Использование возможностей информационных технологий при обучении русскому языку и литературе в общеобразовательной школе


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.А. КурочкоРоссия, г. Москва, государственное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 1636 «НИКА»
В данной статье автор указывает на роль информационных технологий в управлении качеством образовательного процесса при обучении русскому языку и литературе. Отмечает, что внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес обучающихся к предмету, развивать творческое мышление, навыки самообразования.
In this article, the author points to the role of information technology in quality management of educational process in teaching Russian language and literature. Notes that the introduction of computer technology in the classroom can improve students ' interest in the subject, to develop creative thinking skills of self-education.
Ключевые слова: информационные технологии; формы, методы, приемы обучения; самообразование; повышение интереса к предмету; результаты обучения.
Keywords: information technology; forms, methods of learning; self-education; the increasing interest in the subject; learning outcomes.
XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес обучающихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому при составлении домашнего задания учителя русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 1636 «НИКА» стараются найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Учителя русского языка и литературы нашей гимназии особенно осторожно относятся к применению новых информационных технологий на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Но все-таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Огромную роль в изучении литературы играет развитие у обучающихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку литературы, учитель может успешно реализовать творческие способности обучающихся.
Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.
Для того чтобы обучающиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество как на уроке, так и за его пределами. Для этого необходимо создать ряд условий:
- Организовать занятие так, чтобы обучающиеся могли преодолевать ряд трудностей;
- Организовать занятия, при которых детям приходится использовать свои жизненные наблюдения;
- Самостоятельная работа обучающихся;
- В развитии творчества существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе.
С помощью каких средств и методов можно сделать обучение увлекательным?
Методы и приемы использования информационных технологий на уроках литературы
Снимаем фильм
Еще в 20-е годы учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот приём снова привлёк внимание, так как создание киносценария — это своеобразное изучение текста, в ходе которого обучающиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъёмки. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут.
Создание фотогалереи
Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг — фотопортрет. Работа выполняется группами по 5—6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности.
Создание слайдов
С помощью программы PowerPoint учителя и ученики старших классов создают слайды для объяснения новой темы (т. е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание обучающихся не только через слух, но и зрительно.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.
Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок-представление.  
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит выбранному ученику-консультанту. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.
На уроках литературы подробно изучается одно-два произведения писателя, а хочется, чтобы круг чтения обучающихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа  (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его. Общая логика работы учителя, направленной на освоение обучающимися содержания, создания   презентации может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку:
1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить деятельность по его получению.
2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и содержанием деятельности обучающихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.
3 этап: вне рамок создания презентации – консультации учителя по работам в MS PowerPoint, необходимые для реализации проектов обучающихся.
В рамках основной школы можно не ставить возрастные ограничения для реализации данного проекта. Следует только порекомендовать учителю работу с экраном, отображающим необходимый минимум панелей инструментов, при реализации презентаций в 5-6 классе (обилие мелких значков тем более способствует снижению концентрации внимания обучающихся, чем младше их возраст) и отбирать материалы соответствующего объема и содержания.
Прогнозируемые результаты обучения
Обчающиеся освоят навыки:
- создания и редактирования электронных презентаций;
- отбора и размещения на слайде материала для электронной презентации;
- демонстрации электронной презентации, иллюстрирующей публичное   выступление.
Обчающиеся получат опыт:
- отбора материала для презентации по теме своего проекта;
- использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для      решения своих задач;
- создания презентации в программе MS PowerPoint.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении индивидуальных и групповых заданий на основе оценки промежуточных продуктов деятельности обучающихся. Контроль по итогам создания презентаций осуществляется на основании анализа конечного продукта. Показателем успешного усвоения программы по созданию презентаций станет проявление умений в рамках проектной деятельности обучающихся.
Выполняя “творческое оформление” темы по русскому языку, литературе, ребята могут   показать глубину и осознанность материала. В этом им помогут мультимедиа-технологии. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, продемонстрируют,  как ребенок видит и слышит тему.
В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Но все же приступая к созданию презентации, необходимо представлять:
каковы цели, которые Вы хотите достичь в результате показа данной презентации;
какие задачи Вам предстоит решать в ходе Вашего выступления;
какова аудитория, перед которой Вам предстоит выступать;
какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать;
в каких технических условиях она будет демонстрироваться.
Условия демонстрации
Прежде всего, необходимо решить – в каких условиях будет использоваться Ваш материал. Можно выделить 3 ситуации:
1. Проецирование слайдов на большой экран. Обчающиеся следят за показом со своих мест.
2. Обучающиеся во время выступления учителя видят на своих компьютерах презентацию. Учитель даете пояснения (неважно, с помощью большого экрана или используя свой собственный компьютер). При этом он управляете показом словами, говоря: следующий слайд, на следующем слайде и т.д.
3. Ребята самостоятельно знакомятся с Вашей презентацией (без комментариев учителя и без его присутствия).
В итоге следует отметить, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными на различных этапах урока - освоение нового материала, закрепление и обобщение, творческие и контрольные работы.