«Профессиональная компетентность как средство повышения эффективности образовательных услуг ДОУ»


Тема: «Профессиональная компетентность как средство повышения эффективности образовательных услуг ДОУ»

Старший воспитатель МБДОУ № 51 «Подсолнушек»
Томилова В.В.
г. Йошкар-Ола
«Профессиональная компетентность как средство повышения эффективности образовательных услуг ДОУ»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования профессиональная компетентность педагога является одним из главных условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время наш детский сад работает по образовательной программе, созданной на основе основной образовательной программы дошкольного образования  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. –  3-е изд., 2015 год, в которой чётко прописаны кадровые условия её реализации: непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников Организации.
Исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности педагога включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию. По мнению многих психологов, основы профкомпетенции закладываются с рождением ребенка и определяются нейродинамическими качествами индивида. По их мнению, именно правильный выбор профессии лежит в основе гармоничной самореализации и обусловливает исключение внутренних конфликтов между ожиданиями и возможностями человека. Несмотря на то, что в целом, применительно ко всем профессиям, с данным утверждением можно поспорить, оно кажется весьма верным в отношении выбора профессии воспитателя детского сада. Воспитателем надо родиться.
Понятие педагогической (профессиональной) компетентности можно рассматриваеть как педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогические умения. Педагогическая компетентность предполагает владение знаниями, развитыми умениями и профессионально значимыми личностными качествами, которые в педагогическом мастерстве доведены до высокого и постоянно совершенствуемого искусства. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. 
Так что же такое профессиональная компетентность?
- это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности,
-это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда,
- это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов в детском саду выстроена система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов. Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала. Отсюда, цель методической работы в ДОО по данной проблеме в данный исторический момент может быть сформулирована следующим образом:
- повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Данная система является элементом постдипломного педагогического образования и направлена на:
- включение педагогов в экспериментальную и инновационную деятельность и осознание её необходимости;
- информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;
- создание условий для непрерывного развития и саморазвития педагогов.
Система методической работы в МБДОУ выстраивается в трех направлениях: 
По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя. Для этого разрабатываются индивидуальные планы повышения квалификации, аттестации педагогов.
По отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении методическая работа направлена на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. 
По отношению к  системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики в свою работу. 
Методическая работа включает:
методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и
методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога–практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества и эффективности образовательных услуг. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога. Изучая новые современные тенденции, направления в образовании, стремясь идти в ногу со временем воспитатель оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития. Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива. А методическая служба обеспечивает условия для такого саморазвития педагогов.
А как оценить уровень профессиональной компетентности?
Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что вопрос оценки профессиональной компетентности является на сегодняшний день неясным, так как непонятно каким образом определить уровень профессиональной компетентности. Возникла необходимость создать свои критерии внутри дошкольного учреждения. Для определения уровней профессиональной компетентности используем такие средства как наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, самоанализ. Оценку результативности профессиональной компетентности педагогов проводили по следующим показателям:
Чёткость в организации профессиональной деятельности.
Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
Информационная обеспеченность каждого направления работы.
Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.
По результатам мониторинга составляется сводная карта оценки уровней профессиональной компетентности и профессионально-значимых качеств педагогов. Каждый критерий оценивался определённым количеством баллов: от 0 до 5.
По окончании мониторинга можно вывести уровень компетентности каждого педагога: низкий, средний или высокий. В нашем ДОУ были получены следующие данные: педагогов с высоким уровнем компетентности 66%, со средним – 34%, с низким - нет. Мы считаем, что такой хороший результат достигнут, во-первых пресловутой кадровой оптимизацией (как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло), при переходе на систему работы «три воспитателя на две группы», из коллектива ушли педагоги с более низким уровнем компетентности, а остались стажисты, грамотные педагоги, о которых с уверенностью могу сказать, что каждый может работать на доверии. У нас нет ни одного педагога без категории: 58% педагогов с высшей категорией и 42 % с первой. В соответствии с требованием стандарта дошкольного образования прошли курсы повышения квалификации в этом году – 7 педагогов, один педагог прошёл заочное обучение и получил диплом переподготовки по специальности «Дошкольное образование» и ещё один воспитатель со специальностью учитель начальных классов с сентября месяца пойдет на переподготовку дошкольного образования. Каждый педагог работает над самообразованием, участвуют в профессиональных конкурсах, делится своим опытом работы и одновременно перенимает интересные педагогические идеи у своих коллег, участвуя в работе конференций на всех уровнях. Все педагоги обладают необходимыми теоретическими знаниями, увлечены своей профессией, добросовестно относятся к своей педагогической деятельности.
Но, в то же время, выявились и проблемные зоны: некоторые педагоги испытывают трудности в организации деятельности родителей, включении их в педагогический процесс (организаторские умения), у некоторых педагогов есть трудности в использовании современных форм, методов и средств обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата (проектировочные умения). Есть воспитатели, которые ещё побаиваются компьютера, это люди старшего поколения. Таким образом, мы признаём, что есть ещё над чем работать. Нет предела совершенству.
Конечно, не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но постоянная работа над своим развитием – необходимое условие для достижения педагогом профессионального мастерства.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в реализации образовательных услуг ДОУ.
 ЛИТЕРАТУРА
1.Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 24 – 31.
2.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008.
3.Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 
4.Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 15 – 21.
5.Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14.