Исследовательская работа «Житие Сергия Радонежского» как воплощение нравственного идеала человека»


«Житие Сергия Радонежского» как воплощение нравственного идеала человека»
Автор:
Егорова Елизавета Евгеньевна,
учащаяся 7 «А» класса,
МАОУ «СПШ №33»
Научный руководитель:
Харченко Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ……………………………………………………………………….3
3. Основная часть…………………………………………………………………5
4. Заключение……………………………………………………………………12
5. Информационные ресурсы…………………………………………………...13
Введение
Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, святителей, благоверных князей, преподобных, затворников, основателей монастырей. Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского?
Писатель Борис Зайцев пишет: «Сергий - благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нём есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый её тип…Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного» [С.7,6].
 Наше исследование посвящено преподобному Сергию Радонежскому: именно ему наиболее почитаемому русскому святому, во времена почти семивековой давности, во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения. Такие люди как он представляют, как бы, живые вулканы, извергающие напряженную энергию. То, что должны сделать миллионы людей - делают отдельные личности, которые всегда приходят к человечеству на поворотных этапах его истории. Таким был и Сергий Радонежский.
Актуальность
Ни для кого не секрет, что наше общество переживает глубокие преобразования, которые сопровождаются серьезными нравственными потерями. Непосредственное влияние на образование и на результат воспитания, в частности, оказал кризис национальной идеи, который не преодолен до настоящего времени. В этих условиях общество с надеждой смотрит на школу, которая может привить молодому поколению иммунитет против безнадзорности, поможет качнуть маятник в противоположную сторону – к духовным, человеческим ценностям. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей – чувств – деятельности. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой жизнью. Жизнь и деятельность Сергия Радонежского – лучший пример для подражания, к которому должны стремиться все православные люди.
Практическое применение
Наше исследование целесообразно использовать при знакомстве с памятниками древнерусской литературы, а также с точки зрения изучения жития святых.
Новизна
Много исследователей занимались изучением жизнеописания Сергия Радонежского. Этот вопрос освещен достаточно в литературе. Но хочется самим разобраться, почему Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча, но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.
Цель исследования: знакомство с личностью Сергия Радонежского; подвигами святого.
Задачи исследования:
определить характерные черты жанра жития;
изучить историю создания жития преподобного Сергия (от Е. Премудрого);
распространить в среде сверстников информацию о подвижнической деятельности святого;
прочесть доступные материалы и книги о святом.
Объект исследования памятники древнерусской литературы начало XIII-XIV веков.
База исследования: материалы Старооскольского художественного музея, интернет-ресурсы, тексты древнерусской литературы.
Основная часть
Особенности жанра жития
Житие – жанр древнерусской литературы, произведения которого повествуют о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых. Канонизация святого возможна при наличии трёх условий: 1 - святая жизнь, 2 - чудеса (прижизненные, но что более важно - посмертные), 3 - обретение мощей.
Житийная, или агиографическая (от греч. hagios - святой, grapho - пишу), литература была очень популярна на Руси. Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература.
Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых - государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Тексты создавались под прямым воздействием Священного Писания. Библейские образы и, прежде всего, образ Иисуса Христа являлись идеальными, на них ориентировались создатели житийного жанра. Жития имели прежде всего религиозноназидательный смысл, и описанные в них истории являлись предметом
для подражания.
Автор жития ставил перед собой задачу создать такой образ святого, который бы утверждал истинность православной веры. Подобно иконе, житие представляло святого в соответствии с определенным набором правил — каноном. Индивидуальные душевные качества героев почти неразличимы — важно не временное, а вечное, общее, образцовое для многих святых. Составители стремились не столько раскрыть индивидуальность личности, сколько показать отличие этого человека от обычных людей, его святость, связь с Богом.
Жития имели следующую структуру: повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому. Жития писались на церковно-славянском языке, который в Древней Руси являлся языком богослужения и литературы.
«Житие Сергия Радонежского»
Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти — в 1417-1418 гг. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль.
Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию. Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице -Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 г. и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 г. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия. В середине XVII в. на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию.
Жизнь и деятельность Сергия Радонежского
Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем Варфоломей. Дом его находился в 4-х верстах от Ростова Великого. Ещё в чреве матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла к литургии в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все, стоящие в храме. Во время херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес: "Святая-Святых" - в третий раз послышался из утробы матери его голос.
И родился этот мальчик. Он отличался от других детей. В те дни, когда мать ела мясо, младенец не пил молоко, отказывался. Заметив это, мать вовсе отказалась от мяса. Когда ему исполнилось 7 лет, он со старшим и младшим братом был отдан в церковную школу в учение грамоте. Грамота ему плохо давалась, и он от этого очень страдал. Он не любил шумных компаний, а любил уединение и общение с природой. Однажды отец послал сына привести лошадей с поля. На поляне он увидел старца, который молился. Он подошел к нему и поделился горем, что грамота ему тяжело дается, и попросил старца помолиться, чтобы бог дал ему разум в учении, и стал рядом, и начал молится. Закончив молитву, старец вынул из-за пазухи просфору (маленький хлебец) и дал мальчику и сказал следующие слова: "Сие дается тебе в знамение благодати Божьей и уразумения Святого писания. Отныне дает тебе Господь разум в учении". Запечатлённое на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», это событие обрело поэтическую образность и необычайную масштабность: словно сама Русь в лице несмышлёного отрока, молит Всевышнего о ниспослании вразумления и духовной силы.
Сергий очень попросил его посетить его родителей. Родители встретили старца гостеприимно. И поведал он им, что их сын - избранник Божий и что он пришел на землю с определенной миссией - давать людям Знание и учить их выполнять Божьи заповеди. "Велик, будет Ваш сын перед Богом и людьми".
В одном из набегов татар семья была разорена, и родители переехали в Радонеж. И остаток дней доживали в монастыре. Святой Сергий с того времени без всякого затруднения изучал священные книги, легко давалась ему грамота, и все восхищались его разумом и добротой его сердца. Рано почувствовал он любовь к молитве и стал посещать церковь. Когда не стало родителей, он вместе со старшим братом Стефаном в 40 верстах от Радонежа нашел пустынное возвышенное место в лесу, недалеко речка и стали строить церковь и жильё для себя. Построив церковь, освятили во имя Святой и живоначальной Троицы. Но брат не смог долго выдержать одиночества и тяготу и уехал в Москву, а Сергий остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, произнося молитвы и работая над собой, чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по средам и пятницам - вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой. Не будучи еще в монастыре, он вел монашескую жизнь.
После смерти родителей, все, что родители оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил. Благодаря сильной воле и сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил принять пострижение в монахи. Ему было 23 года и Варфоломею было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в нем горела ничем не сломимая вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце.
Наконец пришли к нему желающие подражать ему. Он говорил своим ученикам: «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой». Он обладал даром внушать к себе уважение. Великая справедливость покоряла сердца, Его любимым словом, было слово «Дерзайте», а любимой заповедью: «Глазами сердца смотри». О нем пишут, что он был, как раб купленный, ни минуты не сидел без дела. Своим воздержанием, смирением и благочестивой жизнью Сергий подавал пример для других. Они пребывали в посте, молитве и постоянных трудах, то шили одежду, то переписывали книги, то возделывали огороды. Очень поощрял Сергий творчество. Ежедневно совершал Пресвятой Сергий Божественную литургию. Всегда сам приготовлял просфоры. Собственноручно молол для них пшеницу и любя, с молитвой выпекал этот маленький хлеб, и к этому делу никого не подпускал.
Было у него 12 учеников. Но пришел к нему из Смоленска архимандрит по имени Симеон. Отказавшись от своего положения, с чувством глубокого смирения, он попросил принять его как простого монаха, и Сергий принял его. Симеон принес ему своё наследство и благодаря этому, монастырь стали расширять. 12 учеников трудились в поте лица, они расчищали лес под монастырские кельи. Сергий умел в себе соединить черты кротости и строгости. Введена была строгая дисциплина, каждый должен был контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё место в общем деле служения людям. Сергий создал практическую школу нравственности. Он привел в движение и оживил Дух народа. Он был всегда примером для всех.
Не жалеть себя, отказывать себе – это было частью его природы. Когда ему было чуть более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он не любил властвовать.
Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так старец приближался к исходу из этой временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет, непрестанные труды изнурили его старческие силы.
Безмолвно стояли с поникшими головами скорбящие чада Сергиевы, и с сердечной болью внимали последним наставлениям любимого старца. Особенно грустно было им слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя.
Перед самым исходом праведник принял Святые Тайны Христовы и передал свою чистую душу горячо любимому Богу 25 сентября 1392 года, то есть на 78 году своей жизни.
Тело преподобного Сергия находилось в земле более 30 лет. Он был похоронен возле монастыря, где жил один благочестивый человек, который часто ходил молиться к нему на могилу. Однажды, после вечерней молитвы, ему привиделся преподобный Сергий и сказал, чтобы тело покойного достали из-под земли и перенесли в храм. Мужчина возвестил об этом местного священника. Весть разлетелась быстро. И 5 июля 1422 года состоялось торжество открытия мощей.
Люди очень удивились, когда увидели тело и одежды святого совсем неиспорченными. В 1463 году Новгородским архиепископом святым Ионою была поставлена в Новгороде, на владычном дворе, первая известная церковь во имя преподобного Сергия.
Сейчас мощи преподобного находятся в Сергиево – Посадской лавре. К его мощам каждый день приходят миллионы людей, чтобы исцелиться от болезней и просто помолиться и поблагодарить его.
Деяния Сергия Радонежского во имя Русской земли
Гордится Россия Славными деяниям Сергия Радонежского, духовного учителя и наставника, одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Свято-Троицкой лавры и небесного покровителя Москвы, «святого поборника российских военных сил» и русской артиллерии, память которого отмечается 8 октября по новому стилю.
В 1521 году при Василии Третьем молитвами Сергия Радонежского и святителей московских Москва была спасена от нашествия крымского хана Махмет-Гирея, который, встав у стен города, посеял среди населения панику, напомнив о страшных временах Золотой Орды. Дореволюционная столица ежегодно отмечала крестными ходами эго чудесное избавление.
Не всем известно, что неоднократно во время осады защитникам Троицкой твердыни являлся преподобный Сергий. Окропляя стены и башни святой водой при пении тропаря «Спаси, Господи, люди твоя...», он ободрял защитников, охранял воинов, утешал маловерных. Грозным видением приходил он врагам и изменникам, устрашая и грозя гибелью и небесными карами.
Сам Пётр Великий никогда не расставался с изображением святого Сергия. В августе 1689 года Троицкая обитель спасла в своих стенах юного царя от мятежных стрельцов.
Памяти святого молитвенника посвящались сельские часовни, приходские и воинские храмы, домашние церкви и величественные соборы Российской Империи.
Именно при Сергии, по его пророчеству и благословению свершилось первое чудо: победа на Куликовом поле, послужившая началом становления русской нации. Во время этой битвы, далеко от Куликовского поля, в обители Живоначальной Троицы Сергий вместе с братией творил молитвы за успех великого дела. Очевидцы отмечали: телом стоял он во храме, а духом был на поле Куликовом. Пророческим зрением видел, как идёт сражение. Ведал братии об успехах нашего воинства. Называл по имени павших героев и тут же произносил за них заупокойные молитвы. Молился, а в конце дня возвестил о полном поражении врагов.
О бескорыстии Сергия ходят легенды. Сергий управлял братией только посредством своего примера.
1919 год, 11 апреля — чёрный день святой Сергиевой обители... Безбожные власти вскрыли гробницу со святыми мощами/А в ноябре 1919 года Лавра была закрыта. Лишь после Великой Отечественной войны вернулись мощи под сень Троицкого собора.
Даже после своей земной смерти святой Сергий продолжал свое жертвенное служение нашему Отечеству, чудесным образом помогая ему в самые трудные минуты...
Заключение
Удивительный факт: сам святой Сергий не оставил после себя письменных трудов, но оставил много своих учеников и последователей.
Исследовав жизнь и деятельность Преподобного Сергия Радонежского, мы пришли к выводу, что одна из христианских добродетелей, наиболее ярко проявившаяся в нем и указывающая на его глубокую веру в Бога, - это смирение.  В чем был источник этого смирения? В глубокой вере в Бога. Ведь только глубоко верующий человек будет во всем подражать Спасителю, который в земной своей жизни показал пример полного смирения перед волей Бога Отца, даже до смерти на Кресте.
  Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование - все, что завещал нам Преподобный Сергий, сегодня должно стать основным ориентиром нашего поколения.
Информационные ресурсы
Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. - М.: 2006;
Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. М., 1990;
Булашова С. Игумен земли русской // Работница. JV» 9. 2002. С. 42-45
Георгиевский Г. Заветы Преподобного Сергия. – Сергий Радонежский. – М. 1991.
Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991;
Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский / вст. ст., - М. : Сов. Россия, 1991
Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. Сергий Радонежский. – М. 1991.
Кучкин В. А. Сергий Радонежский. - Вопросы истории. – 1992. - № 10.
Интернет - ресурсы:
1. Ключевский Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/
2. http://ru.wikipedia.org
3. Кириллин В. М. http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php
4. Литература периода феодальной раздробленности. «Житие Сергия Радонежского» (для чтения и изучения в 7, 8-м классах) http://www.licey.net/lit/begin/radonej