МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования детей»
(МОУ ДО «РЦДОД»)
План-конспект открытого занятия педагога
дополнительного образования
объединения «Вязание крючком»
Возраст детей 7-11 лет (1 год обучения)
Фролова Тамара Владимировна
«Волшебные цветы»
п.Тубинский, Усть- Илимского района, Иркутская область.
2015г.

Цель: закрепить знания,
умения и навыки обучающихся об основных приёмах вязания крючком.Задачи:
Обучающие:
ознакомить обучащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – вязанием, его историей;
познакомить с инструментами, приспособлениями и материалами для вязания;
дать представление о технике вязания крючком;
познакомить детей с многообразием цветов.
Развивающие:
формировать знания умения и навыки вязания крючком;
совершенствовать сенсорные и моторные навыки;
развивать художественно-образного мышление и фантазию.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, внимательность;
прививать интерес к культуре и искусству;
Воспитывать уважительного отношения к труду.
Мотивационные:
пробудить интерес к вязанию.
Структура открытого занятия:
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Творческая работа
Методические приемы:
наглядно-иллюстративный;
демонстрация пошагового выполнения работы;
разгадывание загадок;
работа по карточкам;
прослушивание фонограммы.
Инструменты и материалы:
нитки разных цветов;
ножницы;
клей ПВА;
карандаш;
крючок.
План занятия:
Организационный момент.
Беседа педагога по теме.
Практическая работа.
Творческая работа
Итоги работы.
Уборка рабочего места.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, дети!  Тема нашего  занятия … А тему нашего занятия я предлагаю вам угадать:
Создают уют,На окнах зеленеют,Круглый год цветут.
Дети: отвечают.
Педагог: Правильно, это цветы.  Теперь отгадайте другую загадку:
Помогаю я вязатьКофточки, салфетки.Мне не надо толковать,Как связать пинетки.Я один в руках умелыхСоздаю ажур-узор.Только спицам — сёстрам смелымЭто вовсе не в укор.
Дети: отвечают.
Педагог: Правильно, это вязальный крючок. Значит, речь на нашем занятии пойдет о вязании и цветах. Тема нашего занятия «Волшебные цветы»
2. Беседа педагога по теме.
Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.
Мы с вами обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) — к III веку н.э.
А что было раньше?
Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина Илиады в носках, поразительно напоминающих современные.    Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы — сравнительно сложные по технологии — относятся к III — V в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры.   Хотя вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он остается таким же модным и сегодня. Ведь с помощью вязания можно одеться буквально с ног до головы. Овладев основными приемами вязания, каждый может научиться превращать обыкновенный клубок ниток в самые разнообразные и очень нужные вещи. Популярность вязания заключается в простоте техники выполнения, которая доступна каждому, желающему овладеть ею; примитивности инструмента; удобстве вязаных изделий Но, пожалуй, самое притягательное в вязании – неограниченные возможности для фантазии.
Педагог:
Ребята! Предлагаю провести необычное занятие- «Занятие- путешествие» Для начала давайте разобьемся на команды.  Жюри у нас не  будет, просто за каждый правильный ответ я буду выдавать жетоны. После окончания  мы подведем итоги.
Педагог:
Первое государство – «Загадочное». Я буду задавать попеременно каждой команде загадки. За каждый правильный ответ команда  получает 1 жетон.
Педагог:
Молодцы! А теперь снова в путь. Следующее государство «Цветочная поляна».
Здесь у команд будет сразу два задания. Одна часть команды будет собирать картинку с цветком, а другая часть команды будет дописывать  предложенное стихотворение.
Педагог:
Молодцы! Команды получили свои жетончики за правильные ответы. Мы долго сидели, устали, давайте встанем и проведем физкультминутку: 
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) 
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
 Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
 Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.) 
   
Педагог:
А теперь в путь, нас ждет 3 государство — «Рукодельное».
Каждому игроку команды необходимо аккуратно связать цепочку из воздушных петель. Только за хорошо выполненную работу игрок получит жетончик.
Прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами
Крючок – это острый предмет и пользоваться им нужно осторожно.
При работе свет должен падать с левой стороны.
Во время работы нужно следить за осанкой.
Крючки.
Их надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.
Ты не бери иголку в рот,
Иголка острая не плод,
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется внутри.
На стол клади ты ножницы кольцами к себе,
Передаю же ножницы кольцами к тебе,
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда,
Положишь их разомкнутыми — может быть беда.
Лишь окончена работа —
Инструментам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть,
И на место положить.
3. Практическая работа.
Выполнение первой петли.
Вывязывание цепочки из воздушных петель.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.
Воздушная петля.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.
Цепочка воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины.
Педагог: Подведем итоги нашего конкурса. 
 
4. Творческая работа
Педагог:
Мы снова с вами в пути. И наша экскурсия подходит к концу. Последнее государство — «Фантазийное».
Научиться вязать цепочки — дело одной минуты, а вот работать с ним, как с красками, совсем не просто!
Петелька за петелькой — в руках появляются оригинальные краски — цепочки, которыми можно «рисовать» самые разные картины.
Цветные цепочки, связанные вами крючком из пряжи, разложим по цвету: ярко-оранжевые, желтые, зеленые, фиолетовые — одним словом все цвета радуги; и нежных оттенков:  розовых, кремовых, серых, бежевых:Это ваши краски. Теперь с вашими цепочками могут происходить самые настоящие «чудеса» они могут превращаться в кудрявое дерево, плотный узор или сказочный цветок. Можно «нарисовать» картины, панно, выложить узор на диванных подушках.
Вы можете составить не сложный сюжет сами, нужно только подключить свою фантазию. Но не забывайте, что тема нашего занятия «Волшебные цветы»
Педагог рассказывает и показывает.
Цепочки вплотную друг другу выкладывают по рисунку клеем «момент» или ПВА.
Педагог: Теперь переходим к созданию наших цветов. На листе картона простым карандашом нарисуем сначала эскиз нашего цветка, а затем будем выкладывать цветными цепочками по эскизу. То место, где вы будете укладывать цепочки, не забудьте смазать клеем. Приступаем к работе.
5. Итог занятия.
Педагог: Ребята, вы уже «нарисовали» свои цветы цепочками из воздушных петель.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь подведем итоги и устроим мини-вернисаж.
До свидания!
 
Использованные источники
Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.
Всё для дома своими руками / Под ред. Н. Ярошенко. — М., 2000. — 338 с.
Диченскова, А.М. Забавные вязаные игрушки. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 220 с.
Лепина, Т.П. Мы вяжем сами. — Л.: Лениздат, 1972. – 368 с.
Максимова, М.В., Кузьмина, М.А. Волшебный крючок. – М.: Эксмо, 2004. – 88 с.
Моя первая книга по рукоделию. – М.: Дрофа, 1995. – 192 с.
Семёнова, Л.Н., Семёнова, А.А. Вязаные бусы, броши, браслеты. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 254 с.
http://www.znaikak.ru/design/pic/visred/81714675.jpg
http://www.vse-niti.ru/wp-content/uploads/2009/05/ris1.jpg