«Дифференцированный подход в обучении математике и коррекция познавательной деятельности»


«Дифференцированный подход в обучении математике и коррекция познавательной деятельности»
Наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который помогает детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности. Дифференцированный подход предполагает использование на уроке и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой затрачивает все силы на постижения достаточно трудного для него материала. При этом ребенок не найдет применения своим способностям, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. А цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этих целей способствует введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам) с учетом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности. Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик имеет возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне.
Дифференцированный подход можно осуществлять на различных этапах урока.
Дифференцированный подход при объяснении нового материала
При первом знакомстве с новым вопросом, во время объяснения нового материала всем ученикам класса должно быть обеспечено понимание хода рассуждений учителя, его действий. Я выбираю такой способ изложения материала, рекомендую такие приемы, которыми могут овладеть почти все дети.
Пример: «Нахождение суммы в пределах 1000 с переходом через разряд»
149 + 35 в столбик
Учащиеся 1 группы помнят наизусть, что 9 +5 = 14. Дети второй группы еще не могут легко и быстро назвать сумму данных чисел, но свободно складывают их, раскладывая на два число 5: 9 + 1 +4 = 14
Ученики 3,4 группы нуждаются в опоре на наглядные образы, в опоре на действия с предметами счета (пальцы, палочки). Учащиеся постепенно переходят к новым способам выполнения задания. Чтобы не задерживать в развитии более способных школьников, учитель объясняет новые варианты решения, хотя остальные дети не полностью овладели самым первым и простым вариантом работы. Чтобы двигаться дальше существует:
Дифференцированный подход к учащимся в процессе закрепления знаний.
Усвоение нового материала происходит медленно, постепенно. В процессе его закрепления углубляются и совершенствуются знания. Одновременно расширяется круг упражнений, успешное выполнение которых зависит от умения актуализировать необходимые знания, дифференцировать варианты заданий. При этом предлагаются такие упражнения, в которых учащимся на основе наблюдений, сопоставлений придется делать самостоятельные выводы. Одни ученики делают это полностью самостоятельно, другим можно предложить разной степени помощь. Наиболее широко дифференцированный подход используется во время самостоятельных работ.
Самостоятельная работа тренировочного характера:
а) содержит одинаковый материал (один вариант). Составлен так, чтобы на первых заданиях задержались самые слабые ученики (3,4гр), на следующих – 2гр, наиболее способные будут выполнять самые сложные задания – 1гр.
Я разрешаю пользоваться старыми записями, учебником, предлагаю, карточки с образцами выполнения заданий, помогающие ученику, справится с работой.
б) Самостоятельная работа в нескольких вариантов (тема одинаковая).
Предлагаются карточки. В них разное количество заданий. К тому же карточки различаются по структуре.
При самостоятельном выполнении заданий учить использовать самоконтроль.
Пример: решить уравнение х +3,5 = 7
Сначала найти значение неизвестного х, а затем подставить в данное уравнение и проверить верность решения. Кто освоил эти действия, в 98% исключает ошибку.
Проверяя самостоятельную работу, и обнаружив ошибку, не тороплюсь ее исправлять, а просто подчеркиваю пример и пишу на полях «проверь ответ» или «найди ошибку». Такая запись обязывает ученика к действию. А найти ошибку в своем решении - необходимая часть всякой творческой работы. Предлагаю учащимся самим оценить работу. Ребята проявляют особое внимание к проверке правильности полученного ответа и всего решения.
Проверочная самостоятельная работа:
Позволяет установить состояние знаний учащихся по небольшому разделу изучаемого материала. Ученики получают задания посильные для них. Помощь учителя отсутствует или в строго дозированной форме. Анализируя результаты работы детей, я принимаю во внимание, как степень трудности задания, так и характер помощи.
Часто применяю тестовые формы контроля. Тест составляется из вопросов и ответов, побранных и построенных в соответствии с определенными принципами.
Например: альтернативными (вопрос: да или нет)
1)является ли 1 простым числом?
2) является ли 675 четным?
тесты на нахождение верного ответа, путем решения:
х + 7 = 12 а) х=5 б) х=19
перекрестные: 1)квадрат а) равные стороны
2)ромб б) противоположные углы равны
3)прямоугольник в) противоположные стороны равны
4)параллелограмм
Самостоятельная работа учащихся на уроке проходит более успешно, если при этом в должной мере учитываются особенности темпа усвоения материала каждого из них. Многие учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы только после систематического выполнения ими различных видов заданий. Серьезное внимание нужно уделить контролю результатов самостоятельной работы и его анализу. В ходе выполнения работы допускаются ошибки, если итоги не подводятся, то ошибки могут закрепиться в сознании учащихся. Анализ работ позволяют мне разобрать ошибки, а значит устранить пробелы в знаниях и умения учащихся в первый момент овладения ими новой темы, что очень важно для достижения высокой успеваемости учащихся. Анализ ученических работ показывает учителю подлинный, а не предполагаемый уровень их знаний и умений дает возможность объективно оценить достижения каждого ученика и всего класса в целом после любого проведенного урока. Проверка знаний и качество выполнения работ имеет важное воспитывающее значение. Оно приучает ребят к тщательному выполнению заданий, поддерживает их учебную активность, формирует у них чувство ответственности, дисциплинирует.
Разработала контрольные работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, причем при выполнении обязательного варианта, ученик может взять карточку более сложного уровня, но за дополнительный вариант оценку выставляю по желанию ученика. При проведении поэлементного анализа контрольной работы сразу видно, что нужно взять для повторения, для фронтальной работы, для индивидуальных заданий, для дифференцированной работы.
Традиционное решение проблемы дифференциации в школе – разделение класса на группы – далеко не всегда решает проблему обучения учащихся с различными возможностями. Организация и проведения таких уроков имеет ряд сложностей:
а) существенным увеличением трудозатрат учителя при подготовке к дифференцированным урокам,
б) учитель не успевает следить сразу за несколькими группами
в) психологический дискомфорт учащихся, которые, не попав в группу «сильных», чувствуют себя ущемленными.
Значит, разделение на группы в «явном» виде проводить не целесообразно. Но в любом классе есть ученики, способные решить на уроке много заданий, в том числе сложных, и ученики, не выходящие за пределы минимума – им достаточно однотипных и стандартных заданий. Можно использовать «скрытую» (внутреннюю) дифференциацию.
1 способ: Изменение условия задания или задачи, при этом требования и способ решения могут, не изменятся.
Найти значение выражения: а – в = если:
а=28, в=15
а=845 в=586
а= 45 в= 153
2 способ: построение задачи для учащихся различных уровней, может быть изменение ее требования.
Задача: Мороженое стоит 28тг
Шоколад - ? в 3 раза больше
Конфеты - ? в 2 раза больше
Сколько стоит коробка конфет?
Сколько стоит коробка конфет и плитка шоколада?
Сколько стоит мороженое, шоколад и 5 коробок конфет?
3 способ: Нахождение нескольких способов решения задачи. При этом каждый должен найти хотя бы одно решение.
В методическом отношении видоизменение одной задачи гораздо полезнее, чем подбор разнородных заданий. Множественность способов варьирования условия, вопросов, путей решения развивает основательность мышления, приучает школьников к поиску многосторонних связей в рассматриваемых ситуациях. Видоизменение задачи позволяет экономить время на уроке, отведенное для решения задач, т.к. содержание одной задачи усваивают быстрее, чем содержание нескольких различных задач.
Хочу предложить еще один способ работы над решением задачи: всегда есть дети, которые первые решили задачу, им предлагается дополнительное задание: найди еще один способ решения задачи, составь обратную задачу и реши ее, составь похожую задачу. Дети заняты, им не приходиться ждать, тех кто еще не справился, а у меня есть возможность оказать помощь, более слабым учащимся.
Как часто вы замечали, что и слушали вроде внимательно, и поняли как будто все! А через 5 минут ничегошеньки не помним. Так бывает и у детей. И я себе задала вопрос: Что бы такое применить, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там на долгое время? Для этого, оказывается достаточно, математические термины и правила оживить, нарисовать, зарифмовать, тогда математика станет понятней и ближе.
Вы все помните стих про биссектрису?
А еще можно сочинять сказки, или использовать уже написанные.
Подобные задания не только знакомят с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувства рифмы. Практика показала, что дети легко усваивают правила и с успехом применяют в обучении.
Использую творческие задания. Например: на уроке обобщения в 5 классе для детей с особыми потребностями в развитии темы «Виды треугольников», предлагаю нарисовать город треугольников. Представить, какие там дома, деревья, жители, обитатели. Предлагаю свой рисунок – это подсказка для ребят 3,4 тип. группы, потому что остальные, после беседы, сразу включаются в работу.
При изучении темы «Симметрия», «Координатная плоскость» в 6 классе творческое задание: создать свои симметричные фигуры, построить картинки, используя координатную плоскость. Это повышает самооценку даже самого слабого ребенка, развивает их мышление, моторику, пространственное воображение.
В конце четверти провожу уроки занимательной математики. Дети с удовольствием решают задачи на развитие логического мышления, математические курьезы, головоломки, кроссворды. Занимательный материал не только увлекает, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, волю ребенка.
Организация дифференцированного подхода к обучению позволяет формировать учебную мотивацию школьников, более осознанно и прочно усваивать знания, развивать умения, дает возможность применять эти знания и умения в новой ситуации и проводить процесс обучения в комфортной обстановке.