Конспект урока изобразительного искусства «Что ни город, то норов. Двор, что город, изба, что терем»


Конспект урока изобразительного искусства
в 3 классе на тему: «Что ни город, то норов. Двор, что город, изба, что терем»
Автор учебника: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: приобщение обучающихся к народному зодчеству через изучение исторического прошлого своего народа, традиции мастерства.
Задачи:
сформировать представление об особенностях русского деревянного зодчества через изучение народного мастерства;
вспомнить архитектурные термины и понятия: фасад, сруб, причелина, полотенце, наличник, конёк;
углубить знания обучающихся о знаках-оберегах в украшении крестьянской избы;воспитывать интерес и бережное отношение к постройкам деревянного зодчества через украшение и изготовление в процессе творческой работы;
принимать и сохранять учебную цель и задачу урока;
контролировать и оценивать свои действия и действия друг друга, вносить коррективы в их выполнение;
уметь договариваться, правильно выражать свои мысли.
УУД, формируемые на уроке: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска, видео-ролики.
Наглядные пособия: фотографии деревянного зодчества, солярных знаков.
Ключевые слова: зодчество, изба, фасад, наличники, конёк, полотенце, причелина.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник, бумага формат А3, акварель, баночка для воды, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей.

п/п Этапы урока Содержание этапа,
деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационно-мотивационный
(5 мин.) Привлечь внимание детей.
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Организовать диалог.
-Здравствуйте, ребята! Давайте, проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежат: учебник, бумага формата А3, цветные карандаши, ластик, кисти, акварельные краски, вода.
- Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?
- Перечислите знаки-обереги.
(учитель прикрепляет на доску слова, названные учениками)
- Продолжаем работу дальше, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» и предположите тему нашего урока, чем мы будем заниматься? Эмоционально-образный настрой на урок.
Проверка готовности рабочих мест.
Приветствие присутствующих.
Предположительные ответы детей:
- На прошлом уроке мы изучали знаки-обереги, которые защищают и оберегают.
- Домовую резьбу.
- Наличники на окна, причелину, полотенце, конек.
- Солярные знаки, знаки воды, знаки солнца, растительные и животные мотивы.
Внимательно смотрят отрывок из мультфильма.
Предположительные ответы:
-Мы будем рисовать дом.
- Мы будем строить дом. Л: самоорганизация Р: способность регулировать свои действия
Р: контролируют правильность ответов учащихся.
П: умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.
К: умение формулировать свою мысль.
Л: мотивация к изучению нового учебного материала.
2. Целеполагание
(5 мин.) Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.
- Посмотрите на доску, какие знания из предыдущего урока нам с вами сегодня понадобятся?
- Что мы с вами уже сделали?
- Что осталось нарисовать?
- Но нам не хватает самого главного, как вы думаете чего?
-Вы правы. Предлагаю посмотреть видео-ролик и ответить на предложенные вопросы (учитель включает видео-сюжет с историей русской избы) Определение цели урока и учебных действий.
Ответы детей.
- Мы нарисовали наличники на окна, причелину, полотенце.
- Конек.
-Дома, избы.
Учащиеся смотрят видео-сюжет, анализируют информацию. Р: принятие цели и постановка задач урока
К: умение полно и точно выражать свои мыслиР: планирование действий.
3. Формирование новых знаний
(6 мин.) Организовать процесс получения обучающимися новых знаний.
- Какое основное жилище русских крестьян?
-Почему избу называют «истопка»?
- От чего защищали деревянные ставни?
- Что такое охлупень?
- В виде кого изображали конек дома?
- На каком месте строили дом?
- Итак, эпиграф нашего урока:
«Фасад - лицо избы, окна ее глаза». Объясните, как вы понимаете эпиграф на основе просмотренного видео?
- А, теперь пользуясь учебником на стр.48, поработаем со словарем, чтобы рассказать обо всех частях дома после выполнения практической работы. - Изба.
- Избу называли «истопкой», так как сруб можно было истопить печкой.
- Деревянные ставни защищали от холода.
- Охлупень – это тяжёлое бревно, которое скрепляло кровлю.
- В виде головы коня или птицы
- Дом строили на правильном месте, что давало жильцам здоровье и плодородие.
- Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу, окна – глаза на лицо дома.
Работа со словарем, запоминают основные понятия. П: построение логической цепи рассуждения.
К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками.
4. Физкультминутка
(3 мин.) - Прошу всех встать, и девочки проведут корректирующую гимнастику для глаз.
- Спасибо, девочки. Садитесь на свои места и продолжаем работать дальше. - «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
- «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
- «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
- «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. 5. Актуализация и закрепление полученных знаний (20 мин.) -А сейчас представьте себе, что мы с вами древнерусские мастера. Собрались в избе нашего друга-мастерового, чтобы выполнить заказ – нарисовать избу, украсить ее наличниками, полотенцем, причелиной, которые мы рисовали на прошлом уроке. И эту работу мы будем выполнять в группах, вспомним правила работы в группе.
- Вспомним правила техники безопасности.
-При изображении дома, вам надо определитьрасположение листа бумаги (вертикально или горизонтально), решить в какой технике будет выполнена работа (рисунок, живопись или смешанная техника), определить цветовую гамму вашей работы.Даю вам 2 минуты на обсуждение.
- Пожалуйста, ваши ответы.
- Молодцы. Теперь обратите внимание на критерии оценки вашей работы:
1.Конструкция избы.
2.Цветовая гамма.
3.Знание терминологии.
4.Представление работы.
- На выполнение работы вам дается 15 мин.
Проверка знаний. Контроль усвоения материала, презентация работ, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Вспоминают правила работы в группе:
-в группе должен быть ответственный;
-работать должен каждый на общий результат;
- один говорит, другие слушают;
-свое несогласие высказывай вежливо;
- если не понял, переспроси.
-Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину;
-осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами;
-ножницы передавать друг другу ручками вперед, при резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу;
-избегать попадания клея в рот и нос;
- после окончания работы привести в порядок свое место.
- Лист, мы располагаем вертикально, потому что дом имеет вытянутую форму.
- Все оттенки желто-коричневого цвета.
Работают в группах.
Группывыходят со своими работами, вывешивают их на доскуи оценивают себя по предложенным критериям. К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками.
П: построение логической цепи рассуждений.
Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
П: анализ
К: выражение своих мыслей.
Р: контроль.
Л: нравственно- эстетическая оценка.
7. Рефлексивный
(6 мин.) Обобщающий контроль полученных знаний учащимися.
-Ребята, а для чего нужны ли нам знания, которые мы получили сегодня, ведь не каждый из нас станет художником или строителем?
- Необходимым дополнением каждого дома был сундук, в котором хранились самые дорогие для человека вещи.
И у нас появился такой сундучок, который я предлагаю вам наполнить знаниями? (Презентация, Слайд 1)
-Ребята, но я хочу, чтобы вы помнили:
Дом, как известно всем давно,-
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, -
Это твой дом.
(Е. Куменко)
-И я желаю вам, чтобы у каждого был дом, в котором всегда царили любовь, взаимопонимание, гармония и уважение друг друга Анализ урока и оценка собственной деятельности.
Предположительные ответы детей:
- мы теперь знаем строение избы;
- окна украшают наличниками и - теперь, обладая такими знаниями, когда мы вырастим, сможем построить свой дом;
-.если поедем в музей деревянного зодчества, то сможем рассказать про избу
-Я узнал…
- Я понял…
- Мне было интересно… Р: удержание целей и задач урока.
Л: смылообразованиеП: рефлексия
К: умение выражать свои мысли.8. Домашнее задание Нарисовать дом своей мечты (по желанию) Приложение 1.
Знаки-обереги.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. Они охраняют владельца от болезней, несчастья.

Водные знаки. Без воды, нет жизни, от нее зависит урожай, и как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней части в верхней и нижней части наличников, бегущие ручейки по боковым полочкам.

Знаки земли.
Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного поля.
Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Растительные мотивы символизируют символ жизни, мудрости, здоровья.

Животные мотивы.
Птиц считали предвестниками весны, а поэтому их также изображали на наличниках.

Крыша, как небесный свод, два ее ската сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши очень напоминают крылья. На причелинах - волнистый резной узор.

Полотенце.

Приложение 2.