Методическая разработка РОЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Рафикова З.Р., Баринова Н.Н., Ахметова Л.М.
МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №22» Приволжского района
г. Казани

Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе.
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Знакомясь с новыми, не звучащими в классе по специальности произведениями, юный музыкант-участник ансамбля обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие. Именно в коллективе музыкант может полнее раскрыться, наилучшим образом выразить себя, развить свои музыкальные способности и дополнительно приобрести опыт общения с товарищами по коллективу. Коллективные формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития.
     Иными словами, ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности – эмоциональной отзывчивости» на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки.  Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики.  Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Ряд авторитетных исследователей указывают на три главных структурных элемента  образующих чувство ритма: темп, акцент,  соотношение длительностей во времени. Все это складывается в музыкально-ритмическую способность.
Уже первые шаги начинающего музыканта, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствует выработка ряда игровых приемов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма, выступает в качестве ее «подпорки». Важнейший из этих навыков - воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. «Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой» - писал Н. А. Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующее, свободно корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.
Рассмотрим возможность ансамблевой игры в развитии еще одной важной музыкально-исполнительской способности – памяти. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть.  Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает вызубривание, идущее от привычки упражняться механически, мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает. Память ансамблиста формируется более интенсивно. Углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенности его структуры, формы, образования и т. д. - основное условие успешного  художественного полноценного запоминания музыки. Процессы запоминания выступают в качестве приемов запоминания.
Ансамблевое исполнение наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической,  логической, рациональной памяти (с опорой на фактический анализ).  Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим планам и т. д.
Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, и, не имея представления о первой партии, ученик   не   сможет   для   себя   выстроить   произведение   структурно. Исполнителю второй партии особенно необходимо заострить внимание на гармоническом анализе  и, опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения. Способ «умозрительного» запоминания, лишенного опоры на реальное звучание, основывается исключительно на внутри слуховых представлениях. Как правило, над начинающими ансамблистами довлеет инерция сольной игры. Они не слышат своих товарищей, общего звукового результата. Юным музыкантам необходимо объяснять роль своей партии в каждом эпизоде исполняемого произведения. Учащиеся должны осознавать, где исполняется основная тема, где подголосок. Ансамблист рождается тогда, когда он начинает слышать общее звучание и свою партию в нем, подчиняя свое исполнение общим задачам интерпретации коллектива.
Идейное раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, поэтическая фантазия, способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержание произведения требует в ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей.  Взаимопонимание и согласие лежит в основе создания единого плана интерпретации. При воплощении коллективно созданной интерпретации нужно говорить о «творческом сопереживании» исполнителей.
Таким образом, овладение техникой совместного исполнительства основано на специфических компонентах совместной игры. Важными являются: достижение синхронности исполнения, работа над артикуляцией, темпо-ритмическим единством,  динамическим разнообразием.
 Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:
знакомство ансамбля с произведением в целом;
техническое освоение выразительных средств;
работа над воплощением художественного образа.
Преподаватель в своей работе с детским музыкальным коллективом использует различные методы воспитания и организации коллектива. Одним из основных методов является метод убеждения: в разборе того или иного произведения преподавателю следует в яркой образной форме рассказать об изучаемом произведении, чтобы юные музыканты проявили заинтересованность к исполнению этого произведения. Следующий метод - требование: требования к юному музыканту, пришедшему в ансамбль, многообразны; организационная и творческая дисциплина, профессиональная добросовестность, участие в общественной деятельности, культура во взаимоотношениях с товарищами, примерное поведение и т.п.. К методам организации относятся упражнения: сюда относится все, что связано с исполнением произведения и поведенческие, начиная с выхода на сцену и заканчивая единым поклоном и дисциплинированным уходом с нее. Метод переключения преподаватель использует, когда необходимо «собрать» уставший или разболтавшийся коллектив, внести разрядку в атмосферу работы. Оценка является одним из эффективных стимулов поведения обучающихся. Поощрение, положительная оценка, одобрение активизируют творческую деятельность личности и коллектива. Немаловажное значение имеет контроль: проверка партий, выработка ансамблевых партий в группах и т.п.. Контроль часто проводить не рекомендуется, но и без него невозможно оценить труд учеников.
Любой ансамбль как художественный организм немыслим без творческой дисциплины, четкости и слаженности в работе. Эффективность его деятельности, качественный итог работы во многом зависят от ясного и отчетливого представления и понимания каждым учеником как общей направленности работы, так и предъявляемых к нему индивидуальных требований.
Так, ансамблевое музицирование в детской музыкальной школе способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. Еще Н.К. Крупская подчеркивала, что именно в коллективе индивидуальность развивается гармонично, создаются условия для полного и всестороннего развития дарования. «Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». (Крупская Н.К. Соч. в 7-ми т.,т.5.М.,1958,с.205).
Литература
Баренбойм Л., Путь к музицированию. Л., «Советский композитор», 1980.
Руденко В.И., Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., Музыка, 1986.
Крюкова В.В., Музыкальная педагогика. Ростов н/Д, «Феникс», 2002.



15