Конспект урока по литературе на тему «…Он рожден был для иного назначения…» по роману А.С.Пушкина (6 класс) «Дубровский»


Тема урока: «…Он рожден был для иного назначения…» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Цели урока.
Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, является ли деяние преступлением; показать неотвратимость ответственности за совершенные правонарушения, активизация познавательной деятельности.
Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового,.Воспитательные: воспитание духовно-нравственной личности, умения общаться.
Задачи урока: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, ответственному отношению к собственному слову и поступкам, разъяснить опасность некоторых поступков, показать неотвратимость наказания за их совершение.
Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями
Методы: проблемный, исследовательский.
Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, слово учителя, проблемная ситуация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: сформировать у учащихся мотивированное отношение к изучаемому вопросу, актуализировать изучаемый материал.
Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо известно. Вы с детства привыкаете к его сказкам. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят самые лучшие чувства в душе человека.
Просмотр буктрейлера «А.С.Пушкин. «Дубровский».
Во время просмотра видеоряда в класс входит Дубровский и произносит речь. «Я –Владимир Дубровский. Но кто я: благородный разбойник, жестокий мститель или жертва беззакония? Я рождён был для иного назначения»
Слово учителя:
Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.
В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием. Но судьба главного героя –Владимира Дубровского- волнует Пушкина до глубины души. Вместе с ним он переживает горесть утраты отца, под видом француза Дефоржа проникает в дом Троекурова, влюбляется в Машу и мстит своим недругам за поруганную родовую честь.
Не много ли испытаний взвалил на плечи одного героя автор?
Для чего все эти перевоплощения?
Кто и что изменило судьбу главного героя?
На эти и другие вопросы вы ответите на сегодняшнем уроке.
Учитель объявляет тему и цели урока
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока: «…Он рожден был для иного назначения…»
Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака:
“ К сожаленью, благородство чувств
не всегда сопровождается благородством действий”,
к которому мы возвратимся в ходе урока.
Ситуация успеха
К сегодняшней встрече вы все серьёзно готовились. И чтобы проверить ваши знания, я заготовила вам много интересных испытаний. Лучших знатоков произведения А.С.Пушкина ждут призы и подарки, а также звания в номинациях:
«Знаток теории литературы», «Вдумчивый читатель», «Умник и умница», «Лучший рассказчик».
Слово учителя Какой вопрос прозвучал из уст Владимира Дубровского при нашей встрече с ним в начале урока? Кто я: благородный разбойник, жестокий мститель или жертва беззакония?
Давайте запишем его в нашу тетрадь и попробуем на протяжении урока на него ответить. Подчеркните свой ответ волнистой линией.
Работа над содержанием романа
Первое испытание и номинация «Знатоки теории литературы»
Работа в парах
Назовите 6 признаков романа. Что такое роман?
(воспользуйтесь карточками и нужное назовите)
Роман это: прозаическое произведение, большой по объёму, малый по объёму, охватывает много событий, охватывает мало событий, имеет одну сюжетную линию, имеет несколько сюжетных линий, имеет сложное строение: делится на части и главы, построен очень просто, имеет всего несколько глав, охватывает обширный круг жизненных явлений, в котором раскрываются судьбы его героев
(6 признаков)
Второе испытание. Теперь каждый сам за себя.
Номинация «Вдумчивый читатель»
Дома вы должны были прочитать роман «Дубровский». И сейчас я проверю, насколько хорошо вы усвоили его содержание.
Литературный диктант. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом
Название деревни Дубровских.
В каком звании Андрей Гаврилович Дубровский ушёл в отставку?
Сколько лет Владимир Дубровский не был дома?
Деревня Кирилла Петровича Троекурова называлась …
Сколько лет отроду главному герою романа?
Назовите фамилию помощника судьи, заседателя …
Няню Владимира звали, полный ответ
Где и в котором часу Дубровский назначил свидание Марии
Кому из помещиков Дубровский вернул деньги и почему?
Сколько денег заплатил герой французу Дефоржу за его документы?
Взаимопроверка в парах
Ответы:
Кистенёвка
Отставной поручик гвардии
12
Покровское
23
ШабашкинАрина Егоровна БузырёваВ 7 вечера в беседке у пруда
Помещице Анне Савишне Глобовой, её сын был офицером.
10000 рублей
Оценивание:
Все ответы написаны правильно – 5 баллов
1-3 неправильно – 4 балла
4- 6 – 3 балла
6-8 - 2 балла
По страницам романа
В процессе работы над повестью А.С.Пушкина «Дубровский» мы выяснили, кто такие А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров и как складывались отношения между ними. Долгое « согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским, нарушено ссорой».
Каковы последствия этой ссоры?
Каковы же были последствия ссоры двух старых друзей?
( Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума и умирает.)Ответы детей
Троекуров Кирила Петрович
Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие. Славился богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)Андрей Гаврилович Дубровский
Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.
Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.
Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём — “беден и независим”.)Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.
Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона.
Каким мы видим Владимира Дубровского в начале романа?
Как он относится к отцу, няне, слугам? (найдите отрывок в произведении)
“Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”
За поступки отцов дети не отвечают?
Какие обстоятельства заставили В.Дубровского под видом француза проникнуть в дом Троекурова?
Почему Владимир не отомстил Кириллу Петровичу за смерть отца, не сжёг его поместье? (был влюблён в его дочь Марию)
Ради любви к Маше Троекуровой, т. е. человеческие качества в Дубровском победили ненависть к Троекурову
- Как ведёт себя новоиспечённый француз в доме врага?
В доме Троекурова Дубровский вел себя смело, он не испугался медведя и застрелил его. Дубровский объясняет, почему при нем пистолет: «..потому что не намерен терпеть обиду, за которую , по моему званию, не могу потребовать удовлетворения». Таким образом, мы понимаем, что Дефорж был обязан терпеть прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении. По всему видно, что автор любуется своим героем, гордится его поступком.
- Почему Владимир опоздал на помощь Марии и не спас её от брака с князем Верейским?
- Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?
(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)
-  Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.
Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.
Физкультминутка.
Упражнение «Звуки осени»
Подул ветер – сильно трём ладошки
Шуршат листья – гладим руками по одежде
Идёт дождь – стучим но коленкам
Групповая работа
Составьте словесный портрет от имени героя. Запишите его главные человеческие качества в данном образе.
«Я –ассоциация»
3 варианта судьбы Дубровского
Расточительный и честолюбивый гвардейский офицер
Скромный и мужественный Дефорж
Грозный, честный и благородный разбойник
Ответы детей.
Пришло время ответить на проблемный вопрос:
Кто же он – Владимир Дубровский- благородный разбойник, жестокий мститель или жертва беззакония?
Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.
- Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?
Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.
Благородный –
Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
Исключительный по своим качествам, изяществу.
Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).
Разбойник –
Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).
И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”
Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?
А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
В качестве примера предлагаю синквейн о Мари Троекуровой.
Мария
Впечатлительная кроткая
мечтает страдает покоряется
увлекается чтением французских романов
любовь
Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.
Дубровский;
Храбрый, честный;
Защищает, мстит, любит;
Стремится быть справедливым;
Благородство.
Ребята зачитывают свои работы.
Выводы
Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты главного героя и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло.
К сожалению, какими бы целями не руководствовался наш герой, он все равно остается разбойником. Он быстро прославился своим странным поведением: никого не убивал, а грабил только богатых. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, но хочу подчеркнуть - способами, не запрещенными законом. А за нарушение закона неотвратимо следует наказание. В жизни не бывает все гладко и благозвучно. Самое главное в такой ситуации – вовремя остановиться, осознать свою ошибку, найти способ исправить её.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.
Разбойником Дубровский стал в силу сложившихся обстоятельств. Хотя при других условиях, он мог бы принести большую пользу Родине и послужить на благо Отечества.
На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.
Рефлексия
Какой вид деятельности на уроке был самым интересным?
Какое из заданий было сложным?
Понравилось ли вам работать в группах?
Выставление оценок
Домашнее задание
Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. Известно, что существуют варианты продолжения романа: князь Верейский умирает, оставив Марью Кирилловну вдовой. Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.
Дома пофантазируйте!Воспользовавшись пушкинской подсказкой, допишите его вариант финала или придумайте свой.
Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Напишите продолжение романа по одной или нескольким сюжетным линиям.