Элективный курс по истории Международные отношения и политический процесс в современном мире



Пояснительная записка к рабочей программе
предпрофильного обучения по истории
«Международные отношения и политический процесс
в современном мире» (9 класс)
составилаучитель истории
высшей квалификационной категории
Искакова Г.Р.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. №1089»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ( в редакции приказов Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)
-Порядком организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015)
-Примерной программы основного общего образования по истории (сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства);
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 (СанПин 2.4.2.2821 – 10);
-Законом Республики Татарстан от 22 июня 2013г. № 68 – РТ «Об образовании»
-Методическим письмом МОиН РТ от 7.11.2013 г.
-Методическими рекомендациями МОиН РТ «Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2015-2016 учебном году»
-Положением о рабочей программе педагога ЧОУ средней школы №23 «Менеджер» приказ № 206 от 31.08.2010 г.
-Примерной программой основного общего образования. История. М: «Просвещение», 2011
В современной школе наряду с базовыми общеобразовательными и профильными предметами вводится принципиально новый тип учебного предметам – элективные курсы – обязательные для посещения учащимися курса по выбору для учащихся 9 класса. Они выполняют две функции: «поддерживают» изучение основных предметов на заданном стандартом уровне и обеспечивают предпрофильную специализацию.
Изменения, проишедшие в начале 90-х годов в Восточной Европе: исчезновение мировой социалистической системы, заставило большинство политиков перейти от классового к общецивилизованному критерию в классификации международных отношений. В современных условиях виды международных отношений рассматриваются как экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические. Однако более плодотворным представляются международные отношения на основе геополитических критериев (общепланетарные, региональные субрегиональные). В условиях глобализации и интеграции в мировом развитии особое значение играет международная политика и международные отношения. Сегодня все больше людей общаются между собой вне зависимости от расстояния и политических взглядов – это и Интернет, и безвизовый, и различные Международные конкурсы, и спортивные соревнования. В этой связи международные отношения можно определить как особый род общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных взаимодействий и территориальных образований.
Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными Концепциями предпрофильного обучения, а также учетом дидактических требований к уровню исторической и правовой подготовки выпускников основной школы, современных изменений в текущем законодательстве.
Значимость данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения о современном мировом политическом процессе, знакомит с международными отношениями на современном этапе. Их рассмотрение позволяет учащимся расширить представление о современной международной политике, ориентироваться в мировом политическом процессе, сравнивать политическое положение международную политику России с другими странами, занять каждому ученику гражданскую позицию, быть толерантным в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Особенность курса в том, что он позволяет применить межпредметные связи – историю, обществознание, географию. Курс направлен также на сдачу ОГЭ и ЕГЭ. В ходе курса используются методы исторической науки - научный и исследовательский.
Технология учебно-познавательной работы направлена на формирование позитивной мотивации к практической деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Цель курса:
во-первых, максимально способствовать развитию исторического мышления учащихся, формирование правовой культуры школьников;
во-вторых заинтересовать школьников во внимательном поиске правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитывать уважение к нормам международного права и народам мира.
По сути, способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских и международных прав в демократическом обществе.
Задачи курса:
-курс ориентирован на содержание образовательного минимума содержание курса «История» и существенно дополняет его;
-нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое воспитание личности;
-позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную политическую жизнь;
-усвоение комплекса общетеоретических знаний о международных процессах;
-получение представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и мировой политики;
-определение значения общетеоретических категорий, отражающих особые свойства государства и мировой политики;
-формирование правильно толковать и применять полученные знания, отдавая приоритет в изучении общечеловеческим ценностям.
Ведущими методами изучения являются:
-речевая деятельность;
-практические умения в политической, правотворческой и иного вида деятельности.
Приемы организации деятельности:
-лекция;
-продвинутая лекция;
-пресс-конференция (ученическая);
-дискуссия;
-эссе.
Активные: - семинар;
-практическая работа;
-деловая игра;
-защита проектов;
-ролевая игра;
-презентации.
Все приемы стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют формированию творческих умений и навыков, таких, как:
-уметь видеть проблему;
-уметь выдвигать гипотезу;
-уметь составлять план решения;
-уметь делать выводы и обобщения;
-уметь систематизировать материал;
-уметь анализировать свою деятельность и оценивать ее;
-уметь анализировать чужую информацию и коммуникативную деятельность.
Содержание курса:
Тема 1. Соотношение внутренней внешней политики. 1 час.
Понятие мировой политики. Структура мировой политики. Понятие внешней политики. Дипломатия. Международные отношения.
Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция с элементами беседы.
Тема 2. Национально-государственный интерес и национальная безопасность. 1 час.
Понятие «национальный интерес». Основные аспекты национального государственного интереса. Факторы национальной безопасности.
Рекомендуемая форма проведения занятия: обзорная лекция с элементами беседы.
Тема 3. Силовой фактор в мировой политике. 1 час.
Понятие категории «сила». Основные цели в мировой политике. Мощь и сила государства. Р. Арон об основных элементах государственной мощи.
Рекомендуемая форма проведения занятия: практическая работа с источниками.
Тема 4. Система противоречий в мировой политике.1 час.
Общее понятие «системы противоречий» в современном мире. Политические, экономические, геополитические.
Рекомендуемая форма проведения занятия: деловая игра.
Тема 5. Глобальные проблемы человечества. 1 час.
Понятие «глобальных проблем современности». Различные виды глобальных проблем и их характеристика. Причины возникновения глобальных проблем. Пути решения глобальных проблем.
Рекомендуемая форма проведения занятия: работа с документами, источниками.
Тема 6. Геополитические процессы современности в системе мировой политики. 1 час.
Геополитика. Известные геополитики античности и современности. Влияние геополитического положения страны на ее развитие. Современная геополитика. Рекомендуемая форма проведения занятия: беседа, практическая работа.
Тема 7. Современный политический процесс в странах и регионах мира. 1 час.
Политический процесс. Политические ценности. Субъекты современного политического процесса. Особенности современного политического процесса.
Рекомендуемая форма проведения занятия: лекция. ролевая игра
Тема 8.Современные теории международных отношений. 1 час.
Классификация современных теорий международных отношений. Критерии международных отношений: географический фактор;. критерий интеграции; комплексные факторы. Теории наиболее известных ученых: Моргентау. Арон, Киссинджер, Истон, Дарвин, Спенсер Макиндер.
Рекомендуемая форма проведения занятия: лекция тесты.
Тема 9. Политическая жизнь современной России. 1 час.
Особенности российской государственности. Специфические черты развития страны Развитие демократии, создание правового государства, развитие гражданского общества. Многопартийность. Развитие политической активности граждан. Гражданское самосознание.
Рекомендуемая форма проведения занятия: лекция. дебаты политические.
Тема 10. Экономические и социальные аспекты политической модернизации. 1 час.
Сущность политической модернизации. Развитие экономики страны с 90-х гг. постепенный переход к рыночным отношениям. Развитие цивилизованных начал в рыночной экономике. Россия в мировом экономическом процессе.
Рекомендуемая форма проведения занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 11. Социальные группы и слои, элиты и лидерство в современном политическом процессе. 1 час.
Социальные группы и слои населения. Политическая элита. Антрепренерская система. Система рекрутирования элит. Система гильдий. Дифференциация и поляризация населения.
Рекомендуемая форма проведения занятия: лекция практикумы, семинар.
Тема 12. Государственность Российской Федерации: этнические процессы, проблемы федерализма, региональной политики и эволюции. 1 час.
Развитие страны от унитаризма к федерализму. Конституция РФ о федеративном устройстве государства.
Рекомендуемая форма проведения занятия: лекция практическая беседа.
Тема 13. Национально-государственные интересы и внешнеполитическая стратегия современной России. 1 час.
Национально-государственные интересы России. Современная концепция международной безопасности. Пути обеспечения международной безопасности. Средства, обеспечения международного мира и безопасности.
Рекомендуемая форма проведения занятия: лекция эссе.
Итоговый урок: защита проектов 1 час.
Примерные темы проектов:
Понятие мировой политики и международных отношений.
Соотношение внутренней и внешней политики.
Национально-государственный интерес и национальная безопасность.
Система противоречий в мировой политике.
Дипломатия.
Геополитика.
Глобальные проблемы человечества.
Международная безопасность.
Современная концепция международной безопасности.
Средства обеспечения международной безопасности (по Уставу ООН).

Учебно-тематический план

урока Тема урока Количество часов Дата план Дата факт
Раздел 1. I Понятие мировой политики и международных отношений- 10 часов
1. Тема 1. Соотношение внутренней внешней политики.
1 11.11 2. Тема 2. Национально-государственный интерес и национальная безопасность. 1 11.11 3. Тема 3. Силовой фактор в мировой политике. 1 18.11 4. Тема 4. Система противоречий в мировой политике. 1 18.11 5. Тема 5. Глобальные проблемы человечества.
1 25.11 6. Тема 6. Геополитические процессы современности в системе мировой политики.
1 25.11 7. Тема 7.Современный политический процесс в странах и регионах мира. 1 30.11 8. Тема 8.Современные теории международных отношений. 1 30.11 9-10 Пресс-конференция «Возрастание роли мирового сообщества в международных отношениях на рубеже тысячелетий. Новые подходы к проблеме международной безопасности». 2 6.12 Раздел 2. Национальное и общеисторическое в политическом процессе России -6 часов
11. Тема 9. Политическая жизнь современной России. 1 13.12 12. Тема 10. Экономические и социальные аспекты политической модернизации. 1 13.12 13. Тема 11. Социальные группы и слои, элиты и лидерство в современном политическом процессе. 1 20.12 14. Тема 12. Государственность Российской Федерации: этнические процессы, проблемы федерализма, региональной политики и эволюции. 1 20.12 15. Тема 13. Национально-государственные интересы и внешнеполитическая стратегия современной России. 1 27.12 16. Итоговый урок: защита проектов. 1 27.12 Лекций -10
Практикумов -2
Деловая игра – 2
Контроль -2
Итого – 16 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать:
-даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века;
-изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
-сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, -самостоятельно давать оценку историческим явлениям,
высказывать собственное суждение, читать историческую карту,
-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-высказывания собственных суждений об политическом процессе в современном мире;
использование знаний общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
-основные этапы и ключевые события мирового политического процесса
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.
-изученные виды исторических источников.
Уметь:
-определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных -учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
-показывать на исторической карте политические события современности.
-рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при -написании творческих работ, рефератов.
-оотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни.