Доклад «Элективный курс по русской литературе как технология возникновения пространства для диалога культур»

МБОУ «Кобяйская СОШ агроэкологического направления
имени Е.Е.Эверстова»






Доклад «Элективный курс по русской литературе как технология возникновения пространства для диалога культур»



Максимова Айталина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.







Село Кобяй. 2013.
План:
Введение ..с.3-5
Основная часть:
Диалог культур. .с.6-7
Элективные курсы .с.8-19
Доклады и результаты...с.20-23
Примерная тематика произведений по сравнительному анализу.с.24-26
Заключение..с.27-28
Использованная литература...с.29-30

















Литература, как часть культуры, должна быть тем предметом, который помог бы ученику не только приобщиться к миру прекрасного, осознать общечеловеческие ценности, но и понять его в целостности и системности. Для этого нужны новые школьные программы, в центре которых будут не только русская и зарубежная, а также родная литература. Таким образом, то, что называется национально-региональным компонентом литературы, будет изучаться в синтезе с произведениями других литератур. Каждая литература имеет свои особенности, понимая которые, наши учащиеся не только обогащают свое представление о том или ином этносе, но и воспитывают в себе культуру восприятия и понимания художественного своеобразия изучаемых произведений. Изучение литературного произведения на неродном языке для учащихся национальной школы – сложный процесс. Чтение, восприятие и осмысление прочитанного на неродном языке связаны всегда с предшествующими представлениями и знаниями по родной литературе. Таким образом, возникает необходимость изучения нескольких литератур в якутской школе, используя принцип сопоставления, что дает возможность рассматривать их в единстве мирового литературного процесса, определяя место и роль каждого из них. Однако проблема сопоставительного изучения трех литератур в якутской школе ещё не стала предметом широкого теоретического, методологического исследования. Сопоставительное изучение литератур – это глубокий и трудный процесс, связанный с согласованностью всех сторон учебно-воспитательной деятельности.
Основная цель литературного образования в целом и метода сопоставительного изучения в частности сегодня – это формирование гармонично развитой личности, которая руководствуется принципами опоры на культурный потенциал прошлого, признания самостоятельного значения духовных ценностей. Целью моей работы вижу не только изучение текста, тем самым усвоение литературы, а развитие образного мышления, нацеливаю учащихся на исследовательскую работу, на самостоятельное добывание знаний.
Достижения отечественных (М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, Н.И.Конрад, И.Г.Неупокоева, М.Б. Храпченко и др.), и зарубежных (Д.Дюришин,А.Дима др.) исследователей в области сравнительного литературоведения позволяют внести определённые коррективы в программу по русской литературе для национальной школы, включив проблемы литературных взаимосвязей и взаимовлияния. Это обстоятельство является благоприятной возможностью для диалога культур.
Проблемы изучения литератур в национальной школе, касающихся русско-национальных и русско-зарубежных взаимосвязей изучали М.В. Черкезова, М.М. Абдубалиева, С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая, Д.А. Клумбите, И.Х Майорова, Н.С. Русина, Г.А. Обернихина, А.В. Рыжеволова, З.С. Смелкова, Л.В.Тодоров, К.М.Нартов, Петрова С.М. и др.
Тема доклада: Элективный курс по сравнительному анализу произведений русских, якутских и зарубежных авторов как метод развития научно-исследовательской деятельности учащихся
Цель: ознакомление с результатами работы элективного курса в 9 предпрофильном, 10-11 профильном гуманитарном классе по сопоставительному анализу произведений русских, якутских и зарубежных авторов.
В ходе исследования выдвинута гипотеза: элективный курс по сопоставительному анализу произведений русских, якутских и зарубежных авторов дает возможность учащимся рассматривать якутскую, русскую и зарубежную литературу в единстве мирового литературного процесса, самореализации учащихся путем успешного участия в различных уровнях НПК. Задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
- доказать, что элективные курсы по сопоставительному анализу являются технологией возникновения пространства для диалога культур»
- доказать результативность использования в сопоставительном исследовании разработанного алгоритма
- доказать, что диалог разных культур раскрывает общечеловеческие ценности и гуманистические идеи, воспитывает у учащихся чувство интернационализма и патриотизма.
- разработать примерную тематику для сравнительного анализа произведений авторов разных культур
На фоне падения роли общечеловеческих ценностей в современном обществе мы, родители и педагоги должны уделять большое внимание патриотическому воспитанию, приобщению подрастающего поколения к национальной культуре. А «при изучении национальной литературы идти к русской литературе, а от неё к постижению мировой художественной культуры». Таким образом, тема исследования сопоставительного анализа произведений русских, якутских и зарубежных авторов в элективном курсе актуальна.
Практическая ценность данной работы – возможность использования учителями-практиками программ элективных курсов, разработанного алгоритма и примерной тематики произведений по сравнительному анализу.
Задачи, цели выдвинутой гипотезы определили структуру доклада. Он состоит из введения, четырёх глав, заключения и использованной литературы.
В первой главе отражена проблема изучения нескольких литератур в якутской школе, а также «школf диалога культур» М.В.Черкезовой.
Во второй главе предлагается познакомиться с основным содержанием элективных курсов по сравнительному анализу произведений русских, якутских и зарубежных авторов в гуманитарном классе.
В третьей главе представлены работы и результаты учащихся-участников элективных курсов по сравнительному анализу.
Четвертая глава содержит примерную тематику произведений авторов разных культур.
В заключении приведены общие выводы по работе.


























«Национальная школа или, как её сейчас называют, образовательное учреждение с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в последние годы всё громче заявляет о себе в отдельных национальных регионах страны. «Школа диалога культур» - кардинальное, базовое понятие в методической системе М.В.Черкезовой. Это диалог русской литературы с культурами тех народов, где изучаются русский язык и литература. «Школа диалога культур, - пишет она, - приобщает полиэтнический контингент учащихся к русской литературе, которая имеет общекультурное, консолидирующее значение для всех народов России, гармонизирует межнациональные отношения, особенно в современных условиях, когда на одно из первых мест выдвигается задача организации культурного взаимодействия народов, формирования у учащихся интереса и уважения по отношению к национальным литературам (культурам) народов России.
Важнейшая задача школы диалога культур состоит в формировании в многонациональном государстве, какой является Россия, чувства «семьи единой», но не с «нивелированием» особенностей национальной истории, культуры и языка народов, которые входят в её состав; напротив, с бережным, уважительным отношением народов друг к другу «в единой, исторически возникшей, образовавшейся и утвердившейся стране».
Литературоведческой основой изучения предмета «является сочетание историко-генетического и историко-функционального подходов к рассмотрению фактов и явлений литературы», которые должны быть дополнены сравнительно-типологическим методом анализа, позволяющим изучать произведения русской литературы в контексте мировой культуры. Метод сравнительного литературоведения, который впервые предложила М.В.Черкезова в качестве литературоведческой основы изучения литературы в национальной школе, можно использовать в школах и с русским языком обучения. Ведь, как писал академик Д.С.Лихачёв, «наши корни – это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая с нами культура».
«Специфическим для преподавания русской литературы в инокультурной среде является принцип общности и национального своеобразия русской и родной литературы». Это основополагающий принцип преподавания русской литературы, разработанный М.В.Черкезовой ещё в 80-е годы 20 века, во многом обеспечил формирование методики преподавания русской литературы как самостоятельной отрасли педагогической науки в последующие годы. Использование этого принципа придаёт отчётливо выраженное своеобразие всем дидактическим принципам изучения русской литературы в инокультурной среде.
Не менее важным научно-методическим принципом в школе диалога культур М.В.Черкезова считает принцип взаимосвязанного изучения русского языка и литературы. «Речь идёт лишь о признании особой роли русской литературы в обучении нерусских учащихся русскому языку», - пишет автор. Она предлагает специфические методические приёмы работы со словом (овладение коммуникативной функцией языка, постижение эстетической функции слова, семантизация идиоматических и образных выражений и т.д.), что в конечном счёте должно привести к развитию русской речи учащихся. Уже в начальной школе, отмечает М.В.Черкезова, следует раскрывать ученикам «всю красоту русского художественного слова, развивая их художественный вкус», что в какой-то мере подготовит их к филологическому анализу литературно-художественных произведений в средних и старших классах.
Большое значение в школе диалога культур, подчёркивает М.В.Черкезова, должен иметь культуроведческий подход к литературно-художественным произведениям. Творчески развивая одно из ведущих положений исследований М.М.Бахтина, имеющих, как известно, фундаментальное значение для всех гуманитарных наук, «литература – неотрывная часть целостности культуры, её нельзя изучать вне целостного контекста культуры», автор предлагает в процессе анализа литературно-художественных произведений шире использовать культуроведческий анализ, который способствует интенсификации учебного процесса. Она подчёркивает, что урок необходимо «максимально насытить фактами и реалиями как отечественной, так и мировой культуры, широко использовать ассоциации, возникающие при восприятии произведений любого вида искусства, расширения культурного кругозора учащихся, формирования их эстетических чувств». Уроки литературы, кроме основной своей цели – литературного образования и воспитания школьников, могут и должны «решать и задачу приобщения учащихся к фактам отечественной и мировой культуры».
В школе диалога культур огромную роль играют вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся, воспитания патриотического чувства и толерантности, воспитания их оптимистического и героического мироощущения.







Проблемой сопоставительного анализа литературных произведений я начала заниматься ещё с 1997 года. На Региональных педагогических чтениях образовательного округа «Лена» в 1999 году мой доклад по теме «Сопоставительный анализ произведений якутских, русских и зарубежных авторов» был рекомендован на распространение по округу. В 2007 году на Региональных педагогических чтениях в Ектемцах Хангаласского района мой доклад был рекомендован на публикацию в СМИ. Данный доклад является подведением итогов работы элективных курсов по теме сравнительного анализа. Результаты опыта работы учителя и учащихся представлены в рефератах и докладах. Разработан алгоритм действий учителя и учащихся на элективных курсах сопоставительного анализа произведений якутских, русских и зарубежных авторов.
Позвольте представить вашему вниманию алгоритм и программы элективного курса по сравнительному анализу произведений русской, якутской и зарубежной литературы в предпрофильном гуманитарном, затем в гуманитарном классе.
Алгоритм действий сопоставительного анализа произведений:
- героев (внешний облик, черты характера, речь, поступки и т.д.) или
- тематики и проблематики или
- сюжета и композиции или
- художественных средств или
- исторических периодов
- заполняется сравнительная таблица цитатами из текста произведений
- делаются Выводы: Выявляются причины общего и различия. Различия тоже результат.

Программа по русской литературе для 9 класса в профильном гуманитарном классе.
Программа состоит из 8 разделов, разделённых по принципу культурно-исторической хронологии. Произведения якутской литературы подобраны по литературным направлениям.
Программой предусматривается практическая работа учащихся во внеурочное время в форме сочинений, рефератов, докладов.
Содержание разделов и количество часов, выделяемых для их изучения не должны рассматриваться как жёстко заданные. Каждый учитель обладает правом варьировать их параметры.
В качестве контроля знаний и умений учащихся можно предложить в конце каждого раздела занятия-семинары. В конце каждой четверти проводится защита рефератов по предложенным темам. Учебный год завершает конференция, где учащиеся гуманитарного класса представляют свои рефераты на тему сопоставления произведений русской. якутской и зарубежной литератур.
Цель:
- Становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.
- Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений.
- В содержание школьного курса русской литературы входит изучение выдающихся по своему значению и доступных учащимся произведений русской, якутской и зарубежной литературы.
- Русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, как учебный предмет играет очень важную роль в нерусской школе. Будучи явлением мирового масштаба она позволяет ученикам, владеющим русским языком приобщиться к мировым духовным ценностям.
- Читая произведения классики разных литератур, школьник попадает в волнующий мир глубоких и смелых мыслей, длагородных и сильных чувств, ярких красок и образов, рожденных поэтическим видением жизни художников слова. Это чтение воспитывает гуманное отношение к людям разных национальностей, уважение к национальным особенностям, чувства единства человечества.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- об историческом процессе развития культуры и литературы в её контексте, начиная с древнейших времён
- основные особенности эпох, отраженных в изучаемых произведениях
- сведения об основных литературных направлениях разных эпох, взаимосвязи произведений русской, якутской и зарубежной литературы
- о наиболее талантливых писателях – представителях этих направлений
- знать и понимать содержание изучаемых произведений, своеобразие их сюжетов, композиции, системы образов.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать изучаемое произведение, обосновывая свое мнение о них
- делать сравнительный анализ образов героев, обстановку быта, картин природы, сюжетной линии, исторической эпохи и т.д.
- рассуждать, отстаивая свою точку зрения
- писать сочинения-рассуждения, касающиеся характеристики героев, общей оценки произведения, его проблем
- конспектировать, готовить реферат, доклад
- писать рецензию
- пользоваться словарями и справочниками.


Период
Русская литература
Зарубежная литература
Якутская литература

Античная литература.
«На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы Обаятелен мир древности. В его жизни – гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства»
В.Г.Белинский.

Библия. Старый и новый завет. Культурно-исторический памятник, в котором нашли отражение религиозные представления древнейших народов о мире, их нравы и мораль. Содержание Библии. Нравственный смысл библейских легенд.
Эсхил. Прикованный Прометей. Человечность Прометея. Родственность Прометея и людей.
Далан «Эллэй». Предания, легенды и мифы – это историческая память народа о своем прошлом, вместе с тем это и рассказы о случившемся недавно.

Средневековая литература.


«Повесть временных лет» - художественно-историческое произведение. Роль летописей в жизни народа. Автор летописи. Основные идеи.
Данте Алигьери «Божественная комедия» - «истинная Илиада средних веков». Путешествие по трем сферам загробного мира, их описание. Идея единства людей, их взаимной любви – основа поэмы.
Эпос «Ньургун Боотур Стремительный». Патриотизм, идейное и нравственное звучание эпоса.

Литература Ренессанса.
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»
Ф.Энгельс.
«Слово о полку Игореве». Историческая основа. Мыслль о необходимости единства Руси. Мужество, верность образа Игоря. Образ природы. Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям. Непреклонная вера в победу. Композиция и язык слова.
В.Шекспир «Гамлет». Разочарование принца Гамлета. Страдания от несовершенства мира. Противоречивость образа Гамлета. Споры вокруг «Гамлета». «Гамлет» на сцене и в кино.
Народное предание «Дыгын Тойон». Предания о первопредках якутов показывают сложный процесс возникновения народа саха. До прихода русских на среднюю Лену существовала целая эпоха, получившая название «век битв и войн». Во главе Дыгына, который силой стремился объединить все якутские роды.

Классицизм.

«Сатиры смелый властелин». «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек». Д.И.Фонвизин «Недоросль». Основные проблемы. Обличение невежества и нравственной низости помещиков-крепостников, защита просвещения и человеческого ьдостоинства. Мысли о воспитании и образовании дворян в образах Митрофана, Софьи, Милона. Причины несчастья Простаковой.

«Что помешает мне, смеясь, говорить правду?» Гораций.
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Контраст между простодушной и грубоватой натурой Журдена и его претензиями на аристократичность. Превращение «комизма положений» в «комизм характера». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
Н.Неустроев «Голова Кукша». Крупным планом изображён глава царской администрации. В комедии правдиво показангы социальные процессы и нравы в якустком улусе до революции.


И.А.Крылов. Басни.
Ж.Лафонтен. Басни.
С.А.Саввин. Басни.
П.Н.Тобуроков. Басни.
Р.Багатайский. Басни.

Сентиментализм
Н.Карамзин «Бедная Лиза».
Изображение «жизни сердца». Гуманистический пафос произведения.
Ж.Ж.Руссо «Бедная Элоиза». Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к естественной природе.
А.И.Софронов «Любовь». Трагическая жизнь бедной Катерины, мужественной и обаятельной, жертвы безжалостного старого мира.

Романтизм.
В.А.Жуковский «Лесной царь», К.Ф Рылеев «Гражданин», «Думы». Героический пафос. Своеобразие лексики и образной системы романтических произведений.
Гёте «Лесной царь». Д.Г.Байрон. Лирика. «Паломничество Чайльда Гарольда». Трагедия одиночества героя, причина его разрыва с Родиной, скепсиса, душевного холода. Углубление представления о духовном мире героя, особенности романтического мироощущения.
С.Данилов «Манчаары». Герой, вызывающий искреннюю симпатию читателя. Внешней его привлекательности соответствует богатый внутренний мир.

Просветительский реализм.
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Личный и общественный конфликты пьесы. Нравственное столкновение Чацкого с лицемером Молчалиным. Духовная трагедия Чацкого.

А.И.Софронов «Бедняк Яков». Разложение феодально-патриархального уклада, обострение социальных противоречий, пробуждение самосознания бедняков. Светлый идеал добра, человеколюбия и справедливости, воплощением которых явился народный характер Якова.

Реализм.
А.С.Пушкин «Я Вас любил». Интимная Лирика.


А.И.Софронов «Прощай». Его поэзия восхищает проникновенным лиризмом, задушевностью.


«Евгений Онегин». Первый реалистический роман в русской литературе. Сложность проблем, особый лиризм, психологизм в раскрытии характеров.

Перевод «Евгения Онегина» на якутский язык Г.И.Макарова (Джуон Джанглы)


М.Ю.Лермонтов «Как часто пёстрою толпою окружён»

А.И.Софронов «Родина моя». Положение северного края характеризуется посредством образов «могилы», «тёмного леса», «дымного балагана», «чёрных облаков» и т.д.
А.И.Софронов – основоположник интимной философской лирики в якутской литературе.


Н.В.Гоголь «Мёртвые души».
Образ Плюшкина. Гоголевский «смех сквозь слёзы».
О.Бальзак «Гобсек». Жестокий мир алчности и скупости.
А.Е.Кулаковский «Скупой богач». Кулаковский питал пристрастие к сатирической линии в мировой литературе: «живой литературе: «живой сатире на скупость и испорченность нравов». Он опирался на опыт русской литературы, в первую очередь Гоголя.


В.Г.Белинский. Эстетические взгляды критика. Белинский о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гогля, других русских писателей. Полемика по проблемам художественного творчества.

Г.П.Башарин «Три писателя-реалиста, просветителя».
В.Б.Окорокова «Якутская литература».
Канаев Н.П. «Зарождение и становление литературной критики Якутии 1925-45г.г.»




Программа элективного курса в 10 гуманитарном классе «Мир русской литературы во взаимодействии с литературой Зарубежья и Якутии».
Программа состоит из 10 разделов, разделенных по творчеству писателей и поэтов, а также авторов разных зарубежных национальных литератур. Произведения якутской литературы подобраны по литературным направлениям. Программой предусматривается практическая работа учащихся во внеурочное время в форме сочинений, рефератов и докладов.
Содержание разделов и количество часов, выделяемых для их изучения, не должны рассматриваться как жестко заданные. Каждый учитель обладает правом варьировать эти параметры. В качестве контроля знаний и умений учащихся можно предложить в конце каждого раздела занятия – семинары. В конце каждой четверти проводится защита рефератов по предложенным темам. Учебный год завершает конференция, где учащиеся гуманитарного класса представляют свои доклады на тему сравнения произведений русской, якутской и зарубежной литератур.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- характерные особенности эпохи, отраженные в произведении;
- жанровые особенности изученных произведений;
- основные особенности эпох, отраженных в изучаемых произведениях
- сведения об основных литературных направлениях разных эпох, взаимосвязи произведений русской, якутской и зарубежной литературы
- мировое значение русской классической литературы;
- знать и понимать содержание изучаемых произведений, своеобразие их сюжетов, композиции, системы образов.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать изучаемое произведение, учитывая взаимосвязь между мировоззрением и творчеством писателя;
- делать сравнительный анализ образов героев, обстановку быта, картин природы, сюжетной линии, исторической эпохи и т.д.
- выявлять основные проблемы произведения, его конфликт, определять авторскую оценку героя;
- писать сочинения-рассуждения проблемного характера;
- создавать различные типы характеристики персонажей – индивидуальные, сравнительные, групповые
- конспектировать, готовить реферат, доклад
- писать рецензию
- пользоваться словарями и справочниками


Русская литература
Якутская литература
Зарубежная литература


Развитие русской литературы 19 века.




Ф. И. Тютчев. Лирика.



П.Верлен. Лирика.


А.Н.Апухтин. Лирика.

А.И.Софронов. Лирика.



А.Н.Майков. Лирика.
И.Арбита. Кутур5ан Куо (Госпожа Печаль)
Ш.Бодлер. Лирика.


А.Н.Островский «Гроза».
А.И.Софронов. Драма «Любовь». Влияние драмы Островского «Гроза» на драматургию Софронова.



И.А.Гончаров «Обыкновенная история».
Цикл очерков «Фрегат Паллада». Гончаров о Якутии.
Г.Д.Мопассан «Милый друг».


Н.Г.Чернышевский «Что делать».
Вилюйская ссылка Чернышевского. Чернышевский о Якутии.



Л.Н.Толстой «Война и мир».
Толстой и врач Сокольников. Их встреча и переписка.



А.П.Чехов. Юмор и сатира в творчестве Чехова. Гуманизм Чехова.
Чеховские традиции в произведениях якутских писателей. Юмор и сатира в творчестве Д.К.Сивцева – Суорун Омоллоона «Бэйэтэ эмтиэкэ», «Ачаа», «Наара суох».
Н.Габышев «Ытыс са5а кэпсээннэр»



Ф.М.Достоевский «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные».
Эрилик Эристиин «Хачыгыр».
В.Гюго «Отверженные».



П.А.Ойунский «Улуу Куданса».
И.В.Гёте «Фауст».




Программа спецкурса по русской литературе «Художественный мир русской литературы во взаимодействии с литературой Якутии» в гуманитарном 11 классе.
В содержание школьного курса русской литературы входит изучение выдающихся по своему значению и доступных учащимся произведений русской и якутской литературы. Русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, как учебный предмет играет очень важную роль в нерусской школе. Будучи явлением мирового масштаба, она позволяет ученикам, владеющим русским языком, приобщиться к мировым духовным ценностям.
Читая произведения русской, якутской и зарубежной (на русском языке) классики, школьник попадает в волнующий мир глубоких и смелых мыслей, благородных и сильных чувств, ярких красок и образов, рожденных поэтическим видением жизни художников слова. Это чтение воспитывает гуманное отношение к людям разных национальностей, уважение к национальным особенностям, чувство единства человечества.
В основу спецкурса литературы в 11 гуманитарном классе положен историко-литературный принцип, материал при этом организован в форме переклички тематических блоков русской литературы с литературой якутских авторов.
В курсе реализуется принцип вариативности.
Содержание разделов и количество часов, выделяемых для их изучения, не должны рассматриваться как жёстко заданные. Каждый учитель обладает правом варьировать эти параметры. В качестве контроля знаний и умений учащихся можно предложить в конце каждого раздела занятия-семинары. Учебный год завершает конференция, где учащиеся гуманитарного класса представляют свои доклады на тему сопоставления произведений русской и якутской литературы.
Цель и задачи:
- дальнейшее развитие самостоятельности учащихся в сравнительном и сопоставительном анализе произведений авторов различных литератур
- эстетическая и нравственная оценка произведений, героев, их поступков и т.д.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
- тексты изучаемых художественных произведений
- творческий путь писателя и поэта, взаимосвязь его творчества и эпохи
- общечеловеческое, эстетическое, конкретно-историческое своеобразие произведений
- основные теоретико-литературные понятия
- характерные особенности эпохи, отражённые в произведении;
- жанровые особенности изученных произведений;
-сведения об основных литературных направлениях разных эпох, взаимосвязи произведений русской и якутской литературы;
- особенности мировоззрения и индивидуального стиля писателя и поэта;
- мировое значение русской классической литературы;
- знать и понимать содержание изучаемых произведений, своеобразие их сюжетов, композиции, систему образов;
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать произведения с точки зрения общечеловеческих, эстетических идей, проблем, конфликтов
- определять роль художественных образов, сопоставлять их с другими образами
- определять роль композиции, сюжета, изобразительно-выразительных средств языка в их единстве
- обосновывать свое мнение, сопоставлять разные точки зрения
- обращаться к другим видам искусства
- выразительно читать отрывки из произведений
- писать сочинение на литературные, публицистические темы
- составлять тезисы и конспекты, готовит доклады, рефераты, рецензии, устные выступления
- анализировать произведение, учитывая взаимосвязь между мировоззрением и творчеством писателя;
- делать сравнительный анализ образов героев, обстановку быта, картин природы, сюжетной линии, исторической эпохи и т.д.
- выявлять основные проблемы произведения, его конфликт;
- определять авторскую оценку героя;
- писать сочинение-рассуждение проблемного характера;
- создавать различные типы характеристики персонажей – индивидуальные, сравнительные, групповые.
- конспектировать, готовить реферат, доклад; писать рецензию; пользоваться словарями и справочниками.


Русская литература
Якутская литература

1
1 блок. Русская литература начала 20 века.
Музыкальность прозы Бунина, гармоничность повествования. И.А.Бунин – патриот и гражданин России.

Кундэ «Торообут сир», «Кии сыта».
А.И.Софронов. «Дорообо, дойдум!»


2
2 блок. Серебряный век русской поэзии.
Символизм. Задушевность и доверительность, мучительное и непрестанное искание красоты, проникновенная любовь к миру, к людям, отзывчивость души, совершенство художественной формы стихотворений И.Ф.Анненского.
Проблема человека и Искусства – Ариадны, дающей нить, мифология в стихотворениях В.Я.Брюсова.
Эстетическое совершенство поэзии К.Д.Бельмонта.
Образ прекрасной женщины – воплощение мудрости и женственности; просветляющая сила красоты; проблема взаимоотношения человека с миром: слияние с миром, ощущение и осознание полноты жизни, гармонии бытия, свободы в произведениях А.А.Блока, А.Белого.

В.Потапова. «Учугэйиэн бу сиргэ».


3
Акмеизм. Стихия женской души, «великая земная любовь» - движущее начало лирики А.А.Ахматовой. Новаторство художественной формы.

Н.Михалева–Сайа, А.Гаврильева, Умсуура, А.Прохорова, А.Парникова–Илгэ). Прямой путь к символизму. Обращение к мистической философии, к истокамРасширение художественной впечатлительности. «Естественный и невольный» характер символов.



4
Футуризм. «Пощёчина общественному вкусу» - манифест русского футуризма (Бурлюк, Маяковский, Хлебников, Кручёных).
Фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность футуриста Маяковского. Словотворчество В.Хлебникова.

А.Гуринов-Арчылан;
Уххан «Поэзия Турук»;
Айсен Дойду;
Русскоязычные поэты «Белой лошади».


5
Имажинизм. Созерцательное погружение в стихию природной и народной жизни, растворение в ней; тревожное ожидание иной судьбы в лирике Есенина.

А.Кулаковский. Поэтика. Мировоззрение личности. «Ойуун туулэ».
П.А.Ойунский «Кыьыл ойуун».
И.Арбита и Брюсов, Арбита и Хлебников, Арбита и Бальмонт. Арбита и культура Западной Европы.


6
3 блок. Русская литература периода 1917-1920 г.г.
Размышления русской литературы и философии о судьбах России в европейском и мировом развитии.
Духовная миссия русского народа в преодолении крайностей деспотического, фанатического Востока и цивилизованного, бездуховного Запада – «Третья сила» В.Соловьева.
Размышления Г.Федотова над национально-историческими проблемами России.
Н.Бердяев, Л.Красавин о национально-исторической миссии большевиков, направивших взрыв стихийной национальной энергии на организацию и строительство невиданного прежде казарменного режима, «остановивших хаотический распад России».
А.А.Блок. Стихотворения. «Двенадцать»
А.М.Горький как основатель социалистического реализма.
Русские писатели и революция 1917г.
И.Бунин – идейный противник Октября. «Окаянные дни»
М.Горький «Несвоевременные мысли» - трагическая хроника Истории, исповедальная хроника чувств и мыслей современника, свидетеля, участника Истории.

А.Е.Кулаковский «Ойуун туулэ».
И.Гоголев «Санньыар санаам сэргэтэ»

7
4 блок. Советская литература 20-30-х г.г.
Поэзия. Восторженное, «с крестьянским уклоном» восприятие революции С.Есениным. Идеал мужицкой жизни, крестьянская Вселенная в манифесте «Ключи Марии».
М.А.Шолохов. Романы «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору)

Э.Эристиин «Маарыкчаан ыччаттара».
Амма Аччыгыйа «Сааскы кэм»

8
5 блок. «Возвращённая литература».
Поэзия. М.И.Цветаева. Тема любви, Родины, творчества. Поэтическая форма Цветаевой.

И.Арбита. Лирика.
Далан «Дьыл5ам миэнэ»



9
О.Э.Мандельштам. Человек и время, судьба и история. Единство человека и мира; картина тотального распада, приговор системе страха и насилия в стихах последнего периода. Трагедия поэта.

Г.В.Баишев-Алтан Сарын. «Былыргыттан санаабыт», «Этиннээх ардах», «Кыьыл орт».


11
6 блок. Тема ВОВ в литературе 40-90-х г.г.
Подвиг народа. Образ человека, борющегося ради жизни на земле, трагизм войны в произведениях разных жанров: поэзии («Василий Тёркин» А.Твардовского, стихи К.Симонова, А.Суркова и др.); прозы К.Симонова, А.Бека и др.); драматургии (пьесы Л.Леонова, К.Симонова и др.); публицистики (статьи И.Эренбурга, А.Толстого, Б.Горбатова и др.)


Т.Е.Сметанин. Военная проза и лирика.
Дьуон Дьанылы. Военная лирика.
Баал Хабырыыс. Военная лирика.


12
7 блок. Советская литература 50-80-х г.г.
Проблема «диалога» человека и природы в литературе.
Историческая связь земли природы с жизнью народа. Трагический конфликт человека с первородным истоком жизни. Анималистические образы в произведениях Ч.Айтматова, В.Распутина, В.Белова, Г.Троепольского и др.

Г.Кэптукэ «Имеющая свое имя, Джелтула-река»
Н.Лугинов «Кустук»
Л.Попов. Лирика.
С.Данилов. Лирика.
Далан «Санньыар санаам сэргэтэ»


13
8 блок. Литература последних лет.
Т.Толстая, В.Ерофеев, Л.Петрушевская и др.

Умсуура – О.Н.Корякина; Сайа – Н.В.Михалёва; Венера-В.Петрова; Сабарай Илгэ-А.Парникова.
Н.Лугинов «По велению Чингисхана»
Н.Харлампьева. Лирика.


14
9 блок. Литература русского зарубежья (1950-1992 г.г.)
Гимн русскому народному характеру, традиции русской и европейской сатирической литературы в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В.Войновича.

К. Эверстов «Чэкэбис»


15
10 блок. «Лагерная» литература. Восхождение к свету.
А.С.Солженицын, В.Шаламов и др.
Далан «Дьыл5ам миэнэ».


16
11 блок. Современная зарубежная литература.
Зарубежный детектив 20 века. А.Кристи, Ж.Сименон, Д.Хэммет и др. Занимательность, интрига, психологизм произведений.

Е.Г.Неймохов «Сайсары куелгэ тубэлтэ».

17
Современная научная фантастика. Р.Бредбери, С.Лем, Р.Шекли и др.

Г.Угаров «Баьыр5ас», «Долбор сулуьа», «Елуктуйбут антенналар»




Мои ученики-участники элективного курса по окончании 9 класса сдавали в качестве экзамена рефераты по выбранной теме. Например, Максимова Нарыйа выбрала тему «Герои Древней Эллады и земли Олонхо», где были найдены сходства в образах якутских богатырей и греческих героев. В частности, Геракл и Ньургун Боотур оба – сыны богов, оба сильные духом и телом, они совершают добрые дела и многочисленные подвиги. Различия в обстоятельствах детских годов героев. У Геракла жена – земная женщина, у якутского героя – богатырка айыы и многое другое. Нарыйа сделала вывод об эпическом начале в обоих произведениях народного творчества.
Сивцева Рита написала реферат «Венок Пушкину». Она проанализировала стихотворения якутских авторов, посвящённые великому русскому поэту, сделала сравнительно-сопоставительную таблицу и, используя алгоритм действия, нашла точки соприкосновения в отношении поэтов к гению русской литературы. Архип Абагинский называет Пушкина «поющим жаворонком», Элляй «России гениальный сын», Ча5ыл5ан «сын мятежной бури», Унар Уола «слава русская и доблесть», Прокопий Григорьев «добрый русский большой человек» и т.д.
Эверстова Варя в реферате «Евгений Онегин Пушкина на якутском языке» пришла к выводу, что Джон Джанглы значение фразеологизмов передаёт в развёрнутом виде, в другом случае раскрывает новое семантическое значение слова, в третьем – заменяет фразелогизмы якутскими сочетаниями; переводчик находит точные, выразительные слова, раскрывающие психологическое состояние Татьяны; переводчик уделил особое внимание передаче точности и красочности пейзажных картин; поэт поставил перед собой задачу сохранить в переводе форму, точный смысл и художественность «онегинских строф» и т.д.
В 10 классе участники элективного курса успешно участвовали в НПК «Сметанинские чтения» и «Шаг в будущее». Кобякова Аня написала доклад «Бедная Лиза» Н.Карамзина, драма «Гроза» А.Островского и «Любовь» А.Софронова в сравнении». В заключении Аня написала: «Итак, что показывает нам сравнение повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, драм А. Н. Островского «Гроза» и А. И. Софронова «Таптал»? Во-первых, оно показывает, что за время, разделяющее эти три произведения, мало что изменилось в жизни бедной девушки в царской России, что по-прежнему она бесправна и не имеет возможности самостоятельно распоряжаться собственной судьбой – за нее решают другие, точнее, ее судьба диктуется существующим общественным порядком, который не считается с желаниями бедных людей. Во-вторых, героини произведений во имя любви способны на решительный поступок, так, Лиза, узнав об измене любимого человека, бросается в пруд, Катерина «Грозы», оставшись одна, бросается в реку, а героиня драмы «Любовь» Кэтириис, бежит от ненавистного мужа к своему возлюбленному и умирает. В-третьих, трагическая развязка произведений предопределена социальным неравенством: в обществе, где все продается и покупается, нет счастья для бедных людей».
Доклад Амосовой Моти «Ремарки в пьесах А.Грибоедова «Горе от ума», А.Островского «Гроза», А.Софронова «Любовь» был интересен тем, что выбор пал на сравнение ремарок двух разных национальных драматических произведений. Все ремарки классифицированы по определенным функциям, сделана сравнительная таблица ремарок. На основе сравнительной таблицы сделан анализ роли ремарок в данных пьесах. Доклад интересен с точки зрения анализа литературоведческого осмысления теоретического понятия.
Наиболее интересной работой был доклад Сметаниной Лены «Свобода как философское понятие в романе Н.Лугинова «По велению Чингисхана», который вышел за рамки литературы. Это была не только литература, но и философия. Лена сделала попытку сравнить понятие свободы Н.Лугинова со свободой известных западных философов и мыслителей. В результате сравнительного анализа пришла к выводу, что Шопенгауер и Н.Лугинов говорят о свободе, как о преодолении трудностей; Н.Лугинов согласен с утверждением Н.Бердяева о том, что свободен тот, кто утверждает её для другого, но противоречит ему в утверждении «необходимость – падшая свобода, свобода вражды и распада». У Лугинова Свобода – необходимая ответственность. Интересно, что с лугиновской трактовкой аналогичен афоризм Бернарда Шоу: «Свобода – это осознанная необходимость. Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её». Эрих Фромм сказал: «Люди нуждаются в вождях, которые принимают за них решения, а сами легко сбрасывают груз ответственности и свободы». Герои Лугинова Илдэгис и рабовладелец, купец Ханай имеют схожую точку зрения. В конце доклада было утверждено о восточном отношении к свободе писателя Лугинова, что доказывает его книга «По велениюЧингисхана».
Сивцева Рита написала реферат на тему «Образ узника в стихотворениях А.Пушкина «Узник», А.Фета «Узник», А.Софронова «А5абар сурук». Рита в сравнительной таблице отразила сходства и отличия в образах узников разных эпох и разных национальностей. Были сделаны выводы о том, что все три поэта были великими поэтами 19 и 20 веков; написаны все во время заключения; всех трёх объединяет «несвобода мысли, чувств и слова», все три поэта использовали такие художественные средства выразительности как метафора, эпитет, метонимия, олицетворение, литота и сравнение. Чемезова Аня написала доклад «Прореха на человечестве» в произведениях О.Бальзака «Гобсек», Н.Гоголя «Мертвые души» и А.Кулаковского «Скупой богач». В данном докладе люди разных национальностей, принадлежащие к разным культурам, говорящие на разных языках французский ростовщик Гобсек, русский помещик Плюшкин, якутский богатей объеденены общей чертой – скупостью, высушившей и убившей их душу, превратившей в «Прореху на человечестве». Сделан сравнительный анализ образов, а также общественно-политическая, историко-литературная, социально-психологическая, эмоционально-оценочная характеристика данных литературных героев.
Полятинская Наташа написала доклад «Образы «благородных разбойников» в произведениях Т.Сметанина «Песня о Манчаары», А.С.Пушкина «Капитанская дочка», С.Я.Маршак «3 баллады о Робин Гуде». Наташа сумела найти много схожего. Например, стремление к свободе, к воле; мотив мщения, самоотверженная борьба за справедливость, любовь и память простого народа. Различается форма борьбы, характеристики героев, смерть героев, отношение к убийству человека, трагическая судьба нашего якутского народного героя.
Максимова Нарыйа в 11 классе написала доклад «Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский эпос «Ньургун Боотур Стремительный и «Слово о полку Игореве»), где были сделаны выводы: в Туйаарыме Куо и Ярославне воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси и Земли Олонхо. Плач Ярославны похож на языческий женский плач, несмотря на то, что она христианка, по-язычески возносит древним славянским богом свою молитву. Тем самым, плач Ярославны близок к языческим женским плачам, а значит плачу Туйаарымы Куо. В олонхо и «Слове о полку Игореве» женщина представляется как символ жизни. Во всех мифологических сюжетах, преданиях, поэтических сказаниях женщина выступает как творческая, созидательная сила. Особенно ярко это проявляется в якутском эпосе «Ньургун Боотур Стремительный» и «Слове о полку Игореве». Образы Туйаарымы Куо и Ярославны стали поистине шедеврами устного народного творчества русского и якутского народа. Они оба носительницы лирического, женственного начала. С ними связаны мир, семейные узы и любовь.
В образе Туйаарымы Куо и Ярославны народ воплотил все лучшие черты национального характера. Их жизнь, судьба и любовь – это прекрасный образец верности, мудрости и любви к семье, народу и Родине.
Примечателен доклад Чемезовой Ани на тему «Анимистический образ медведя в веровании и фольклоре народа саха и народов мира». Доклад выходит за рамки литературного анализа. Он касается этнографии, истории и фольклора народов мира. Аня использовала поисковый метод и метод сравнительно-сопоставительного анализа. Сравнительные таблицы отражают разные трактовки народов мира образа медведя по темам «медвежий праздник», «превращение», «символ», «культ, тотем медведя», эвфемизмы, «медведь-предок», «легенды о и мифы о медведе», «возрождение медведя». В результате анализа сделан вывод, что анимистический образ медведя схож в особенности у народов Сибири и Дальнего востока и якутов. Особенную ценность данной работы составляет сбор материалов у потомственных охотников и их родственников, то есть непосредственных носителей культуры, в данном случае обрядов и обычаев, связанных с медведем и медвежьей охотой.
Доклад Максимовой Сайыны называется «Эпический мир олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» и романа-трилогии Джона Толкина «Властелин Колец» в сравнении (Сюжетно-композиционная структура, образы, система миропонимания и мифологические понятия ). Сайына сделала вывод о схожести сюжетно-композиционной структуры, системы образов; эпическом характере «Властелина кольца». Отмечается монументальность, гиперболизация персонажей, схожесть системы миропонимания и мифологических понятий Средний мир, Священное дерево, верховные божества, получение в дар перед трудным походом полное богатырское снаряжение, волшебные силы героев, образы благородных орлов, образ Нижнего мира и т.д.
Таким образом, трилогия «Властелин Колец», оцениваемое как мифологическое, сказочное произведение выходит далеко за рамки жанра «фэнтэзи». Якутский эпос и английский роман объединяет сложная сюжетно-композиционная структура, система образов и система миропонимания и мифологические понятия, хотя их разделяет другая вера, мировосприятие, духовная и материальная культура, климат и т.д.

Успешное участие в НПК различного уровня подтверждается призовыми местами:
В Улусной НПК «Сметанинские чтения» - 3 лауреат, 1 место – 3 ученик, 2место – 3 ученика, 3место – 3 ученика, номинация «За верность традиции»,
В Улусной НПК «Шаг в будущее» - 2место – 1 ученик,
В Улусной НПК «Лугиновские чтения» - 1место – 1 ученик.,
В Региональной НПК «Шаг в будущее» - 1 лауреат, 3 место – 2 ученика,
В Республиканской НПК «Тюркский мир» - 1 публикация
В Республиканской НПК «Шаг в будущее» - 4 место – 1 ученик.
Участникам элективных курсов были предложены темы для рефератов и докладов. Ребята выбирали темы, которые им знакомы из курса якутской литературы. Темы основываются на сравнении родной литературы с другими литературами. Работа над докладом подразумевает большую текстовую работу, поэтому исследование длилось на протяжении многих месяцев. Во всех работах должна заполняться сравнительная таблица. Указывается критерий, который должен присутствовать в обоих или трёх произведениях для сравнения. Находится общее и различное в данных произведениях. Интерес к сравнению не ограничивается литературоведческим анализом. Рамки работ над докладами вышли из границ исследования в одной науке как литература. Исследования требуют обращения к другим наукам. Работы касаются этнографии (изучение народов), философии, истории, фольклора (УНТ).
Примерная тематика 9 класс:
Мифы Древней Эллады и Земли олонхо.
Эпосы народов мира и якутский эпос.
Эзоповские басни и басни якутских авторов.
Античные сюжеты и образы в якутской литературе.
Русские былины и якутский эпос в сравнении.
«Ромео и Джульетта» В.Шекспира и «Лоокуут уонна Ньургуьун» Т.Сметанина.
«Король Лир» Шекспира и «Великий Кудангса» П.Ойунского.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле и образы богатырей из якутского эпоса.
«Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера и «Недоросль» Фонвизина.
«Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера и «Голова Кукша» Н.Неустроева.
Басни И.Крылова и якутских авторов.
«Бедная Элоиза» Ж.Ж.Руссо и «Бедная Лиза» Н.Карамзина.
«Бедная Элоиза» Ж.Ж.Руссо и «Бедная Лиза» Н.Карамзина в сравнении с драмой А.Софронова «Любовь».
Картины бедности в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Радищева и «Хачыгыр» С.Яковлева.
Байрон и ранний Пушкин.
«Горе от ума» Грибоедова и «Бедняк Яков» А.Софронова.
Венок Пушкину.
«Евгений Онегин» А.С.Пушкина в переводе на якутский язык.
Байрон и М.Ю.Лермонтов.
Демониана в западноевропейской литературе и творчестве М.Ю.Лермонтова.
«Прореха на человечестве» в «Гобсеке» О.Бальзака, «Мертвых душах» Н.Гоголя и «Скупой богач» А.Кулаковского.
В.Г.Белинский и якутская литературная критика (Н.П.Канаев, Г.П.Башарин, Г.С.Сыромятников, З.К.Башарина, В.Б.Окорокова, Н.Тобуроков и другие).
Примерная тематика 10 класс:
Лирика Ф.Ю.Тютчева и П.Верлена.
Трагизм лирики Апухтина и А.Софронова.
Философская лирика Апухтина и И.Арбиты
И.Арбита и Бодлер – поэтическое сравнение лирики.
«Милый друг» Г.Мопассана и «Обыкновенная история» Гончарова в сравнении.
А.Н. Островский «Гроза» и драма А.И Софронова «Любовь».
Роль Островского в развитии русского и якутского национального театра.
«Анна Каренина» Л.Н.Толстого и «Госпожа Бовари» Г.Флобера.
А.Чехов и якутские писатели.
Тургеневские «новые люди» и «Овод» Э.Л.Войнич в сравнении.
«Рассказы о Шерлоке Холмсе» А.К.Дойля и современные мастера детективного жанра.
Тема предательства в «Маттео Фальконе» П.Мериме и «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя.
Городской пейзаж в романе Э.Золя «Жерминаль» и романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Метаморфозы в романе Г.Де Мопассана «Милый друг» и романе «Обыкновенная история» И.А.Гончарова.
Литература ужасов в повести Э.По «Падение дома Эшер», «Убийство на улице Морг» и произведении Гоголя «Вий».
Нравственный выбор в «Фаусте» Гёте и «Красном шамане» Ойунского.
Восточная поэзия (по выбору).

Примерная тематика 11 класс:
Кундэ «Тереебут тыл» и А.Ахматова «Мужество».
Русские поэты-футуристы и А.Гуринов – Арчылан; Уххан «Поэзия Турук»; Айсен Дойду; русскоязычные поэты «Белой лошади».
И.Арбита и В.Брюсов, И.Арбита и В.Хлебников, И.Арбита и К.Бальмонт.
М.Горький «Несвоевременные мысли» и А.Кулаковский «Ойуун туулэ».
О.Э.Мальденштам и Г.В.Баишев - Алтан Сарын «Былыргыттан санаабыт», «Этиннээх ардах», «Кыьыл ерт».
А.Платонов и Далан «До5оруом, дабай куех сыырдаргын».
«Василий Теркин» А.Твардовского и «Егор Чээрин» Т.Е.Сметанина.
Анимистические образы в произведениях Ч.Айтматова, В.Распутина, В.Белова, Г.Троепольского и Г.Кэптукэ «Имеющая свое имя, Джелтула-река»; Н.Лугинов «Кустук».
Т.Толстая, В.Ерофеев, Л.Петрушевская и Умсуура – О.Н.Корякина; Сайа - Н.В.Михалева; Венера – В.Петрова; Сабарай Илгэ – А.Парникова.
«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В.Войновича и «Чэкэбис» К.Эверстова.
А.Кристи, Ж.Сименон, Д.Хэммет и Е.Г.Неймохов «Сайсары куелгэ тубэлтэ».
Современная научная фантастика Р.Бредбери, С.Лем, Р.Шекли и Г.Угарова.
























Заключение.
Школа диалога культур, таким образом, призвана способствовать формированию этнического самосознания и общероссийского гражданского сознания. Основными её принципами являются принцип общности и национального своеобразия культур в процессе преподавания русской литературы, взаимосвязанное изучение русского языка и литературы, культуроведческий подход в процессе анализа художественных произведений, внимательное и чуткое отношение к проблеме межнациональных отношений, к вопросам духовно-нравственного воспитания школьников.
Диалог культур позволяет учитывать особенности самосознания учащихся-представителей различных народов и одновременно способствует формированию их общероссийского гражданского сознания. Эта методическая система с успехом может быть использована в школах как с русским, так и с родным языком обучения не только в России, но и на всём пространстве СНГ, так как позволяет ученикам не отчуждаться от своей родной литературы и истории, а осознавать себя носителями своей национальной культуры и в то же время глубоко усваивать лучшие достижения русской и мировой литературы.
Как известно, казахское слово «манкурт», обозначающее человека лишённого памяти, а в более широком смысле – человека, не знающего своей истории, культуры, культуры и языка, благодаря роману народного писателя Киргизии Ч.Айтматова «Буранный полустанок», в котором оно использовано, вошло во все языки народов мира. Этот факт ярко свидетельствует о том, как важно для всех народов мира не лишиться своих корней, не стать манкуртами. Поэтому школа диалога русской и родной литератур, разработанная М.В.Черкезовой, является особенно актуальной в наши дни.
Запуску механизма комплексного изучения литератур в школе содействуют такие факторы, как новизна содержания, неповторимость формы, интерес, сопереживание, соучастие читателя, сочетающиеся с нестандартным методическим решением проблемы. Взаимосвязанное изучение литератур не исчерпывается лишь сопоставлением отдельных художественных фактов. Важно показать учащимся глубокие процессы взаимовлияния, сказавшиеся в идейно-тематической направленности образной системы, литературных параллелях, историко-типологическом сходстве, в восприятии творчества того или иного писателя в инонациональной культурной среде, контактных связях между национальными литературами и их представителями.
В результате проведенного теоретического и практического исследования мною сделаны следующие выводы:
- Элективные курсы по сравнительному анализу произведений русских, якутских и зарубежных авторов успешно прошли апробацию в Кобяйской школе
- разработанный алгоритм сравнения выполнил своё предназначение как технологии для диалога разных этнических культур
- Диалог разных культур раскрывает общечеловеческие ценности и гуманистические идеи, воспитывает у учащихся чувство интернационализма и патриотизма.
- Разработанные элективные курсы и приведенная примерная тематика могут быть применены учителями на практике со своими вариациями.
На основании сделанных выводов, выдвинутая гипотеза исследуемой темы о том, что элективный курс по русской литературе как технология возникновения пространства для диалога культур, в частности, метод сопоставительного анализа произведений дает возможность рассматривать якутскую, русскую и зарубежную литературу в единстве мирового литературного процесса подтверждается.
























Использованная литература:
Агатов М. Об авторах ваших книг. Литературные композиции.-М.: Молодая гвардия, 1974.
Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. -М.: Просвещение, 1985.
Башарина З.К. Взаимодействие русской и якутской литератур.-Якутск, 1991.
Библиотека мировой литературы для детей. Рудольф Эрих Распэ. Приключения барона Мюнхаузена.- М.:Детская литература, 1984.
Бурцев А.А. Введение в историю якутской литературы.-Якутск:Сахаполиграфиздат,2004
Васильев Г.М. Об одной тетради Ойунского.- в кн.: Основоположник якутской советской литературы.-Якутск, 1974, с.171
Вилюйский З. Хорошая книга для ребят // Социалистическая Якутия.-1946.-23 ноября.
Вильмонт Н.И. Гете.-М.:Гослитиздат,1959
Вклад народов Якутии в дело Победы (1941-1945).1.Т. Якутяне на фронтах В.О.В. Советского Союза./ Сост. Д.Д.Петров.-1995.
Высоцкий В.С. Избранное.- М.: Советский писатель, 1988.
Джалиль Муса. Вольные ветры. -М.: Малыш., 1976.
Диалог культур на уроках русского языка и литературы: учебно-метод.пособие/М-во образования РС(Я), ИПКРО;/сост.Мишлемович М.Я.,Старостина М.П./.-Якутск:Изд-во ИПКРО,2005
Захарова А.Е. Якутский фольклор. Хрестоматия для уч-ся 5-ых – 9-ых классов русскоязычных классов.-Якутск,1993
Илларионова В.И. Программа якутских школ. Художественная литература. 5-11 классы.-Якутск.-1993
Канаев Н.П. Зарождение и становление литературной критики в Якутии (1925-1945)-Якутск, 1984
Копырин Н.З. Тимофей Сметанин.-Якутскай, 1976.
Литератураны саналыы керуу.-Дьокуускай, 1994
Лермонтов. Бородино. -М., Детская литература, 1989.
Люблю Отчизну я Стихи, рассказы, сказки русских писателей.- М.: Дет. лит., 1980.
Мишлемович М.Я. Пробуждая чувства добрые Руководство внеклассным чтением школьников/ЯСРИУУ.-1991
Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М., 1988.
Окорокова В.Б.Саха литературата./Якутск. Изд-во ЯГУ,2003
Осипова А.И. Сопоставительное изучение родной, русской и зарубежной литератур.// Народное образование Якутии.- 2003.-№3.-с.88.
Петров Н. Сметанин о5о5о аналлаах айымньылара// Хотугу сулус.-1969.-№5.-с.128-138.
Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в якутской школе// Народное образование Якутии.-1996.-№3.-с.125.
Петрова С.М. Проблемы литературного образования в национальной школе Р.С. (Якутия).//Народное образование Якутии.-1995.-№3.-с.8.
Писатели земли олонхо: Биобиблиографический справочник/Сост.:Д.В.Кириллин, В.Н.Павлова и др.:-Якутск:Бичик,2000.
Попова М.А. Основные понятия якутской литературы./ИПКРО. Якутск.:Изд-во ИПКРО,2001
Протодьяконов В. Алексеев Н. Т.Сметанин. Писатели Якутии. Краткий био-библиографический справочник.- Якутск. 1972, с.208-211.
Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы.- М.: Дет. Лит., 1975.
Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы. -М.: Художественная литература. 1976.
Русско-якутский словарь./ ред. Афанасьев П.С., Харитонов Л.Н.-изд. Советская энциклопедия.-М., 1968.
Саха оскуолатын программата. Норуот айымньыта уонна литература. Уус-уран литература. 5-11 кылаас.-Дьокуускай.-1996.
Семенова В.А. Творчество П.А.Ойунского.Новосибирск,1980.
Семенова В.А. Анемподист Софронов поэзията.-Дьокуускай,1998.
Спиридонов И.Г. Литература вчера, сегодня.-Якутск 1999.
Сыромятников Г.С. Литературно-художественная критика в Якутии. (1939-1975)-Якутск, 1990.
Тумат С. Дьуон Дьанылы.-Дьокуускай 1994.
Чирикова А.Н. Изучение литературных взаимосвязей на уроках// Народное образование Якутии. – 1993.--№4.-с.70.
Якутская литература. Часть 4. Хрестоматия для учащихся 5-7 классов.- Якутск., 1994.
Ямпольская М., Петров Н. Краткий очерк якутской детской литературы.- Якутск, 1954.















13PAGE 15


13PAGE 143015




15