Урок по окружающему миру Отечественная война 1812 года (4класс)


Технологическая карта урока.
Учитель: Котец Людмила Анатольевна
Класс: 4 «а»
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Отечественная война 1812 года. ( УМК « Начальная школа 21 века»Цель урока: Изучение героических страниц истории России, осознание жертвенного подвига народа – защитника своего Отечества.
Создать на уроке условия для развития УУД, осуществлять системно - деятельностный подход в обучении. Применить в обучении приёмы технологии развития критического мышления.
Задачи:
Развитие познавательных УУД
-умение воспринимать информацию, анализировать её
- строить суждение о понятиях, исторических фактах
- обобщать и делать выводы
Развитие регулятивных УУД
-развивать умение ставить учебную задачу
-планирование последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана действий
- умение прогнозировать результаты
- контролировать, оценивать деятельность
Общеучебные УУД
-самостоятельное выделение цели
-информационный поиск
- знаково-символические действия
Структурирование знаний
-построение речевого высказывания
Развитие личностных УУД
-развитие внутренней позитивной положительной позиции к учению
--развитие патриотических чувств ребёнка
-ориентация на социализацию
-осознание гражданской позиции
Развитие коммуникативных УУД
-развитие умений работать в группе
-слушать собеседника
-учитывать позицию других
-адекватно воспринимать, оценивать себя
-вставать на позицию другого- понимать причину действия другого человека
Обоснование выбора технологии:
- Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе обучения. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Аппаратное програмное обеспечение: мультимедийная аппаратура
Ресурсы: Н.Г. Виноградова « Окружающий мир» учебник 4 класс
Дополнительная информация на информационном столе
Структура урока Формирование УУД
1.Мотивация к деятельности. Первая фаза вызова.
Организационный момент. - Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по реке времени, путешествие против течения: из настоящего в прошлое, в прошлое нашей страны. С чего начнём урок?
Что для этого вам нужно?
- Назовите даты, размещённые на «Ленте времени».
( на доске – 1240, 1242, 1380, 1480, 1612, 1709)
- С какими историческими событиями, именами людей они связаны?
1240 год – Невская битва (князь Александр Невский);
1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский);
1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);
1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);
1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);
1709 год – Полтавская битва (Пётр I);
Личностные смыслообразование2.Актуализация знаний. Какой раздел мы изучаем?( Человек-защитник своего Отечества) Сегодня на ленту времени мы поставим новую дату.
самоопределение
3. Создание проблемной ситуации.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова « Бородино» есть слова; «недаром помнит вся Россия про день Бородина»
О каком событии идёт речь и почему о нём помнит вся Россия?
(речь идёт об историческом событии, о сражении в года Отечественной войны 1812 года.Попробуйте сформулировать тему урока.
( Отечественная война 1812 года)
Мы обратимся к событиям, которые происходили в истории нашей Родины 2000 лет назад. И отправимся в 1812 год.
Познавательные регулятивные
коммуникативные
4.Целеполагание, планирование деятельности.
Сформулируйте цель урока, исходя из темы раздела и урока.
Цель: Изучить историческое событие
Какие задачи можно поставить?
Что для этого надо сделать?
Заполните таблицу.
ЗУ Х
Задачи: используя алгоритм изучения исторического события, выяснить дату исторического события, место, кто участвовал, выяснить причины, к чему привело данное событие, познакомиться с историческими лицами и героями войны 1812 года, изучить карту генерального сражения, выяснить какой след в истории оставила война 1812 года. , Регулятивные
Личностные
смыслообразование5.Подбор форм и способов деятельности.
Можем ли мы использовать алгоритм изучения исторического события, с предыдущих уроков данного раздела?
( дата- место-причины-событие-имена-след в истории)
Как лучше организовать работу?
( работать в группах, вспомним правила работы в группах) повторить правила работы в группах
Что потребуется вам для изучения данного вопроса? ( содержание, материалы)
В каких источниках можно взять информацию?
Кроме материалов что понадобится?
В вашем распоряжении будет учебник и информационный стол с дополнительными материалами.
Регулятивные
Познавательные
коммуникативные
6.Осмысление информации. Работа в группах.
На данном этапе урока используется приём «снежный ком »
На первом этапе представители получат затребованную информацию и задания. Каждая группа получит некий продукт. Какие приёмы для представления продукта с новыми знаниями вы можете предложить? ( кластер, синквейн, таблицу, план)
На втором этапе - проведите обмен знаниями между группами, а полученные знания внесите в сводную таблицу изучения раздела.
Задания для 1 группы:
Даты числа.
Определи место события в ленте времени. Какой ценой одержана победа?
Задания для 2 группы.
« Бородино - генеральное сражение.»Кто одержал победу?
Когда сражение считается победным?
Задание для 3 группы.
М. И. Кутузов.
Представьте себя на месте генералов на совете в Филях. Какое решение приняли бы вы, дать сражение или оставить Москву? Почему?
Задание для 4 группы.
«Народные защитники.
Кто спаситель Отечества?
познавательные
общеучебные логические
предметные
коммуникативные
7.Представление результатов. У каждой группы в итоге составлена сводная таблица по разделу « Защитники Отечества»дети оценивают полученный результат
Личностные коммуникативные
8.Итог.
Что изучали на уроке? ( историческое событие)
Что узнали нового?
личностные
9. Вывод.
Какова роль в этом событии русского народа? ( жертвенность подвига)
Русский человек осознанно идёт на смертельную схватку с врагом. Он приносит себя в жертву, ради свободы Родины. Такой подвиг называется жертвенным.
смыслообразование10. Рефлексия.
На стадии рефлексии учащиеся оценивают свою работу на уроке. Возвращаются к таблице .ЗУ Х
Личностные регулятивные
Дополнительные материалы
Михаил Илларионович Кутузов.
Великий русский полководец. Граф, светлейший князь Смоленский. Генерал-фельдмаршал. Главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему не только множество наград, но и два ранения в голову - оба считались смертельными. То, что он оба раза выжил и вернулся в строй, казалось знаком: Голенищев-Кутузов предназначен к чему-то великому. Ответом на ожидания современников стала победа над Наполеоном, прославление которой потомками возвысило фигуру полководца до былинных величин.
В 1812 году состоялось Бородинское сражение. Кутузов взял удачную позицию, закрывая дороги к Москве. Всё время Кутузов был с войском, но численное превосходство сыграло большую роль. Кутузов не только сильно ранил армию Наполеона, но и отступил приняв правильное решение.
Вот образ человека, отстоявшего честь российского оружия в Бородинском сражении, от решения которого зависела судьба не только России, но и многих стран Европы, покорённых войсками Наполеона. Стоя в сентябрьский день 1812 года на Поклонной горе перед Москвой он понимал, что проводить сражение в столь невыгодном месте с превосходящими силами противника невозможно, что можно потерять армию, а вслед за этим и проиграть всю компанию, что повлечёт за собой потерю России. Чтобы сохранить армию выход был только один, оставить Москву, но такое решение было принято столь тяжко, что сердце могло не выдержать, и всё же в Филях на совещании М.И.Кутузов принял столь прискорбное решение, оставить Москву и отступить, чтобы сохранить армию для дальнейшей борьбы.
Совет в Филях

группы Новое знание
I Даты.числалента времени
Численность армий:______________________________________________
Потери_________________________________________________________
Продолжительность сражения_____________________________________
II Бородино 1.Кто одержал победу? Докажите.________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Итог битвы ______________________________________________________________________________
III М.И. Кутузов IV Народные защитники Кто спаситель Отечества?________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________

Отечественная война 1812 года.
В июне 1812 года войска французского императора Наполеона вторглись в Россию. К этому времени они захватили многие страны Европы и хотели покорить Российскую империю.7 сентября у села Бородина недалеко от Москвы, произошло главное сражение с армией Наполеона. Во главе русских войск стоял полководец Михаил Илларионович Кутузов.
Русские войска получили приказ оставить Москву после кровопролитного сражения.
Почему был отдан такой приказ?
Кутузов решил: « С потерею Москвы не потеряна Россия.. Самим уступлением Москвы приготовили мы гибель неприятелю. Приказываю отступать…»
Кутузов считал, что самое главное в борьбе с врагом- сохранить русскую армию.
Уходя из города, жители Москвы подожгли свои жилища и запасы продовольствия, чтобы ничего не досталось врагу.
Войска Наполеона вошли в опустевшую Москву.
Французский император ждал предложения русского царя о мире, но его не последовало.
Французы были вынуждены покинуть столицу, они отправились на юг, чтобы пополнить запасы продовольствия и обновить военное снаряжение. Но теперь на каждом шагу их встречали либо части русской армии, либо отряды партизан. Партизанские отряды нападали на врага, добывали секретные документы и военные карты.
Обобщение.
Весь российский народ встал на защиту своего Отечества и, поэтому война с Наполеоном бала названа Отечественной. Враг был изгнан из страны, Россия ожержала победу в Отечественной войне 1812 года.

Человек - защитник своего Отечества. Много вреда принёс французам партизанский отряд, которым командовала крестьянка Василиса Кожина. Вооружённые лишь вилами и топорами крестьяне нападали на вражеские отряды , уничтожали обозы, захватывали пленных. О подвигах Василисы Кожиной говорил весь народ. Молва дошло и до Кутузова. За свой героизм Василиса Кожина была награждена медалью.
Из приказа М.И.Кутузова: « Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствуем вас сим именем.
Генеральное сражение при Бородино.
Официальная точка зрения Наполеона на Бородино высказана им в мемуарах. В 1816 году он диктовал на острове Святой Елены : « Московская битва - моё самое великое сражение: это схватка гигантов. Русские имели под ружьём 170 тысяч человек, они имели за собой все преимущества: численное превосходство в пехоте, кавалерии, артиллерии, прекрасную позицию. Они были побеждены! Неустрашимые герои: Ней, Мюрат, Понятовский,- вот кому принадлежала слава этой битвы»
Уже через год Наполеон решил дать новую версию Бородинского сражения.: « В 80000 армией я устремился на русских, состоявших из 250000, вооружённых до зубов и разбил их…»
Кутузов также считал это сражение своей победой. Он писал: «Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать»
Не случайно Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам полководца.
Русская армия отступила, но сохранила боеспособность и вскоре изгнала Наполеона из России.