Устная речь. Тема: Февраль-месяц метелей и вьюг.


Устная речь.
Тема: Февраль-месяц метелей и вьюг.
Цель: Формирование умений составлять текст- рассуждение.
Задачи урока:
1. Обобщить результаты наблюдений за зимними месяцами.
Познакомить детей с особым положением февраля в годовом круге.
2. Коррекция слухового восприятия на основе выполнения заданий.
3. Воспитание мотивации к уроку.
Оборудование: цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Ребята, послушайте, пожалуйста, прогноз погоды в стихах:
На дворе карусель —То метель,То капель,То мороз,То опятьНадо шубу снимать.
На дворе карусель —То январь,То апрель.Никуда не пойдешь,А пойдешь —Пропадешь.
Лучше дома сидеть,Из окошка глядеть.
В. Степанов
Учитель:  К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз?
Ученик: Такой прогноз подходит к февралю.
Учитель: Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим и обозначим корень в словах „межень“, „межа“, „между“ и попробуем объяснить значение слов „межень“ и „межа“.
(Учитель пишет слова на доске, опрашивает детей, затем один из учеников выполняет задание на доске.)
Учитель: Отгадайте загадку. Меж двух светил я в средине один. Какая отгадка подходит к этой загадке.
Ученик: Это нос.
 Учитель: Вот мы и отгадали загадку - нос. Нашли слово „меж“. Но как это связано с февралем и февральской погодой?
II. Введение в тему.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Февраль – месяц метелей и вьюг»
Учитель: А каково место февраля среди зимних месяцев?
Ученик: Февраль – последний месяц зимы.
Учитель: Какое место по порядку занимает месяц февраль в современном календаре?
Учитель: Февраль – второй месяц года.
Учитель: Да, вы совершенно правы: февраль — последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря.
Учитель: Сейчас образуем слова по образцу.
Вьюга- вьюжный;
Снег- снежный:
Февраль- февральский;
Зима- зимний.
Учитель: Следующее задание.
Подбери слова, описывающие состояние человека в февральскую погоду.
Ученик: грустно, холодно, тревожно, беспокойно.
III. Обобщение и систематизация результатов наблюдений за зимний период.
Тезис: В этом году зима началась рано.
Доказательство: Рано, т.к. снег выпал уже в ноябре;
Температура воздуха была низкой.
Тезис: Погода стояла морозная.
Доказательство: В течение января – февраля температура
Была ниже -15.
Тезис. Зима была снежная.
Доказательство: В декабре, январе, феврале постоянно шёл
снег; 60 дней за зиму; 10 дней был
сильный снегопад. Зима была холодной и
IV.Физкультминутка.
Свободные танцевальные движения под масленичную музыку.
Тин-тинка,Подай блинка,Оладышка- прибавышка,Масляный кусок!Тетушка, не скупися,Масляным кусочком поделися!
      Класс делится на две группы. Сначала одна группа обращается со словами песенки к другой группе. Поющие пританцовывают под песенку. «Хозяева» изображают движениями, как они открывают двери, кланяются гостям и благодарят их за песенку блинами и оладьями. Затем группы меняются ролями.
V. Беседа о празднике « Масленице»
Учитель: Каким веселым праздником во многих уголках России принято провожать зиму?
Ученик: Это масленица.
Учитель: Какие вы знаете масленичные традиции?
Ученик: В эти дни пекут блины, провожают зиму.
Учитель: От какого слова происходит название этого праздника?
Ученик: Слово образовано от масла.
Учитель: Кто знает пословицы о Масленице?
Учитель: Не все коту масленица, придет и Великий пост?
Учитель: Мы знаем песенку о блинах, которые пекут на праздник. Давайте ее вместе споем:
Мы давно блинов не ели,Мы блиночков захотели!Ох, блины, блины, блины,Вы блиночки мои!»
Учитель: Зиму проводили Масленицей. Но ведь февраль — встреча весны с зимой.
Учитель: Когда же по народному обычаю первая встреча весны?
Ученик: В самой середине месяца, 15 февраля.      
 Учитель: Можем ли мы сказать в конце нашего занятия, что февраль — особый зимний месяц? В чем его особенность? Какой один из самых любимых в России зимне-весенних праздников?
VI. Итог урока.
Учитель: Вот мы с вами и сделали вывод из нашего занятия: февраль — особый зимний месяц. И праздники в эту пору у разных народов особые, зимне-весенние. В России один из любимых — Масленица.