УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ:СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ДЛИНЫ . ШКОЛА 8 ВИДА.

Урок математики в 5 классе. школа 8 вида. Тема урока: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ДЛИНЫ
Разработала учитель математики гбс(к)оу №131 г.санкт-петербурга лукьянова александра дмитриевна
Педагогические задачи:

· образовательная: создать условия для закрепления умений складывать и вычитать числа, полученные при измерении одной, двумя мерами длины, решать простые арифметические задачи;

· коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов, речи учащихся, пространственной ориентировки, навыков самостоятельной работы; продолжить расширение кругозора;

· воспитательная: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению математики, навыков аккуратного ведения записей в тетрадях.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: используют полученные знания при сложении и вычитании чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины; знают нумерацию чисел в пределах 1 000.
Познавательные: получат возможность овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: научатся использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: проявят способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; таблица соотношений мер длины; наглядный материал для устного счета; абаки; набор геометрических фигур; пленка, маркер, графопроектор (интерактивная доска); рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
– Старайтесь быть внимательными, активными, записи вести аккуратно, и тогда вы получите «5».
II. Устный счет.
1. Работа с дидактическим пособием.
– Сложите числа, ответы запишите в тетради:

· три десятка и четыре десятка; (70.)

· пять сотен и двадцать десятков; (520.)

· шесть сотен, восемь десятков и одну единицу. (681.)
– Вычтите числа, ответы запишите в тетради :

· из шести десятков четыре десятка; (20.)

· из семи сотен трех десятков два десятка; (710.)

· из восьми сотен четыре сотни. (400.)
2. Упражнение «Сравните числа».
Учитель демонстрирует карточки с числами, в которых пропущены цифры.

– Сравните числа, в которых некоторые цифры заменены звездочками.
– Какую особенность заметили? (Необязательно в числа вставлять пропущенные цифры. Сравнивать можно и без них, проанализировав числа. Например, на первой карточке первое число будет больше второго, так как оба числа трехзначные, значит, сравнение начинаем с высшего разряда: 7 сотен больше 6 сотен и т. д.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– С какими числами производили вычисления? (С целыми числами.)
– Как образуются целые числа? (Путем счета и путем измерения.)
– Какие величины вы знаете? (Длина, масса, стоимость, время.)
– Что измеряют мерами длины? (Расстояние, длину, ширину, высоту, глубину, толщину.)
– Назовите наименьшую единицу измерения длины. (Миллиметр.)
– Что измеряют в миллиметрах? (Высказывания учащихся.)
– С какой единицей измерения встречаемся чаще всего? Где? (Высказывания учащихся.)
– Где сталкиваемся с наибольшей единицей измерения длины? (Измерение расстояния между городами, поселками, длин рек и т. п.)
Сегодня закрепим умения складывать и вычитать числа, полученные при измерении одной (двумя) мерами длины.

Физкультминутка. (Рисуем картину. Рисунок сделан на доске вместе с детьми на прошлом уроке.)

IV. Систематизация и обобщение знаний учащихся.
1. Работа по учебнику: выполнение заданий 101 (2) (1, 2 ст.), 102 (2) (1, 2 ст.) на с. 52.
– Выполните действия письменно.
4 м 65 см + 18 м 27 см 14 м 28 см – 8 м 2 см
7 м 65 см + 24 м 18 см 73 м 46 см – 2 м 37 см
– Рассмотрите примеры. Какими единицами измерения выражены числа? (Двумя мерами длины.)
– Как складываем и вычитаем числа, полученные при измерении двумя мерами длины? (Складываем, вычитаем одноименные величины.)
– Выполните действия устно.
5 м + 13 см 6 м – 5 см 8 м + 76 см
54 м + 57 см 26 м – 54 см 6 м – 43 см
– Рассмотрите примеры.
– Какие меры даны? (Меры длины.)
– В чем они выражены? (Разными единицами измерения длины – в метрах и сантиметрах.)
– Как складываем и вычитаем данные числа? (Обращаем внимание на то, что складываем и вычитаем одноименные величины.)
2. Работа в рабочих тетрадях: выполнение задания 134 на с. 43.
Задача. Высота горы 564 м. Альпинисты поднялись на высоту 430 м. На сколько метров еще должны подняться туристы, чтобы достичь вершины?
– Как вы думаете, как следует решать задачу? Почему? (Вычитанием, потому что находим остаток.)
– На сколько метров еще должны подняться туристы, чтобы достичь вершины? (134 м.)
– Как вычитали числа, полученные при измерении? (Так же, как и целые числа.)
– Форму какой геометрической фигуры имеет вершина горы? (Форму треугольника.)
– Кого называют альпинистами? (Альпинизм – вид спорта и активного отдыха, возникший в Альпах, имеющий целью восхождение на вершины гор с последующим спуском, альпинисты – люди, занимающиеся альпинизмом.)
Учитель демонстрирует иллюстрации гор и альпинистов.
3. Тренинг для развития мышления «Найди лишнее».
– Из предложенных слов оставьте только те, которые имеют в чем-то сходные свойства.

· Километр, сантиметр, масса. («Лишнее» – масса, так как остальные слова – меры длины.)

· Метр, мм, дм. («Лишнее» – метр, так как остальные записаны сокращенно.)

· 1 см, 1 м, 150 км. («Лишнее» – 150 км, так как остальные – единицы измерения длины.)

5. Самостоятельная работа.
Учащимся выдаются карточки с таблицами.
– Заполните таблицу.
+
80 м
3 м 10 см
17 см

1 м




20 см




1 м 50 см




Один учащийся выполняет задание на доске, проверка через интерактивную доску.
– Как складываем; вычитаем числа, полученные при измерении длины? (Складывают и вычитают одноименные величины.)
V. Итог урока.
– Назовите способы получения целых чисел. (Путем счета и путем измерения.)
– Перечислите известные единицы измерения длины, начиная с наибольшей. (Километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.)
– Как складывают, вычитают единицы измерения длины? (Складывают и вычитают одноименные величины.)
Домашнее задание:№101 (3), 1,2 ст.

15