Урок географии в 7 классе на тему Население Южной Америки


Методическая разработка урока географии в 7 классе на тему: «Население Южной Америки. Регионы Южной Америки»
Цель: Сформировать представление о населении Южной Америки и современной политической карте материка.
Задачи:
определить пути заселения Южной Америки
рассмотреть расовый, этнический состав населения
обозначить территории, на которых проживает коренное население материка
узнать, как формировалось современное население материка
определить размещение современного населения на континенте
развивать навыки самостоятельной работы, образного и логического мышления;
воспитать активность и самостоятельность детей на уроке.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: Учебник География 7 класс, 2 часть, «Русское слово» Е.М. Домогацких, рабочая тетрадь, карты атласа, контурные карты, текст, карта населения Южной Америки, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель проверяет готовность рабочего места.
Мотивация изучения новой темы. На территории Южная Америка не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как вы считаете? Как же человек проник в пределы Южная Америка? – Население материка – пришлое? Когда и откуда население могло прийти на материк? Попробуем ответить на эти вопросы с помощью учебника – работа с учебником.
(Считается, что заселение Америки шло по сухопутному мосту через Берингов пролив из Северо-восточной Азии. В Южную Америку древние индейцы пришли из Северной Америки, через Панамский перешеек, боле 20 тыс. лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк. До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Самыми крупными на сегодняшний день являются кечуа, аймара, гуарани, араваки и др. Народы стояли на разных ступенях развития. Одни – жили первобытнообщинным строем. Занимались охотой, рыболовством, собирательством. Другие – на весьма высокой ступени развития.
Европейская колонизация начавшаяся в начале XVI в., быстро привела к большим изменениям антропогенного и этнического облика континента, значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезенных колонизаторами болезней. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента. Как и предки, современные индейцы говорят на сотнях языках. Но многие индейские народы утратили знание своего языка и культуры. Это следствие европейской колонизации испанцами, португальцами, а впоследствии и выходцами из других Европейских стран).- Используя карты атласа, назовите индийские народы: кечуа, аймара, гуарани, араваки и др.
- Отметить на контурной карте штриховкой территории, заселенные индейцами.
- В каких природных условиях находятся территории, заселенные индейцаии? Чем это можно объяснить?
- В пределах, каких государств живут индейцы? (Венесуэла, Бразилия, Перу, Боливия, Парагвай, Чили)
- Учащиеся дают заранее подготовленные сообщение о традициях, обычаях, положении индейских народов (5 мин.)
Вывод: коренные жители занимают незначительную часть материка.
- Кто же остальные народы?
Представители трех рас живут на материке сложный этнический состав (смешанные браки). Составляем схему.
Схема: народы Южной Америки:
индейцы  +  европейцы   = метисы           
африканец + европеец = мулат
индеец + африканец = самбо
Размещение населения
В последние полвека численность населения увеличилась почти в три раза. Причина такого роста – снижение смертности и увеличение рождаемости. В семьях жителей Южной Америки много детей. Поэтому ее называют – континентом «молодых возрастов». Дети до 15 лет составляют чуть меньше половины населения. В связи с этим очень остро стоят проблемы образования и трудоустройства.
Используя карту атласа – плотность населения выявить:
1. Густонаселенные районы
2. Районы с низкой плотностью населения
3. Указать причины
Причины: (история заселения материка; природные условия).
Регионы Южной Америки
Все страны Южной Америки делятся на две большие группы:
Страны равнинного Востока материка.Бразилия – Аргентина –Венесуэла –
Группа Андских стран.Колумбия –Эквадор –Перу –Боливия –Чили –
Задание: По атласам найти эти страны и в тетрадях записать их столицы.
Россия поддерживает политические и экономические отношения с большинством стран Южной Америки. Эти отношения строятся на взаимовыгодной основе. Расширяются культурные обмены между нашей страной и странами Южной Америки. Это способствует лучшему взаимопониманию и укреплению мира на планете.
Подведение итогов Фронтальный опрос
Государство в северной части материка (Суринам)Потомок от брака европейца и африканца (Мулат)Столица Венесуэлы (Каракас)Столица одного из государств (Лима)Государство со столицей Кайенна (Гвиана)Одно из крупнейших по площади государств (Аргентина)Столица Эквадора (Кито)
Домашнее задание: пар. 34., учить номенклатуру, составить чайнворд из 10 слов на тему «Население и регионы Южной Америки».
Рефлексия
Подведение итогов. Выставление оценок. На цветочках учащимся дается задание продолжить фразу, затем приклеить их на доску:
Я сегодня на уроке узнал, что…………………………..Мне понравилось……………………………………………….