Статья на тему «Вечна благодарность потомков…» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
«Вечна благодарность потомков…»
(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Учитель начальных классов Воробьева В.П. ВВК
«Вечна благодарность потомков…»
Задачи: - улучшение нравственного воспитания учащихся;
- воспитание уважения, любви к старшему поколению, отстоявшему мир на земле;
- повышение социальной активности на основе самоуправления в ученическом коллективе.
Учитель: 9 май вся наша страна, весь народ торжественно отмечают 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию.
- Цветы и порох… Трудно представить себе что-либо более противоположное. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать нам о войне, скорби, страданиях и смерти. Но…, отмечая День Победы нашего народа над фашистами, отдавая дань подвигу советских людей, нельзя не вспомнить о цветах России.
- Букетик цветов, поставленных заботливой рукой медсестры у изголовья раненого, возвращал к жизни. Цветами встречали наших воинов жители освобожденных городов и стран.
Цветы в знак благодарности и скорби возлагали на могилы павших героев.
(Под звуки метронома проецируется на экран листок календаря: Воскресенье, 22 июня 1941г. Во время чтения стихов красные цифры сменяются черными.)
Ученица: Мирно страна проснулась в этот июньский день.
Только что развернулась в скверах ее сирень.
Радуясь солнцу, миру, утро встречала страна.
Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова.
Голос уверенно- строгий сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге заполыхала война…
( Н. Сидоренко)
Звучит песня «Священная война» - муз .А. Александрова, ст. В. Лебедева-Кумача. Затем звуки песни стихают.)
Ученик: Зловещим заревом объятый,
Грохочет дымный небосвод.
Мои товарищи-солдаты
Идут вперед
За взводом взвод.
Идут, подтянуты и строги,
Идут, скупые на слова.
А по обочинам дороги
Шумит листва,
Шуршит трава.
И от ромашек-тонконожекМы оторвать не в силах глаз.
Для нас,
Для нас они, быть может,
Цветут сейчас
В последний раз. (Н. Старшинов)
Ученик: Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.
Не отдадим полей бескрайних, синих,Где побеждали мы и победим.Не отдадим прекрасную Россию,Не отдадим. (А. Прокофьев)
Ученик: Насмерть стояли советские солдаты, защищая каждую пядь земли. В битвах захватчиками острее звучало в сердцах бойцов чувство Родины.
Под огнём, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.
И бойцы, уже не слыша гуда
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.
Синевой небесной, нестерпимой
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через миг, усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков. (Б. Кежун)
(Звучит песня военных лет «В лесу прифронтовом».)
Ученик: Короткими были часы затишья на фронте.
Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно светла
Фиалка – анютины глазки –
На гребне окопа взошла.
И, как по команде, качнулись,
И каждый увидел своё.
И сразу сердцами коснулись
Великого света её.
Да что мы – в лесу или в поле?
Да нет же, в окопе как раз!
Анютины глазки, до боли …
Давно мы не видели вас.
Вот так на окопе когда-то
Анютины глазки цвели,
И не было краше солдатам
Клочка этой бурой земли. (А. Прокофьев)
Звучит песня «Землянка» (сл. А.Суркова, муз. К. Листова)
 
 Победа! Мирная жизнь. Встреча с родными, любимой… Как мечтали об этом бойцы в редкие часы затишья на фронте!
 
Ученица:          Центральный фронт, июньский день,
Умытых листьев шорох,
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох.
 
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
 
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
 
Придут усталые друзья,
Им тут светлее станет,
Любовь моя, сирень твоя
Сияет и не вянет. (Е. Долматовский)
                                              
Не зачерствели души наших солдат в пороховом дыму сражений. Подчас, рискуя жизнью, спасали воины от гибели цветущую земную красу.
 
Ученица:          Катился пушек грохот дикий,
И возле дач, за поворотом,
Алели пламенем гвоздики
Перед фашистским черным дзотом.
Тяжелый танк неудержимо
Летел на дзот под вражьи крики …
И вдруг танкист в наплывах дыма
Увидел красные гвоздики.
Они в тревоге и в печали
На мир глядели,
И казалось,
Гвоздики кровью истекали.
И у танкиста сердце сжалось
И, возбужденный, в старой даче
Рискуя жизнью, в громе эха,
Он повернул свой танк горячий
И, как детей, цветы объехал… (В. Степанов)
(На экране – кадры блокадного Ленингграда)
                                             
В самые трагические дни войны русский человек оставался Человеком с большой буквы. Тяжелые испытания выпали в грозовые годы на долю ленинградцев. 900 дней гитлеровцы держали город на Неве в блокадном кольце. Но Ленинград жил и боролся. Голод и холод не сломили дух ленинградцев. Несмотря на лишения блокадного времени, они сумели сохранить веру в победу, любовь к жизни, любовь к прекрасному.
 
Ученик:            Мы красоту в войну не предавали,
И не был человек духовно слеп.
Цветы! Цветы! Их тут не продавали,
А попросту меняли их на хлеб.
Ты шал с цветами
Первыми твоими,
С улыбкой окунала в них лицо,
И обучало нас с тобой незримо
Железное блокадное кольцо. (Л. Хаустов)
(Звучат песни военных лет. На экране – кадры военных встреч.)
 
 Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом.
 
Ученик:                        Я видел не раз в железных боях,
Как в жаркой шальной круговерти,
Цветы на широких минных полях
Дрожали в предчувствии смерти.
Я видел не раз в родной стороне
Как воины, словно из стали,
Свой край защищая в ярком огне,
Земную красу защищали.
Дороги военные были круты,
И там, где земля не родная,
Падали наши бойцы на цветы,
Собою цветы прикрывая.  ( В.Степанов)
Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.
(На экране – фотографии празднования Дня Победы, праздничного салюта, мемориалов).
Ученик:                        Медленно и бережно ступая,
Мы идём под небом голубым,
В полевых ромашках утопая,
Вежливо дорогу уступая
Синим колокольчикам степным.
Любо здесь увидеть птичьи стаи
И не видеть дым пороховой.
Вот оно – во всем своём величье
Поле нашей славы боевой.
Вот оно простерлось перед нами,
Встань к нему, родимому, лицом,
Полюбуйся пышными цветами,
Политыми кровью и свинцом.
Всё, что было выжжено и смято,
Заново оделось в зеленя,
Но хранит земля торжественно и свято
Страшный стон железа и огня. (С. Васильев)
(Звучит песня «Журавли». На экране – кадры фотографий детей в концлагерях)
Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забыть подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней.
Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Ветеранов мы чествуем сегодня цветами. Героям, павшим за наше счастье, возлагаем на могилы венки и цветы.
 
Ученица:          День памяти – Победы праздник.
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, все это,
Ведь это нужно нам, живым! (В. Скородумов)
 
Вечна благодарность потомков советским солдатам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Ничто не забыто нашим народом! Никто не забыт!
Ученица:          Как продолжение жизни солдат,
Под звездами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы. (В. Степанов)
Учитель: В Великой Отечественной войне во всей полноте проявилась животворная сила патриотизма и интернационализма. 1418 дней и ночей войны предстают перед нами как пора величайшей стойкости и беспримерного героизма русских людей. Великий подвиг нашего народа навсегда останется в памяти благодарных потомков.
Поздравление с Праздником Победы всех присутствующих.
(Звучит песня «День Победы» - муз. Д. Тухманова., сл. В. Харитонова).
 
Вот уже 65 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Отгремели последние взрывы, погасли последние искры салюта Парада Победы на Красной площади. Радость и всеобщее ликование царили в эти дни по всей стране: и в столице, и в деревенских глубинках. Неважно было, что половина городов лежала в руинах; люди жили одной только мыслью: окончилась самая страшная за всю историю человечества война, наступила ПОБЕДА!
Но недаром поётся в песне: «это – радость со слезами на глазах».
Нет в нашей стране семьи, которая не отдала бы для достижения победы самое дорогое – жизнь родного человека. Более 20 миллионов воинов сложили свои головы на поле битвы, огромное количество мирных жителей были замучены фашистами в концлагерях или расстреляны за помощь партизанам, а то и просто за то, что были русскими.
Ценой неимоверных усилий была завоёвана победа, не только на фронте, но и в глубоком тылу, где самоотверженно трудились люди, обеспечивая войска техникой, боеприпасами, одеждой, питанием и всем необходимым. Работая иногда по двадцать часов в сутки, люди «выковали» победу.
Память о воинах и работниках тыла живёт в большинстве семей нашей Родины и сейчас.
Мама хранит медали своей тёти, сестры моего дедушки. Нелёгкую жизнь прожила бабушка Наташа. Когда в их деревню пришли фашисты, её со всей семьёй, как и других жителей, согнали в концлагерь. Много испытаний пришлось выдержать ей и её матери, моей прабабушке, ведь у них на руках было трое детей, одному из которых – моему дедушке – было всего полтора года. Помогло им выжить и освободиться от плена стремительное наступление советских войск. Фашисты не успели расстрелять ни одного человека.
После освобождения бабушка Наташа, не покладая рук, трудилась в колхозе. Вместе с другими, такими же, как она, пятнадцатилетними девушками, исполняя непосильную для них работу, которая была трудна даже мужчинам, они выращивали и собирали урожай. Женщины садились за штурвалы комбайнов, спали на полях, чтобы не тратить драгоценные часы на дорогу домой, дорожили каждым колоском, чтобы накормить армию.
За самоотверженный труд в тылу Хрипунова Наталья Петровна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В мирное время она была удостоена медали «Ветеран труда».
Однако беда не миновала мою семью. Ушли на фронт и не вернулись в родной дом двое: мой прапрадедушка, Мочалин Семён Васильевич, и его сын, родной дядя моей бабушки, Мочалин Василий Семёнович. Бабушка бережно хранит его письма-треугольники.
Вася, как ласково называют прадедушку все родные, ушёл на фронт, когда ему было всего 18 лет. Вначале он был направлен в артиллерийское училище, а через два месяца – в бой. Беря в руки его письма, эти бесценные свидетельства времени, я представляю себе, каким он был. Пожелтевшие от времени, написанные химическим карандашом, корявым почерком, может быть, на коленях во время привала, письма раскрывают душу молодого воина, который очень скучал по родственникам. В каждом письме он интересовался новостями, передавал всем близким приветы и наказывал жить дружно, помогать родным и «держаться» друг друга.
А вот следующее письмо, адресованное сестре Васи. «Здравствуй, Лиза. С приветом к тебе вашего брата товарищ, Толкачев Федор Васильевич… Сообщаю вам о том, что ваш брат, Василий Семенович Мочалин, погиб в борьбе храбрых на боевом посту, сражаясь в бою за Родину против немецких захватчиков.»
Он мог бы жить долго и счастливо, строить дома или водить железнодорожные составы, воспитывать детей и внуков… Но пришла беда, и он, как и миллионы других, не задумываясь отдал свою жизнь ради того, чтобы жил я, мои родные и друзья. Помнить об этом мы должны всегда, и всегда чтить память воинов, чьей кровью было заслужено наше право жить и радоваться жизни.
(Материала ученика Хрипунова Александра)