Конспект урока по истории Начало Реформации в Европе. Обновление христианства (7 класс)

Место урока в системе уроков и изучаемой теме:
Тема «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства» входит в модуль «Мир в начале Нового времени», открывает изучение темы, связанных с расколом в католической церкви и связанных с ним религиозных войнах.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Обучающие: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства», выявлению особенностей Реформации и появившейся Лютеранской церкви, раскрыть историческое значение Реформации.
Развивающие: продолжить формировать умение работать с текстом, визуальными источниками, таблицами..
Воспитывающие: воспитание толерантности, уважительного отношения к партнерам, оппонентам.
УУД:
Познавательные: - находить (в учебниках, других источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные: - работать в парах – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные: - определять цель;
- планировать пути достижения целей;
- самостоятельно корректировать свое время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Личностные: - освоение общекультурного общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
- основы социально-критического мышления;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам; к народам мира;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Учебник: Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2013.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Представьте себя жителями Германии начала 16 века. Какую бы вы выбрали веру: остались бы католиками или стали лютеранами?
Почему?
Почему сложно ответить на этот вопрос?
Почему возникли затруднения?
Что нам нужно узнать?
У: Мы вернемся к этому вопросу в ходе урока.




Отвечают на вопросы (формулировка задач).


У: Появление лютеранской церкви связано с Реформацией.
На какое слово похоже слово «Реформация», что мы можем предположить?

Отвечают на вопросы, работают с термином.
Записывают слово в ученический словарь: Реформация – это революция в сфере религиозного сознания, направленная на реформирование католичества.



У: Стремление реформировать католическую церковь было связано с кризисными явлениями. Прочитайте подпараграф «Причины религиозной революции» и выделите кризисные моменты, присущие церкви.












Читают текст учебника, выделяя кризисные моменты. В тексте указаны:
- обмирщение сознания;
- менялся мир, менялся человек – а католическая церковь оставалась прежней;
- строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры толкало верующих на поиски более простой и искренней церкви;
- невежество и безграмотность в среде духовенства;
- противоречия между тем, что проповедовалось на словах, и тем, что совершалось на деле;
- недовольство церковью разных слоев населения (князья против вмешательства духовенства в их дела, крестьяне против церковных поборов и т.д.);
- разочарование в главе церкви – папе римском.

У: Мы определили, что народ разочаровался даже в папе римском. В рассматриваемый нами период папой был Лев Х, и сейчас ученик расскажет нам подробнее, что это был за человек.
Какие чувства вызывает у вас Лев Х.


Выступление подготовленного обучающегося (см. Приложение 1)



Отвечают на вопрос.

У: Мы доказали, что католичество испытывало кризис, поэтому вы без труда сможете прокомментировать карикатуру «Папа римский и католические богословы» (с.99).
У: Народ был недоволен порядками, существовавшими в католической церкви. Придать недовольству направленный характер помогло учение Мартина Лютера.
Мартин Лютер получил строгое религиозное воспитание. Он был монахом, доктором богословия. В 1517 г. возмущенный активной и бесстыдной торговлей индульгенциями, Лютер прикрепил к двери церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые 95 тезисов против индульгенций.
Папа римский отлучил Лютера от Ц. Лютер сжег отлучение:
- Как отреагировал папа?
Объясняют замысел автора карикатуры.


















Отвечают на вопрос, выстраивая предположения.


У: Лютера вызвали на императорский суд в Вормс.
Акцентирует внимание на противоречие: наказать хочет папа, а суд «императорский».
Чтобы разрешить противоречие, обратимся к дополнительному материалу об императоре Карле V Габсбурге (с.107)




Почему друзья отговаривали Лютера ехать на суд?

Прокомментируйте ответ Лютера друзьям, каким предстает перед нами Лютер:
«Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения», «Если бы на дороге к Вормсу стояли костры и их огонь доходил бы до неба и если бы в Вормсе было столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я бы и тогда поехал».

На суде от Лютера требовали, чтобы он отрекся от своего учения, но Лютер отказался сделать это. Многие полагали, что за этим последует сожжение Лютера, но один из германских князей помог ему бежать. Под именем рыцаря Георга Лютер жил в его замке, занимаясь переводом на немецкий язык священных текстов.

Выстраивают предположения.




Находят информацию, что «Карл V Габсбург мечтал объединить все королевства, тесно связанные христианской верой, создать единую мировую католическую державу». К Лютеру он относился крайне негативно.


Отвечают на вопрос.


Комментируют слова Лютера. Дают характеристику личности.







Дополняют характеристику личности (на основе слов и поступков).

Учение Лютера продолжало жить, появилась лютеранская церковь. Попробуйте сформулировать определение «лютеранская церковь»

Остановимся подробнее на отличительных чертах католической и лютеранской церквей. На основании текста заполните предложенную таблицу (см. Приложение 2)















Проверка и корректировка результатов
Самостоятельно формулируют определение, после проверки и обсуждения лучшее записывается в ученический словарь.


На основе раздаточного материала в парах заполняют сравнительную таблицу.
Вариант заполнения:
Критерии сравнения
Католическая церковь
Лютеранская церковь

Кому подчиняется
Папе римскому
Князьям

Есть ли богатства и земли
Да
Нет

Кто мог быть священником
Человек, прошедший обряд рукоположения
Любой верующий

Существует ли монашество
Да
Нет

На каком языке ведется богослужение
Латынь
Немецкий


Производят взаимопроверку.


У: А теперь вернемся к началу урока: Какую бы вы выбрали веру (на основе таблицы)?

У: Сделать выбор веры – нелегко. В Германии начались религиозные войны.
Население и изгоняло католических священников и закрывало церкви.
В 1524-1525 гг. в Германии вспыхнула Крестьянская война. Крестьяне восстали не только против католического духовенства, но и против своих сеньоров. Лютер резко осуждал крестьян за развязанную войну. Борьба крестьян окончилась поражением
Аргументировано отвечают на вопрос, высказывая свое отношение к католической церкви и лютеранской церкви.

У: Учение Лютера распространялось и после Крестьянской войны, Карл V его запретил. Лютеране высказывают ему протест, после этого их стали называть «протестанты».
Кого мы можем назвать протестантом?

У: Борьба католиков и протестантов продолжалась. Только в 1555 г. был заключен Аугсбурский религиозный мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов.
Главный постулат этого мира – «Чья страна – того и вера». Предположите, что это означает.


Самостоятельно формулируют определение, после проверки и обсуждения лучшее записывается в ученический словарь.









Высказывают предположения, делают вывод о том, что правители выбирали религию не только для себя, но и за своих подданных. Высказывают отношение к данному постулату.



Вопросы для обобщения и закрепления материала:
- Реформация имела значительные последствия. Какие?
- Почему Реформация вышла за пределы Германии?
- Почему протестантская вера существует и в 21 веке?



Отвечают на вопросы. Подводят итог.






Разъяснение домашнего задания: параграф 11, нарисовать комикс «Суд в Вормсе».
Записывают домашнее задание.

Рефлексия
Заканчивают предложения:
- Сегодня я узнал(а)
- Было интересно
- Было трудно
- У меня не получилось
- Теперь я могу
- Я чувствую, что



Приложение 1.

Лев Х (в миру Джованни де Медичи) – папа Римский в 1513-1521 гг.
Политическая и религиозная деятельность Льва Х не мешала ему вести великосветский образ жизни. На охоту, театральные празднества папа ежегодно тратил вдвое больше, чем приносили папские имения и рудники. Он растранжирив весь золотой запас, который оставил ему в наследство его предшественник – папа Юлий II. Много требовали и расходы на многочисленных поэтов, артистов, художников, комедиантов, папских шутов.
При дворе Льва Х работали Рафаэль, Леонардо да Винчи. Многие известные гуманисты приезжали в Рим, и их поражал блеск папского двора. Одни восхваляли великолепие празднеств, других шокировали роскошь духовенства и «языческий» образ жизни христианской столицы.
Одним из любимых развлечений Льва Х была охота, которой он мог предаваться в ущерб своим прямым обязанностям. Иногда даже на папский трон он садился в одежде, в которой недавно охотился. Приблизившись к папе, все католики в знак почтения должны были целовать папскую туфлю. А тут вместо сафьяновой туфли – облепленный грязью сапог. И целовали, но это вызывало совсем не религиозные чувства.
Чтобы увеличить свои доходы, Лев Х активизировал продажу индульгенций – папских грамот, освобождавших купивших их от всех грехов. Навязчивая торговля индульгенциями у многих вызывала искреннее возмущение.
Лев Х умер неожиданно, ему было только 46 лет. Его похороны были на удивление скромными и никак не сочетались с прежним блеском его жизни. Причина этого крылась в том, что папская казна была почти пуста.
Материал взят из Школьной энциклопедии «Руссика». История Нового времени. 16-18 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – с.310-311.


Приложение 2.
Раздаточный материал.
Учение Лютера можно свести к трем главным положениям: человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание является авторитетом в делах веры.
Лютер осуждал богатства католической церкви, ее стремление к роскоши, считая, что истинной вере не нужны пышные богослужения, изысканное внутреннее убранство соборов. Из церквей предполагалось убирать статуи, иконы. Лютер выступал против дороговизны обрядов, мечтая, чтобы церковь была дешевой.
Лютер учил, что священники должны учить людей понимать Библию. Для удобства он предлагал перевести Священное Писание с латыни на немецкий, чтобы текст богослужений был понятен даже неграмотным людям. Священником мог быть избран любой верующий человек: обряд рукоположения, существовавший в католической церкви, не проводился. Священники носили обычную одежду, могли заводить семью. Монашество не предусматривалось. Осуждая папу римского, Лютер планировал вывести церковь из-под его контроля: с его точки зрения, церковь должна была подчиняться светским владыкам – князьям.

Критерии сравнения
Католическая церковь
Лютеранская церковь

Кому подчиняется



Есть ли богатство и земли



Кто мог быть священником



Существует ли монашество



На каком языке ведется богослужение






15