зернрвка
+




5.Задание на дом: параграф 24
Творческое задание: составить кроссворд на тему «Плоды»