Доклад на тему Экспериментальная работа, как условие развития инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения».


Консультация для педагогов:
«Экспериментальная работа, как условие развития инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения».
Экспериментальная работа, как условие развития
инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения
 
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие образовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
 
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Процесс обновления образования, его модернизация организуется людьми, следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в какой мере организаторы данной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
 
На современном этапе развития России связь образования с наукой определяется как неразрывная, органическая. Модернизация дошкольного образования, развитие инновационного стиля мышления, совершенствование профессионализма педагогов невозможно без организации такой деятельности, которая бы решала проблемы отсутствия системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточности научно-методического обеспечения образовательных процессов, нормативно-правового обеспечения деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, защищало авторские права новаторов, стимулировало их деятельность. 
 Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. В то же время возможность их решения в той или иной мере предоставляется при условии работы педагогов дошкольного учреждения в режиме эксперимента, в рамках которого возможно решение задачи динамического развития содержания воспитательно-образовательного процесса, повышение его эффективности и качества.
 
Проблеме повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ за последние годы посвящен ряд научных исследований (К.Ю. Белая, Т.П. Колодяжная, Л.В. Поздняк, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков и др.), которые еще раз убеждают, что фактором развития образовательной системы является научные исследования.
 
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Ее преобразование и развитие в значительной степени определяются тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и в первую очередь – разработка и внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения новейших научно-педагогических достижений в области дошкольного образования.       Однако, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей разработке проблема актуализации экспериментальной, инновационной деятельности дошкольных учреждений как условие, обеспечивающее их развития. В этой связи особую значимость приобретает поиск путей модернизации образовательного процесса ДОУ, построение системы экспериментальной работы как фактора повышения педагогического мастерства и развития педагогической системы в целом.
 
Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОУ и выражающихся в их переходе на качественно новый этап.
 
Следовательно, модернизация непосредственного управления ДОУ наиболее эффективна при многообразии видов и технологий управляющей системы, обеспечивающей комплексное и всестороннее воздействие на образовательный процесс в ДОУ, непосредственно на профессиональную деятельность педагогов дошкольного учреждения.
 
Анализ педагогической практики показывает, что сегодня инновационный процесс в ДОУ характеризуется рядом проблем:
низким уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности,
преобладанием административно-командных методов управления, недостаточной гибкостью и динамичностью, нечувствительностью к сбоям и низкой прагматичностью,
неразвитостью горизонтальных связей, слабой дифференциацией уровней управления,
формальной включенностью педагогов в реальное управление учреждением, процесс принятия решения,
низкой интеграцией специалистов на межпредметной и междеятельностной основах,
отсутствием системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса и, в первую очередь, детей.
 
Экспериментальная деятельность ДОУ способствует преодолению этих барьеров, интегрирует на междеятельностной основе усилия администрации, воспитателей, специалистов, родителей.
 
Взаимодействие воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов дошкольного учреждения должно рассматриваться как необходимый компонент экспериментального процесса, обеспечивающий возможность комплексного подхода к подаче и усвоению материала дошкольниками, так как зачастую на практике присутствует не только недостаточный уровень интеграции педагогических работников ДОУ, но и непонимание отдельными педагогами целей взаимодействия друг с другом – «свою работу я делаю хорошо». 
В настоящее время сложился определенный заказ общества на модель личности и деятельности педагога дошкольного образования, которая бы учитывала как индивидуальные личностные, так и профессиональные качества каждого педагога, а так же специфику дошкольного учреждения, образовательной работы в ДОУ.
 
Следуя современным требованиям необходимо основываться на модель педагога, работающего в условиях эксперимента, которая представляет собой системное целостное образование личностных качеств педагога и его профессиональных умений и способствует повышению эффективности процесса взаимодействия педагогов, а, следовательно, и повышению качества образовательного процесса, перехода его на степень, отвечающую современным требованиям. 
Наиболее качественной является экспериментальная работа, в которой принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения и обязанности участников эксперимента распределяются согласно направлениям инновационной деятельности:
контроль за выполнением программы эксперимента и координация деятельности всех его участников.
Обеспечение научно-исследовательской и методической работы.
Кадровое обеспечение эксперимента.
Материально-техническое обеспечение эксперимента.
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Работа с социальными организациями.
Работа с документами (ведение отчетности, предоставление информации и отчетов о своей деятельности следующим образом. 
Эффективность экспериментальной работы обеспечивается должным уровнем самоконтроля педагогов. Наряду с картой профессиональной деятельности педагога необходимо использовать карту участия педагога в экспериментальной работе, в которой регулярно делаются отметки по теме экспериментальной деятельности:
Выступление на Педагогическом совете.
Работа в творческой группе.
Обобщение педагогического опыта.
Открытый просмотр.
Представление опыта в СМИ.
Участие в конференциях, семинарах, выставках.
 
Такая работа позволяет проследить во временном промежутке активность педагога.
 
Педагогической наукой инновационная деятельность определяется как комплексная, целенаправленная деятельность по созданию, внедрению и использованию новшеств.
 
Построение инновационной деятельности в условиях экспериментальной работы дошкольного учреждения должно происходить не хаотично, а быть спрогнозировано управленческим аппаратом, педагогическим коллективом и направлено на достижение конкретной цели: обеспечение развития инновационной деятельности педагогов ДОУ, и как повышение профессионального уровня педагогов.
 
Список литературы:
 
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
 
2. Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы // Управление ДОУ. – 2005. - № 5. – с. 24.
 
3. Лебедева С.С. Косарева Л.К. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. - № 1. – с. 23.