МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Cовременные подходы и требования к организации учебной деятельности с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса
В процессе целенаправленного и последовательного внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательный процесс мы осознавали, что основная ответственность за успех в этом деле лежит в первую очередь на администрации школы, регулирующей данный процесс.
Сегодня уже с уверенностью можно говорить, что ФГОСы интегрируют в себе все лучшее, что было разработано нашим коллективом за последние годы, предполагая при этом ряд серьезных инноваций в образовательном процессе. И здесь имеющийся опыт педагогического коллектива стал важным подспорьем на пути к достижению общей цели - повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности.
Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», «обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»Современный учащийся должен стать субъектом двусторонней коммуникации, носителем информации, которую необходимо уметь грамотно использовать в своей образовательной деятельности, а также он должен обладать приёмами интерпретации полученной информации для осуществления возможности её передачи в условиях постоянно меняющегося информационного пространства.
Современный подход к обучению имеет своей целью: становление индивидуальной личности; ориентация учащихся на изучение различных теоретических и практических аспектов в различных научных областях; овладение новыми технологиями поиска, обработки и хранения информации; формирование у учеников аналитического мышления и навыков научно-исследовательской работы, углубленное освоение теоретических знаний при совершенствовании практических умений.
Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя. Одной из характерных особенностей современного подхода к организации учебной деятельности является информатизация образования, основанная на внедрении инновационных технологий, ориентированных на оптимальное управление ходом учебного процесса во всех его проявлениях: аудиторная, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа учеников, учебно-методическое обеспечение предмета, составление расписания занятий, сбора и анализа информации об успеваемости учащихся и уровне преподавания.Мной была разработана модель организации учебной деятельности в гимназии с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса в целом.
В процессе разработки данной модели я использовал такие современные подходы как компетентностный, личностно ориентированный, модульно-рейтинговый, интерактивный которые в свою очередь характеризуются рядом определенных требований.
В мировой образовательной практике «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия. По словам А.Г. Каспржак, компетентность можно понимать как способность результативно действовать, достигать результата – эффективно решать проблему. Для этого необходимо: уметь анализировать ситуацию, преобразовывать её в проблему; уметь находить недостающие компоненты, способные помочь в решении данной проблемы; точно и своевременно ставить цели; уметь преобразовывать проблемы в задачи, рассматривая все возможные варианты решения; уметь решать проблемы не только теоретически, но и практически; уметь проводить анализ полученных результатов.
Как отмечают в своих работах ряд учёных, компетентностный подход в определении целей и содержания среднего образования не является совершенно новым, но при этом задаёт принципиально новую направленность образовательному процессу в школе. Ведущим направлением становится построение профессионального образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего умению находить эти знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные учебные ситуации.
Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования в образовательном процессе гимназии, затрагивающие преподавание, содержание, образование, образовательные технологии, связи среднего образования с другими уровнями профессионального образования. Целью такого образования становится формирование социально значимых качеств будущего выпускника как личности, способной к самоопределению и самообразованию, актуализации, формированию профессионально компетентного специалиста.
Реализация личностно ориентированного подхода позволяет развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а индивидуальные способности и склонности ученика, способствует развитию и саморазвитию личностных качеств будущих выпускников на основе общечеловеческих ценностей. Другими словами, подразумевается ориентация на обучение, воспитание и развитие определенных навыков учащихся с учетом их индивидуальных особенностей – возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей; ориентацию на разный уровень сложности программного материала; выделение групп обучающихся по знаниям, способностям; отношение к каждому молодому человеку как к индивидуальности.
Термин «модуль», придя в педагогику из информатики, обозначает конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам, обеспечивающую их гибкость и перестроение.
Модульно-рейтинговый подход - формирование и взаимное согласование содержательной части образовательных программ, разбитых для удобства на стандартные по времени освоения модули, что способствует гибкому реагированию на появление новых и перспективных знаний и научных направлений.
Принцип модульности предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. В рамках модульного обучения содержание образования представляется в законченных, самостоятельных модулях. При этом обучение предполагает возможность прохождения учебной программы согласно собственному выбору и направлению. Деятельность педагога в этом случае смещается от информационной и контрольно-оценочной к информационно-ориентирующей и консультативно-координирующей, что позволяет развить познавательную активность и организационные умения учащихся, обеспечить не только индивидуализацию обучения, но и развивает самостоятельность как сложное, интегральное качество личности. Это, в свою очередь, позволяет построить процесс усвоения учебного материала в основном на деятельности учеников, что в полной мере обеспечивает рефлексию, самоанализ, эффективное усвоение способов деятельности, обеспечивает гибкость и динамизм учебного процесса.
Интерактивное обучение, по словам Д.Н. Кавтарадзе, – «обучение, погруженное в общение». К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов, инсценировки, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социально-значимых задач.Интерактивный подход в обучении позволяет решать такие образовательные задачи, как: содействие более глубокому пониманию учебного материала; развитие навыков комплексного решения проблем; содействие установлению диалога между всеми участниками учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения (от сенсорного восприятия через навыки общения, конструктивную дискуссию, ролевые и имитационные игры – к жизненной практике).При разработке модели мы выделили следующие принципы:
принцип открытости, “открытая модель” предполагает: открытость образования будущему; интеграцию всех способов освоения молодым человеком мира; изменение роли педагога: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире;
принцип модульности, который взаимосвязан с принципом открытости и предусматривает создание учебного курса изучаемой дисциплины в виде набора самостоятельных элементов (модулей), а также позволяет организовать подготовку учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
принцип учёта стартового уровня образования - эффективное обучение требует определенного набора базовых предметных знаний, умений, навыков; кроме того, для продуктивного обучения школьник должен быть знаком с основами самостоятельного учебного труда, должен обладать определенными навыками обращения с компьютером и др. Поэтому должны быть предусмотрены так называемые «стартовые блоки» для учеников среднего звена с разным уровнем подготовки, реализация которых возможна посредством использования специальных подготовительных компьютерных программ;
принцип интерактивности – отражает закономерность не только контактов учащихся с учителем, но и учеников между собой, состоит в обеспечении обратной связи благодаря использованию средств информационных технологий обучения. Подразумевает не только информационную поддержку, но и обеспечивает гимназистовнтов умениями и навыками, позволяющими самостоятельно получать и обрабатывать необходимые сведения.
принцип индивидуализации – трактуется как организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учеников; предусматривает учёт в обучении таких важнейших характеристик индивидуальности учащихся, как индивидуальные, субъектные и личностные; формируется такая организация учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учеником;
принцип профессиональной направленности – является центральным звеном в формировании личности профессионала, синтезируя межпредметные связи между гуманитарными, фундаментальными, общепрофессиональными дисциплинами и обучением профессиональным практическим умениям и навыкам;
принцип гибкости и динамичности – определяет возможность работать в удобное для себя время в удобном месте. Этот принцип обеспечивает ученику выбор, создание и реализацию индивидуальной образовательной траектории образования или приобретения навыков и умений.
Составляющим этого принципа является принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для современного образования, позволяющих учащимся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении.
Требованиями, необходимыми для реализации цели данной модели, являются:
профессиональная компетентность и ориентация учителя на личностные достижения обучающихся;
активизации образовательного процесса (применение инновационных, развивающих образовательных технологий, активных форм обучения на основе сотрудничества и взаимопонимания);
личностная готовность у учащихся к постоянному саморазвитию; мотивации к овладению знаниями; сформированности саморефлексии.
Говорить о конкретном результате на данном этапе сложно. Но проводимые администрацией мониторинги свидетельствуют о росте учебной мотивации у детей, повышении мотивации педагогов к освоению новых технологий, о низком уровне тревожности учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую, об удовлетворённости обучающихся и их родителей результатами нашего общего труда.


МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦЕЛЬ: повышение эффективности и качества образовательного процесса

ЗАДАЧИ: формирование у учащихся мотивации к освоению основ учебной деятельности, навыков проектирования индивидуальной образовательной траектории; формирование способности и готовности проектировать индивидуальную образовательную траекторию.


ПРИНЦИПЫ: открытости, модульности, учёта стартового образования, интерактивности, индивидуализации, профессиональной направленности, гибкости и динамичности.

СОДЕРЖАНИЕ – включает базовую (инвариантную) и вариативную часть программы ФГОС (мотивационно-ориентационный; познавательный; операционно-действенный; оценочно-рефлексивный).

ПОДХОДЫ – компетентностный, личностно ориентированный, модульно-рейтинговый, интерактивный

МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.


СРЕДСТВА: компьютеры, локальные сети, учебные кинофильмы, видео- и аудиозаписи, приборы и приспособления для учебных экспериментов, графические средства (схемы, карты и т.п.).
ФОРМЫ: слайд - лекции; консультации; лабораторные и практические работы; самостоятельная работа; учебные конференции и др.


УСЛОВИЯ: профессиональная компетентность и ориентация педагога на личностные достижения обучающихся; активизации образовательного процесса (применение инновационных, развивающих образовательных технологий, активных форм обучения на основе сотрудничества и взаимопонимания); личностная готовность у учащихся к постоянному саморазвитию; мотивации к овладению знаниями; сформированности саморефлексии; профессиональная компетентность и ориентация учителя на личностные достижения обучающихся; активизации образовательного процесса (применение инновационных, развивающих образовательных технологий, активных форм обучения на основе сотрудничества и взаимопонимания);
личностная готовность у учащихся к постоянному саморазвитию; мотивации к овладению знаниями; сформированности саморефлексии
ПОКАЗАТЕЛИ – выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов; осознание необходимости овладеть умением проектировать индивидуальную образовательную траекторию и внутренняя убежденность в её эффективности в процессе приобретения профессиональных знаний, умений и навыков; готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей профессиональной компетенции; знание теоретико-технологических основ и понимание сущности проектирования индивидуальной образовательной траектории; знание особенностей работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики; умение формулировать образовательные цели и проектировать индивидуальную траекторию в оптимальной форме, выбирать приемлемые методы и формы проектирования индивидуальной траектории; ориентироваться в современной системе источников информации, осуществлять её проверку, селекцию и анализ; владение анализом и оценкой результатов собственной работы


КРИТЕРИИ: мотивационный, когнитивный, действенно-практический, рефлексивный
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

ПОКАЗАТЕЛИ: выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов; осознание необходимости овладеть умением проектировать индивидуальную образовательную траекторию; готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей компетентности; умение формулировать образовательные цели и проектировать индивидуальную траекторию в оптимальной форме, выбирать приемлемые методы и формы проектирования индивидуальной траектории; ориентироваться в современной системе источников информации, осуществлять её проверку, селекцию и анализ; владение анализом и оценкой результатов собственной работы.

РЕЗУЛЬТАТ: повышения эффективности и качества образовательного процесса