Преемственность 4-5 классы, адаптация 5-ые классы

Программа

«Преемственность. Адаптация.
Начальная школа- 5-й класс».

Проблема адаптации учеников (а может быть, и родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем: учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподроскового и раннего подросткового возраста периода.
В периоде адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Для наиболее эффективного
решения этих проблем разработана программа «Преемственность. Адаптация.
Начальная школа- 5-й класс».
Основной для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5-х классов, связанных с прохождением адаптационного периода.
Цель: предупреждение и преодоления трудностей в учебе учащихся 6-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе в 5-й класс.
Задачи:
1.Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5-й класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
2.Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
3.Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
4.Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и специалистов ППС начальной и средней школы.
5.Повышать уровень профессиональной компетентности учителей (психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности родителей.

Краткая характеристика предподросткового возрастного периода (10-11 лет)
Интеллектуальное развитие
-конкретно-операцинная стадия когнитивного развития
-способность к логическим рассуждениям;
- Развитие теоретически мышления (мышление в понятиях);
Мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипнотического или противоречащего фактам предположения.
Психическое развитие
- к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция;
- период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;
- мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.
Физическое развитие
- дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;
- продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;
- продолжается формирование сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива;
- увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.
Социальная адаптация
- кризис самооценки, негативная Я -концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность)
- дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках

Блоки программы.
1. Осуществление преемственности.
2. Диагностика учащихся.
3.Сопровождение учащихся.
4. Взаимодействие специалистов по сопровождению.
5.Взаимодействие с учителями и классными руководителями.
6. Этапы реализации.

1. Преемственность.


Преемственность в работе
специалистов по сопровождению.




Взаимодействие специалистов ППС с учителями.



Взаимодействие специалистов ППС с родителями.


Программы сопровождения.

Анкетирование учителей.

Выступление на родительских собраниях.


Процедура передачи документации: карты сопровождения, портфолио достижений.

Посещение уроков.

Информирование родителей.


Комплекс диагностических процедур.

Психолого-педагогический консилиум.

Помощь в выборе образовательного маршрута.






Помощь в выборе образовательного маршрута.





2. Диагностика.
а) Определение уровня готовности к переходу в 5-й класс.
Шаг 1.1. Анализ сформированности общеучебных навыков, особенностей познавательного развития.
- ГИТ
Шаг 1.2. Диагностика мотивационной сферы.
- методика изучения мотивации обучения.
Шаг 1.3. Диагностика включенности и эмоционального благополучия.
- методика ЦТО.
Шаг 1.4. Диагностика учебных достижений.
-анализ классного журнала
- беседа с учителем начальной школы
б)Углубленная диагностика учащихся с трудностями в учебе.
Шаг 2.1. Выявление учащихся, испытывающих трудности в учебе.
- анализ классного журнала
-беседа с учителем начальной школы
Шаг 2.2. Диагностика особенностей индивидуального развития ребенка . С этой целью используется набор методик Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении 3-5 класса» (ИМАТОН):
- изучение особенностей восприятия и переработки информации
- изучение показателей мышления (понятийное, логическое, образное)
- изучение показателей памяти
в) Диагностика трудностей адаптационного периода пятиклассников.
Шаг3.1.Выявление трудностей в учебе (трудные предметы, объем домашних заданий, темп работы)
- анкетирование родителей
- наблюдение на переменах и уроках
- беседа с классным руководителем и учителями –предметниками.
Шаг3.2. Диагностика межличностных отношений.
- социометрия
- наблюдение на переменах и уроках
- беседа с классным руководителем
Шаг3.3. Определение уровня включенности, эмоционального благополучия.
- методика «Включенность и эмоциональное благополучие»
Шаг3.4. Выявление причин трудностей в обучении - углубленная индивидуальная диагностика.

3. Сопровождение учащихся в период адаптации.

Осуществление
преемственности


Диагностика




Взаимодействие
с учителями

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с
учащимися



Психологическое
обследование

Консультации по результатам диагностики, буклет «Классным руководителям 5-х классов».

Выступления на родительских
собраниях

Информирование



Учебные затруднения

Выявление поля проблем

Буклеты для родителей
по проблемам
адаптации

Диагностика



Межличностные
отношения

Разработка и реализация программ сопровождения

Консультирование

Консультирование



Изучение индивидуальных
особенностей
учащихся

Консультативное сопровождение

Родительский клуб

Программы
сопровождения
(индивидуальные и системно- ориентированные)



Включенность и
эмоциональное благополучие









4.Взаимодействие специалистов по сопровождению.
Преемственность в работе специалистов по сопровождению на этой ступени предполагает
процедуры передачи карт сопровождения (класса и индивидуальных), речевых карт .
В момент передачи психолог начальной школы подробно рассказывает о проблемах класса, а также об индивидуальных особенностях детей.
Данная процедура может иметь следующую структуру:
1.Особенности класса (межличностные отношения, особенности усвоения информации, темп, отношение к учебе, дисциплина, участие родителей в делах класса, работа по системно-ориентированным программам и т.д).
2.Индивидуальные особенности учеников (гиперактивность, учебные затруднения, социально-эмоциональные проблемы, проблемы со здоровьем).
3.Особенности семей (многодетные, семьи без мамы, разводы, семьи с низким прожиточным уровнем, не поддерживающие контакта со школой).
4.Особенности стиля работы учителя начальных классов.
5.Прогноз возможных дальнейших проблем.

5.Взаимодействие с учителями и классными руководителями
Будущие руководители 5-х классов знакомятся с выпускниками начальной школы задолго до поступления детей в 5-й класс. Учителя посещают уроки в начальной школе, знакомятся со стилем работы своих коллег, наблюдают за учениками, по возможности участвуют в выпускном вечере.
Взаимодействие службы сопровождения детей с учителями начальной школы и будущими классными руководителями 5-х классов носит информационно-совещательный характер. Сотрудники ППС организуют собеседования с учителями начальной школы, на консилиуме учителя 4-х классов сообщают следующие сведение о выпускниках:
- ученики, обучающиеся на «4» и «5»;
- хорошо успевающие школьники, нуждающиеся в ускоренном обучении;
- ученики, обучающиеся в основном на «4» и «5», имеющие одну «3»;
- школьники, развивающиеся медленно;
- ученики, не справляющиеся с программой;
- школьники, живущие в социально-уязвимых семьях;
- школьники с ослабленными здоровьем;
- ученики с элементами социальной и педагогической запущенности;
- ученики с проблемами в поведении;
- есть ли в классе лидеры;
- есть ли ребята, которых не принимают одноклассниками;
На втором этапе непосредственного сопровождения пятиклассников проводятся индивидуальные встречи с классными руководителями 5-х классов (буклет «Классным руководителям 5-х классов). Итогом такого собеседования будет план дальнейшей совместной работы.
Примерная структура психолого-педагогического совета по преемственности.

Основная цель совета: выработать совместные пути решения проблем преемственности.

Участники : административная команда (заместители директора в начальной и основной школах), сотрудники ППС (руководитель ППС, психологи, логопед), учителя начальной школы, классные руководители 5-х классов, учителя, работающие в 5-х классах.
Предварительные мероприятия:
1.Проведение диагностики учебных затруднений, мотивации, включенности и эмоционального благополучия.
2.Согласование времени и места проведения психолого-педагогического совета.
3.Подготовка вопросов для обсуждения, раздаточного материала.
В качестве примера предлагается следующая карта работы с полем проблем преемственности. В левой части все участники совета описывают существующие на их взгляд проблем, часть которых уже предложена. В правой части записываются возможные пути решения этих проблем. При этом аналогичная карта помещается на доску и заполняется в течение всего мероприятия.


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
(В. Ключевской)
Уча, учимся. (Сенека.)


Поле проблем
Учет возрастных особенностей.
Единство требований:
Организационных моментов;
Критериев оценок;
Оформление тетрадей.
знакомства с учениками (бейджи).

Пути решения

Ход психолого-педагогического совета:
1.Вступительное слово представителей администрации, которым отводится особая роль в этом мероприятии: обеспечение эмоционально-комфортной среды, предупреждение конфликтных ситуаций. Следует избегать обвинительных позиций в адрес друг друга, повышенного тона и т.п. Совет должен проходить в спокойной, доверительной обстановке.
Работа с картой «Поле проблем». Инструкция по заполнению карты.
2.Выступление психолога 5-х классов о выявленных в ходе диагностики проблемах. Комментарий и дополнения участников. Заполнение карты.
3.Выступление заместителя директора по УВР ( начальной школа). Комментарий и дополнения участников. Заполнение карты.
Совместная разработка плана действий.
6.Этапы реализации программы «Преемственность. Адаптация. Начальная школа- 5-й класс».
1.Этап подготовки к переходу в 5 класс.
Знакомство с будущими пятиклассниками.

Сроки
Участники
Мероприятия



Март-апрель
Классные руководители будущих 5 классов, психолог, логопед.
1.Знакомство с учащимися 4 классов. 2.Знакомство со стилем работы учителей начальной школы.
3.Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся.
4.Установление контакта с детьми.

Март
Заместитель директора по УВР (начальная школа), сотрудники ППС, учителя начальной школы.
1.Собрание для родителей будущих пятиклассников.
Буклет «Родителям будущих пятиклассников».

Апрель
Будущие учителя 5-х классов, руководители МО.
1 .Посещение уроков в начальной школе.
2.Совместная работа по определению качества знаний учащихся по основным предметам.

Апрель
Психолог начальной школы.
1.Диагностика уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс.

Апрель-май
Учитель 4 класса, психолог начальной школы.
1.Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.
2. Анализ индивидуальных программ сопровождения.




Апрель-май.
Сотрудники ППС, учителя начальных классов.
1.Встреча с родителями выпускников начальной школы, психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью.
«Буклет родителям будущих пятиклассников»
2.Процедура передачи документов по сопровождению (карта класса, логопедические документы).
3. Психолого-педагогический консилиум.


2.Сопровождение учащихся пятых классов.

Сентябрь
Учителя начальных классов (бывших 4-х классов), классные руководители 5-х классов.
1.Посещение уроков в своих бывших классах.
2.Обсуждение с учителями и классными руководителями посещенных уроков.
3. Наблюдение за детьми во время перемены.
4.Встреча с учащимися, анализ из их первых впечатлений о средней школе.
5.Встреча с родителями.
6.Советы классным руководителям 5-х классов.

Сентябрь
Психолог 5-х классов
1.Знакомство с учащимися.
2.Посещение уроков, наблюдение на перемене.
Анализ первых впечатлений учителей- предметников и классного руководителя.

Сентябрь-октябрь
Заместитель директора по УВР, члены ППС.
1.Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему «Особенности предподросткового периода»
2.Знакомство родителей с учителями 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.

Октябрь-ноябрь
Психолог и логопед
1.Диагностика учебных затруднений.
2.Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 5-х классов.
3. Диагностика межличностных отношений.
4.Диагностика включенности и эмоционального благополучия.
5.Логопедическое обследование.

Ноябрь
Заместители директора по УВР (начальная школа, 5 классы), психологи начальной школы и 5-х классов, учителя классные руководители, руководители МО.
1.Психолого-педагогический консилиум:
-обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей,
-выявление поля проблем и путей их решения,
-разработка и реализация плана сопровождения (как всего класса, так и отдельных учеников).


3. Подведение итогов.

Сроки
Участники
Мероприятия

Март-апрель
Заместитель директора по УВР, члены ППС, психолог 5-х классов, классный руководитель.
1.Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы».
-Анализ эффективности индивидуально-ориентированных программ.
-Анализ эффективности системно-ориентированных программ.




























15