План-конспект открытого урока Техника — как мыслительно-творческий процесс в классе специального фортепиано


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств п.Правохеттинский»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Техника – как мыслительно-творческий процесс в классе специального фортепиано»
Разработчик: Преподаватель фортепиано
Трубникова Инна Викторовна
« Для достижения
наилучших технических результатов
и владения разнообразными
качествами звука надо использовать
все возможности тела от пальца
до всего туловища»
Г. Нейгауз
Тема: ««Техника – как мыслительно-творческий процесс. Работа над некоторыми видами техники в классе специального фортепиано с ученицей 4 класса Соколовой Апполинарией»
Цель: Накопление технических возможностей пианистического аппарата, овладение различными приемами фортепианной техники.
Задачи обучающие и развивающие:
-  приобретение элементарных знаний о технике пианиста, о её назначении;
- дать ученику представление о том, что техника естественным образом связана сообразным строем произведения;
- научить ребёнка владеть разными видами техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений;
-  изучение приёмов и способов работы над учебным материалом;
-  приучить ребёнка контролировать работу мышц, отрабатывать механизм расслабление мышечного и эмоционального напряжения;
-   формирование умения самостоятельно и творчески работать; способность оценивать своё исполнение с точки зрения художественности.
Задачи воспитательные:
-  воспитание культуры исполнения;
-  воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических проблем;
-  воспитание ответственности за результат своего труда;
-  воспитание самостоятельности в работе, творческой инициативы.
Нотный Материал:
1.К.Черни. Этюд До – мажор. №1, опус 299
2.Д.Кабалевский. Кавалерийская соч.27, №29
Методы обучения:
Словесный (устное изложение, анализ музыкального текста, беседа)
Наглядный (прослушивание музыкального материала)
Практический (работа над музыкальными произведениями).
Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логическогомышления);
В процессе урока использую диагностические методы: наблюдение, беседы, творческие задания.
Структура урока:
1.Организационный этап (1 мин.)
2.Подготовительный этап (5мин.)
3.Основной этап (25 мин.)
4.Закрепление полученных знаний, умений (9мин.)
5.Подведение итогов (5мин)
Ход урока
1.Озвучиваю тему урока, проговариваю цели и задачи урока.
Гамма Ми бемоль мажор. Ученица играет гамму в четыре октавы. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Полина играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу ее проследить за работой пальцев, после чего звук существенно улучшается. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато», а также «три стаккато, четыре легато», и проигрываем пунктирным ритмом. Эти приёмы обостряют ощущение кончиков пальцев, приучают слух к отчётливому исполнению каждого звука, к цепкости, активной работе пальцев. Затем предлагаю проиграть гамму с динамическими оттенками от пианиссимо до фортиссимо. С заданием Полина справляется.
Аккорды. Перед игрой ученица называет места средних пальцев. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук. Работа делится на два этапа. Сначала пальцы при низкой кисти касаются клавиш, аккорд берется коротким энергичным толчком всей руки; кисть в это время идет вверх, а пальцы как бы хватают клавиши. Затем готовится следующее взятие – пальцы «ложатся» на клавиши следующего аккорда и т.д. Второй этап более сложен. Переходим к нему, так как Полина смогла полностью овладеть предыдущим приемом. Аккорды берутся сверху, без предварительного касания клавиш. От первого этапа должно остаться ощущение погружения веса руки в клавиатуру и, что также очень важно, пальцевая хватка, цепкость пальцев в момент взятия аккорда. Аккорды при таком звукоизвлечении получаются компактными, сильными, но совсем не резкими. Основное, зачем приходится следить при исполнении аккордов, - свобода крупных мышц плеча и спины, устойчивость пальцев, берущих аккорд, их глубокое погружение в клавиатуру, ощущение опоры всей руки в плече и в спине.
Арпеджио короткие. У Полины недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы играем короткие арпеджио отдельно каждой рукой и контролируем движение кисти. Здесь важное значение имеет работа первого пальца, который направляет движение, «обнимает» октаву и как бы забирает ее ко второму пальцу. В медленном темпе кисть и вся рука поворачиваются к пятому пальцу.
Арпеджио длинные. Их Полина играет по позициям. Это ей удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато.
Хромотическая гамма. Играем гамму с пульсацией по шесть звуков. Обращаю внимание на позиционную собранность кисти, активность пальцев, ровность звука.
В целом поставленные задачи при исполнении гаммы выполнены.
Переходим к работе над Этюдом.
К.Черни. Этюд ор.299 №1 C – dur. Это один из образцов инструктивного этюда. Прохождение этого этюда преследует цель научить ровно и четко играть последовательности быстрых гаммаобразных пассажей. Представленные гаммообразные пассажи в стремительном движении на форте требуют ровной беглости, виртуозности, выносливости аппарата. Относительно большой звуковой диапазон этюда требует широты, свободы дыхания, состояния окрыленности. Беглость, ровность и независимость пальцевых движений должны сочетаться со свободными, пластичными, объединяющими движениями всей руки (при обязательной самостоятельности пальцев и точности прикосновения их к клавишам). Полина исполняет Этюд. Одна из трудностей этюда заключается в необходимости подкладывания первого пальца. Толчки при подкладывании первого пальца обычно вызывается тем, что учащаяся запаздывает подготовить первый палец и в последний момент вынуждена толкнуть этим пальцем соответствующую клавишу. Предлагаю упражнение с остановкой на первом пальцем. Проучиваем сначала в медленном темпе, затем постепенно отрабатываем в быстром темпе. Обращаю внимание плавному, в то же время быстрому перелету руки, более чем на две октавы. Точное попадание на верную ноту возможно при достаточной зрительной подготовке этого скачка.
Из – за недостаточной развитости 5 и 4 пальцев,в исполнении тактов 9-11 ученица комкает повторяющуюся семь раз фигуру фа – ми – ре. Полине трудно перестроиться и перейти во второй половине девятого такта от гаммообразных пассажей к новой технической фигуре. Исходя из этого, можно разучить 9 – 11 такты следующим образом например, начиная со второй ноты (т.е. 4-5-3 или 4-3-5), начиная с третьей ноты (т.е. 3-4-5) или (3-5-4) и т.п.
Постоянная непрерывность этюда требует от учащейся выносливости, поэтому необходимо определить моменты «отдыха» в партии правой руки, например, 9-11 такты, где возможно чередование и расслабление мускулатуры, обеспечивающих свободу и подвижность исполнения. Именно в этих тактах прекращаются скачки и в игре используются только пальцы, гаммообразные пассажи становятся ломаными, не такими длинными. Отдельно предлагаю поработать и над аккордами в левой руке. Работаем над цельностью взятия всех нот, с «весом» в клавишу от плеча. Появление более частого аккордового сопровождения в кульминации способствует яркому и крепкому завершению этюда.
Предлагаю Полине исполнить Этюд и вспомнить всю работу проделанную в техническом плане.
Следующая пьеса для работы над техническими трудностями - Д.Кабалевского. Кавалерийская соч.27 №29 Пьеса Д.Кабалевского  «Кавалерийская» относится к лучшим произведениям репертуара средних классов. Прохождение с учеником этого произведения в первую очередь преследует цель развить полифоническую технику, во вторую пунктирные ритмы в мелодической линии и аккордовую технику. Предлагаю ученице прослушать пьесу в записи. Одна из труднейших задач, возникающих перед учеником -  добиться хорошего ритма, как в отдельных фразах, особенно при воспроизведении восьмых с точкой и шестнадцатых, так и в пределах больших построений. С самого начала необходимо добиваться точного исполнения ритмических фигураций. Важно, чтобы в сознании ученика возможно резче "выгравировалась" динамика, от точного соблюдения которой зависит яркость художественного образа.
Быстрый темп требует особой  отточенности движений рук исполнителя. Аккорды рекомендуется исполнять как бы быстрыми "клеваниями" кисти. Пальцы должны быть очень активными, цепкими, а запястье свободным. В средней части надо добиться концентрации веса на пальцах исполняющих мелодию, для чего ее полезно учить отдельно, полнозвучно опуская свободную руку на клавиши.
При окончательной отделке важно обратить внимание на последовательное нарастание эмоционального напряжения к концу пьесы. Первая и средняя часть исполняются в основном небольшим звуком, реприза вся форте, а заключительный аккорд фортиссимо. Педаль надо использовать весьма экономично - кое-где, подчеркивая начала построений, отдельных акцентов и продолжительных звуков мелодии.
В начале пьесы работаем с Полиной над мелодической линией, которая проходит в партии левой руки. Неумелое исполнение пунктирного ритма приводит к нарушению связности мелодии. Здесь важное значение имеет слуховая требовательность учащегося.
В партии правой руки идет аккордовый аккомпанемент. Здесь главная задача проучить отдельно каждый аккорд, так как на piano не хватает стройности, пропадают или вылезают отдельные гармонические звуки, да и степень piano бывает недостаточной. Красота звучания зависит в основном от «хватательной» активности пальцев в момент взятия аккорда.
В средней части основная трудность – полифоническая техника: ученик должен ясно ощутить расчлененность правой руки на две части – мелодическую и аккомпанирующую. Нужно обязательно добиться концентрации веса на пальцах, исполняющих мелодию, для чего ее полезно учить отдельно, полнозвучно опуская свободную руку на клавиши.
Этот эпизод можно проучить следующим образом
Пройти ряд упражнений на укрепление мизинца.
Поиграть аккомпанемент левой рукой, а мелодическую линию правой и наоборот.
Важно также, чтобы в процессе работы в сознании Полины возможно резче «выгравировалась» динамика, от точного соблюдения которой зависит яркость художественного образа. Для этого надо в одних случаях добиваться рельефных контрастов между фразами, в других – осуществлять энергичные «вводы» в последующие построения путем указанных автором акцентов и crescendo. Быстрый темп требует особой отточенности движений рук исполнителя. Работа над «Кавалерийской» может принести большую пользу в отношении развития энергии, ритмической упругости исполнения. Она способствует, кроме того, приобретению навыков игры аккордов martellato.
В конце урока закрепляем знания, умения полученные на занятии. Предлагаю Полине в форме концерта исполнить Этюд и Кавалерийскую. Исполнение осмысленное, грамотное, техничное.
В заключении хочется подчеркнуть две плодотворные педагогические установки: в технической работе должен господствовать принцип упрощения, облегчения трудности. И второе: учитель должен верить в достижимость хороших и отличных результатов в развитии своих воспитанников, обладать своего рода педагогическим оптимизмом.
Воспитание технической законченности у будущих профессионалов – вот задача, которую необходимо ставить и уметь разрешать.