Повышение квалификации педагогов в условиях конкурсов профессионального мастерства

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Амосова Вероника Геннадьевна МБОУ ДПО «Научно - методический центр» Ленинск-Кузнецкий городской округ
Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Среди форм, получивших признание в педагогическом сообществе Ленинск-Кузнецкого городского округа, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства: «Учитель года», «Лесенка успеха», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», «Воспитать человека», «Педагог-психолог» - конкурсы, каждый из которых, безусловно, специфичен, но вместе с тем универсален по типу психолого-педагогических задач, задач профессионального развития. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе, повысить свой профессиональный уровень.  
Конкурс профессионального мастерства выполняет разнообразные функции. Мы рассматриваем конкурс как способ обобщения наработанного педагогом практического опыта и одновременно как форму повышения квалификации[1].
Конкурсное пространство наполнено различного рода трудностями: погружение в ситуацию оценивания, сравнения, критики, четко установленной регламентации, что требует от человека гибкости, ответственности, высокой работоспособности, самоорганизации, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Не каждый конкурсант может самостоятельно с этим справиться. Во время испытания многие конкурсанты переживают стресс, длительно пребывают в состоянии волнения и тревоги. Появляются участники, психологически не готовые принять «поражение», им трудно мобилизоваться и конструктивно действовать далее. Разочарование, неоправданные надежды зачастую приводят в дальнейшем к снижению самооценки педагогов в профессиональной и личностной сфере.
Для того чтобы конкурс стал средством повышения квалификации педагогов, в нашем муниципалитете на протяжении многих лет проводятся семинары-тренинги, состоящие из 3-х блоков:
I блок - научно – методическое сопровождение конкурсантов на всех этапах конкурса, где отрабатываются навыки педагогов в написании программ, научных докладов, оформления конкурсных работ, эссе, анализа и самоанализа урока;
II блок - социально – педагогическое сопровождение направлено на ориентацию конкурсанта на продуктивность собственной деятельности в условиях конкурса, побуждение конкурсанта к рефлексивно – оценочному анализу себя и своих профессиональных действий;
III блок - психологическое сопровождение участников конкурса, целью которого является формирование психологических компетенций, необходимых для участия в конкурсе.
Для эмоционально-психологической поддержки и усвоения навыков адекватного реагирования на трудности профессионального развития в условиях конкурсных испытаний используются такие формы работы [2]: тренинг-презентация «Визитная карточка», тренинг актерского мастерства, ролевые игры «Педагогические ситуации», мини лекции «Искусство устного и публичного выступления», «Защитные реакции», дискуссия «По ту сторону конкурса», имитационный тренинг «Коммуникация», адаптационный тренинг «Педагогическая позиция» (конкретизация целей и согласование задач, структурирование опыта, прогнозирование и планирование новых проектов, рефлексия и так далее).
В программу семинара-тренинга также включаются упражнения на групповое сплочение, развитие навыков самопрезентации, саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием, осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний, упражнения на дыхание и голос. Особенно значимым этапом работы тренинга, по мнению многих участников, является тренировка навыков публичного выступления и уверенного поведения на сцене.
В результате работы на семинарах - тренингах были определены основные критерии готовности учителя к конкурсным испытаниям [1], а именно профессиональная мобильность, проявляющаяся в умении ориентироваться в незнакомой обстановке, работать с незнакомым коллективом; пластичность, гибкость профессионального мышления; способность принятия оптимального решения в экстремальной ситуации конкурса; адекватная самооценка; умение принять ответственность на себя; способность к риску и импровизации.
Таким образом, реализуемая в муниципалитете система подготовки к проведению профессиональных конкурсов позволяет педагогу повышать педагогическое мастерство, удовлетворять свою потребность в признании и принятии.

Литература:
Чеснокова Г. С. Развивающий потенциал конкурсов профессионального мастерства // Сибирский учитель – 2007. – №  2. (Интернет версия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Д. Якушева. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
15