Учебное пособие по спецрисунку на тему Материалы, оборудование и их применение в спецрисунке по профессии 29.01. 08 Оператор швейного оборудования


Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 232
Среднее профессиональное образование
(ФКП образовательное учреждение № 232)


МАТЕИРАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИХ
ПРИМЕНЕНИЕ В СПЕЦРИСУНКЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Конспект лекций
Дисциплина «Спецрисунок»
Копейск
2016
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Метод. комиссии директор ФКПОУ № 232 протокол №____,
«____»___________2016г. __________Михненко.В.И.

Рекомендовано методической комиссией, протокол № 1
от «__»_________2016г. по профессии среднего профессионального образования 29.01.08 «Оператор швейного оборудования»
Соответствует:
1.государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 29.01.08 «Оператор швейного оборудования»
2. рабочей программе дисциплины «Спецрисунок»
Разработал: Муратова Л.В., преподаватель ФКП образовательного учреждения № 232
Рецензент: Иванова О.В., зам. директора ФКП образовательного учреждения № 232

Содержание
1 Введение. 4
2 Конспект лекций 5
2.1 Значение рисования для развития художественного вкуса 5
2.2 Восприятие пространства 6
2.3 Материалы, применяемые в рисунке 8
2.4 Понятие о линиях и их характеристика 14
3 Заключение 16
4 Контроль знаний 17
5 Список литературы 19
1 ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по дисциплине «Спецрисунок» тема: «Материалы, оборудование и их применение в Спецрисунке используется, как наглядный и раздаточный материал и может быть использовано для создания электронного пособия по дисциплине «Спецрисунок» по профессии 29.01.08 Оператор швейного оборудования.
Цель создания учебного пособия:
повышение качества образования обучающихся
внедрение в учебный процесс современных обучающих и информационных технологий.
распространение передового педагогического опыта.
В результате использования учебного пособия по дисциплине «Спецрисунок», обучающийся должен уметь:
- выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов;
- выполнять линейно-конструктивный рисунок; геометрических тел, предметов быта и фигуры человека;
знать:
- принципы перспективного построения геометрических форм;
- основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приемы черно-белой графики;
-
2 КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
2.1 Значение рисования для развития художественного вкуса
Дисциплина «Спецрисунок» рассматривает основы рисунка, живописи, композиции. Большое внимание уделяется рисованию фигуры человека, а также рисованию моделей одежды на фигуре с использованием пропорциональных схем. Значительное место отводится специальной художественной графике. Особенность «Спецрисунка» заключается в изложении изобразительной грамоты с учетом подготовки специалистов.
Одной из важнейших областей духовной жизни человечества является искусство, которое в художественных образах отражает разные стороны человека и его бытия.
Понимание изобразительного искусства доступно каждому, но особенно оно открывается тем, кто творит сам: человек по-новому начинает воспринимать окружающий мир, замечать прекрасное в том, что раньше казалось обыденным.
Умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, творчески мыслить очень важно специалистам, работающим в легкой промышленности, так как каждый из них в своей области причастен к созданию костюма, являющегося частью окружающей человека предметной среды.
Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальности. Костюм – это результат коллективного творчества художника, модельера-конструктора, технолога, экономиста, социолога, закройщика, портного. Каждая профессия решает свои задачи и предполагает определенный уровень профессиональной подготовки.
Обучение спецрисунку решает задачи общепрофессиональной подготовки обучающихся по профессии 29.01.08 «Оператор швейного оборудования». Овладение изобразительной грамотой и основами художественной графики необходимо специалистам в их практической деятельности.
2.2 Восприятие пространства
Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение. (Рис. 1)
В восприятии пространства различают:
1) восприятие протяженных свойств предметов - их формы, величины, объема;
2) восприятие расстояния между предметами - их положения или места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя (глубинное зрение).
Восприятие величины и формы предметов. Восприятие величины и формы предметов является сложным процессом, в котором непосредственные зрительные ощущения органически связываются с мышечно-двигательными и осязательными представлениями, оставшимися от прежнего опыта.
Основой этого восприятия являются величина и форма объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Однако одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов. Об этом свидетельствуют случаи излечения слепых от рождения.
Восприятие объемности предметов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При таком видении получаются два изображения на сетчатках одного и другого глаза. Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его более с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза больше отражается правая сторона предмета. В этом легко убедиться, если рассматривать поочередно правым и левым глазом какой-нибудь объемный предмет (например, книгу), находящийся на расстоянии 30—40 см от глаза. При одновременном видении этого предмета двумя глазами, соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета. (Рис.2)
Восприятие глубины. Восприятие глубины связано с оценкой близости или удаленности предметов. (Рис. 1)
Воздушная перспектива. Свет, отражаемый предметами, в известной степени поглощается воздухом. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого предмета, тем большее количество отражаемых им лучей света поглощается воздухом, вследствие чего отдаленные предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе.
Величина и расположение отбрасываемых предметами теней. У близких предметов эти тени имеют более резкий и определенный характер, у отдаленных они почти незаметны.
Геометрическая перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображения на сетчатке глаза уменьшаются в своей величине. Поэтому большие по размерам предметы воспринимаются как находящиеся ближе, чем аналогичные предметы меньшей величины. Из двух деревьев одной породы, удаленных от нас на большое расстояние, большее по размерам мы будем воспринимать как более близкое. При этом имеет значение и то, что относительная разница в величине предметов при их отдалении сохраняется. Поэтому, если изображения человека и дерева на сетчатке глаза будут одинаковой величины, мы воспринимаем человека как находящегося ближе дерева.

Рис.1 Восприятие пространства

Рис.2 Восприятие объемности предметов.
2.3 Материалы, применяемые в рисунке
Материалы, применяемые в рисунке:
Карандаши
Краски
Бумага
Мольберты
Доски
Мелки
Ластик
Предметы для рисунка
Карандаш нужно держать так, чтобы движения руки не были стеснены. В начале работы его нужно держать дальше от отточенной части. Это даст возможность делать быстрые и длинные штрихи, необходимые в начальной стадии выполнения рисунка, а также позволит все время видеть поле изображения. По мере работы над рисунком к моменту окончания и уточнения форм изображаемых предметов карандаш в руке передвигают так, чтобы его отточенная часть была ближе к пальцам. Так вырабатывается твердость руки для проведения точных штрихов и проработки мелких деталей.
Работать карандашом удобно и просто. Рисунки, выполненные карандашом, хорошо сохраняются. Эти качества ставят карандаш на первое место среди других материалов, как наиболее подходящий для начинающих учиться рисовать. Различная твердость графита карандашей позволяет рисунку служить, для различных целей варьировать их выбор. Для набросков, например, предпочтительнее карандаш с мягким графитом (4М-6М), дающим сочную по тону линию. Карандаш с более твердым графитом (ТМ, М, 2М) позволяет в «длительных рисунках» добиваться более тонкой и точной передачи формы и светотени (карандашные тоновые рисунки Рис. 3).

Рис.3 Карандашные тоновые рисунки
Карандаши цветные имеют толстые стержни, в составе которых есть  жировые частицы. При усилении нажима на карандаш стержни начинают крошится и ломаться. На нанесенный один слой цветного карандаша на бумагу практически невозможно нанести другие слои, потому что первый слой прочно соединяется с бумагой, по этой же причине плохо удаляется резинкой. Совет - как лучше выбирать цветные карандаши? Чем лучше карандаши по качеству,  тем легче их затачивать, дерево мягче, и тем меньше крошатся стержни при заточке и нажиме на бумагу. При нанесении цвета на бумагу цветными карандашами, хорошие цветные карандаши должны оставлять яркий, жирный след, при не сильном нажиме.
Сангина (см. Рис. 4 - кликабельно)

Мягкий коричневый, красный или коричнево – красный,  чаще всего минеральный, карандаш без оправы, используемый в рисунке, или изготовленный искусственно из глинистых веществ, которые дополнительно окрашивают оксидами железа.  Все рисующие  материалы коричневатых оттенков (сангина, соус, сепия) чаще всего берут для рисования человеческого тела, хотя ими также рисуют натюрморты, пейзажи и животных. Все материалы которые осыпаются: сангина, уголь, сепия, пастель,  соус, желательно закреплять.  Делают это  специальным покрытием – фиксатором – пульверизатором. Хранить работы лучше под стеклом.
Уголь для рисования выпускается обычно стержнем, длиной 10-12 см, диаметром 5-8мм. Материал этот  очень ломкий и мягкий, быстро крошится, плохо соединяется с бумагой и быстро осыпается. Преимущество угля в том,  что он оставляет глубокий чёрный след, который хорошо видно на расстоянии. Он легко смахивается тряпкой или убирается ластиком. Им можно выполнять любую штриховку и тушёвку и рисовать разнообразные линии. Работают им прикладывая уголь к бумаге как концом, так и плашмя.
Есть два вида угольных карандашей, оба в деревянной оправе и выглядят как обычный карандаш. Отличие в том, что в одном вместо стержня стоит обычный уголь, а в другом - уголь с добавлением графита, легко точатся и оставляют глубокий тёмный след.
Рис.5
Сепия (лат. sepia, от греч. sep?a — каракатица): используют для создания рисунков, выпускают в виде стержня красноватого цвета. Раньше изготавливали её из выделений железы животного называемого сепия, или морской моллюск - каракатица, сейчас же она производится   искусственно. В идеале, данный материал  должен быть устойчив к действию солнца и воздуха.
Пастель ( фр. Pastel, с итал. Pastelоо, уменьшительное от паста – тесто) – мягкий цветной стержень, изготовленный из прессованных, измельчённых в порошок, красок с добавлением отбеливающих или соединительных веществ: мела, клея и пр. Пастель наносится на бумагу и картон. Представляет собой толстые стерженьки лежащие в коробке разного цвета, на вид, как цветные мелки. Пастель имеет схожие свойства с углём: она плохо соединяется с бумагой и осыпается. Работают этим материалом на шероховатой поверхности, используя возможности пастели: её растушёвывают пальцем, кусочком бумаги или ватной палочкой. Отличительной особенностью пастели является матовость и бархатистость цвета, которые не даёт никакой другой материал.
Рис.6
Соус выпускается серого, чёрного и коричневого цвета, обладает сильной красящей силой, даёт бархатистые тона, хорошо растирается по поверхности бумаги. Выпускаются короткие толстые стержни прессованной сажи, с добавлением клея обёрнутые в специальную бумагу. Или его изготавливают из часов – ярской глины, мела и препарата ОП -7. Принцип работы ним с похож на работу сангиной.  Также можно работать таким образом: измельчить стержень в порошок и нанести сухой щетинной кистью на поверхность бумаги, потом довести работу, т. е. прорисовать детали можно чёрным карандашом. Иной способ рисования называется мокрым: порошок соуса разводят водой и работают им как акварелью, на бумаге он имеет вид цветной или чёрной туши. Соусом чаще работают опытные рисовальщики. При использовании техники  сухого соуса, хранить работу лучше закрепив фиксативным лаком и переложив бумагой.
Ластик необходим для исправления ошибок. Как выбрать ластик (ещё его называют резинкой). Обычный ластик должен быть мягким, относительно легко гнуться. Ластик чертёжный – это ластик, который состоит из двух разных по цвету частей, серая часть для стирания следов чертёжных твёрдых карандашей.

Рис. 7
Если ластик прямоугольный, его можно разрезать ножом, от одного угла до противоположного (см. Рис.7). Ластик (резинка), к его выбору нужно отнестись внимательно. При высветлении на рисунке тона или удалению при помощи резинки какой-либо линии или пятна она не должна разрушать поверхность («лохматить») бумаги. Но резинка предназначена не только для стирания с поля рисунка ненужных линий или пятен. Работают ею по обратному принципу: не наносят тон, как это делают карандашом, усиливают темные места на рисунке при помощи штрихов, а убавляют eго силу путем снятия части графита с рисунка. Поэтому при завершении тонового рисунка резинка необходима для уточнения тона, например на свету предметов, бликов и др.
Перо и тушь.
Когда достаточно усвоены правила выполнения рисунка карандашом, полезно порисовать пером на небольших форматах. Для этого берут тонкое стальное перо, черную жидкую тушь и бумагу, лучше всего плотных сортов с гладкой поверхностью, но не мелованную.
При работе пером вырабатывается техника штрихового рисунка. Рисунки пером трудно исправлять, и это обстоятельство заставляет рисующего более ответственно относиться к работе, точности и выразительности линий. Рисунок пером легко увязывается с чертежом, поэтому техника пера весьма пригодна для архитектурных зарисовок и оформления проектов. Пером можно добиться многообразия тонов, а различными штриховками, выражения фактуры объекта. Тонкие и толстые линии, штрихи частичные заливки на таком рисунке позволяют получить богатство светотеневых эффектов изображения. Пером, можно прорисовать довольно мелкие детали, а также делать быстрые зарисовки и наброски, где главное средство – линии.
Фломастер как инструмент близок к перу. В зависимости от заправки фломастера и толщины фетра он может давать как сочные, так и мягкие, воздушные линии. Фломастер, как и шариковая ручка, используется главным образом для набросков
Акварель — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими.
Мольберт – это многофункциональное доска, устройство для выполнения рисунка. (см. Рис. 8)

Рис. 8 Мольберты
Совет - как выбрать бумагу для рисования углём и пастелью?
Для угля и пастели, так как они имеют схожие свойства, подбирают ворсистую, зернистую (мелко, средне, и крупнозернистую) бумагу, которая задерживает пыль. Можно взять акварельную бумагу, она отлично подходит, но не перепутайте стороны, одна из сторон зернистая, а другая гладкая, рисовать следует на зернистой. Для тренировки подойдёт офисная (ксероксная), рисовальная или старые обои, с изнаночной стороны, (для начинающих рисовальщиков).
Пастелью, сангиной и углём можно рисовать на цветной основе - холсте, бумаге, картоне. Цвет основы идёт, в данном случае, фоном, который объединяет колористически весь этюд по цвету. На тонированном фоне рисунок смотрится более мягко, чем на белом. Для эскизов и набросков подойдёт ксероксная бумага. Альбомную плотную,  ватман или рисовальную плотную, даже акварельную бумагу с разными фактурами, можно брать для самостоятельного произведения, рисованного простыми или цветными карандашами. Фактура будет проглядывать сквозь графит. Но некоторые поверхности акварельной бумаги могут плохо воспринимать цветные   карандаши. Поэтому лучше предварительно опробовать бумагу для акварели, если собираетесь рисовать на ней цветными карандашами. Общепринятые стандарты чертежных форматов для рисования. (см. Рис. 9)

Рис. 9 Стандарты чертежных форматов для рисования
2.4 Понятие о линиях и их характеристика
С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние. Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.
Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского перспектива означает ясно вижу. Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, то есть используют наблюдательную перспективу. Перспективные сокращения архитектурных конструкций подчеркивают глубину изображения, т. к все линии построения направлены в центральную точку схода.
Слово «горизонт» всем, конечно, знакомо. Все мы этим словом называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.
Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебное пособие по дисциплине «Спецрисунок» тема: «Материалы, оборудование и их применение в Спецрисунке» оказывает помощь обучающимся в успешном овладении системой специальных знаний и приобретения профессиональных компетенций.
Учебное пособие предназначено для оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении различного вида учебных занятий.
В данном учебном пособии представлен конспект лекций для теоретического занятия, где рассматриваются вопросы подробного изложения материала, в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по профессии 29.01.08 «Оператор швейного оборудования» и представлены тесты для контроля знаний обучающихся, что способствует наиболее эффективному формированию знаний, умений и навыков обучающихся.4 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Тест СП – 1
Выбрать правильный ответ: автопортрет, это…
А) портрет самого художника;
Б) фотография; В) линейный рисунок.
2. Выбрать правильный ответ: рисунок, это …
А) изображение композиции тел в пространстве из глины;
Б) изображение животных на мольберте;
В) изображение на плоскости объёмных предметов в пространстве, посредством графики.
3. Выбрать правильный ответ: перспектива бывает…
А) линейной; Б) параллельной; В) замкнутой.
4. Выбрать правильный ответ: с помощью законов перспективы передают на бумаге или холсте ощущение…
А) таинственности; Б) глубины и пространства; В) вертикальности.
5. Выбрать правильный ответ: графика, это…
А) изобразительное искусство при помощи глины и песка; Б) рисунок пером или мелом;
В) изобразительное искусство, средством которого служит: пятно, штрих, точка.
6. Выбрать правильный ответ: в понятие светотень входит:
А) форма; Б) пятно; В) рефлекс.
7. Выбрать правильный ответ: к материалам для рисунка относятся:
А) карандаши, краски, бумага, ластик
Б) мольберт, песок и глина
В) папирус, книга.
8. Выбрать правильный ответ: степень мягкости карандаша…
А) твердый; Б) жесткий; В) железный.
9. Выбрать правильный ответ: сангина, это …
А) мелок Б) мягкий коричневый, красный или коричнево-красный,  чаще всего минеральный, карандаш без оправы; В) уголь.
10. Выбрать правильный ответ: пастель, это…
А) мягкий цветной стержень, изготовленный из прессованных, измельчённых в порошок красок, с добавлением отбеливающих или соединительных веществ-мела, клея; Б) мягкий коричневый, красный или коричнево-красный,  чаще всего минеральный, карандаш без оправы В) стержень ломкий и мягкий, быстро крошится.
Контроль знаний
Тест СП – 2
Выбрать правильный ответ: уголь обычно выпускают…
А) коричневым, красным мягким карандашом без оправы
Б) обычно стержнем из ломкого и мягкого материала, длиной 10-12 см, диаметром 5-8мм В) мягким цветным стержнем, изготовленным из прессованных, измельчённых в порошок красок.
2. Выбрать правильный ответ: назвать модуль (единицу меры), которым руководствуются при рисовании фигуры человека…
А) голова; Б) лицо; В) рука.
3. Выбрать правильный ответ: пастель, это…
А) коричневый, красный мягкий карандаш без оправы
Б) обычно стержень из ломкого и мягкого материала, длиной 10-12 см, диаметром 5-8мм В) мягкий цветной стержень, изготовленный из прессованных, измельчённых в порошок красок.
4. Выбрать правильный ответ: сангина – это…
А) коричневый, красный мягкий карандаш без оправы
Б) цветной жесткий карандаш; В) мягкий цветной стержень из порошка.
5.Выбрать правильный ответ: мольберт - это…
А) многофункциональное доска, устройство для выполнения рисунка
Б) набор акварельных красок;
В) чертежное устройство для архитектурных работ.
6. Выбрать правильный ответ: виды простых карандашей…
А) жесткие и гладкие; Б) заточенные и рефленые;, В) мягкие и твердые.
7. Выбрать правильный ответ: ластик в рисунке нужен…
А) для нанесения тона и усиления темных пятен; Б) для завершения тонового рисунка, делают блики; В) для определения линии горизонта в рисунке.
8. Выбрать правильный ответ: для набросков в рисунке, например, предпочтительнее карандаш …
А) с мягким графитом, дающим сочную по тону линию Б) с твердым графитом; В) цветной ярких оттенков.
9. Выбрать правильный ответ: для точной передачи формы и светотени, предпочтительнее карандаш…
А) с мягким графитом, дающим сочную по тону линию Б) с твердым графитом; В) цветной ярких оттенков.
10. Выбрать правильный ответ: для рисования углём и пастелью выбирают бумагу…
А) подбирают ворсистую, зернистую, (мелко, средне, и крупнозернистую) которая задерживает пыль; Б) гладкую и ровную; В) цветную ярких расцветок.
КЛЮЧ ДЛЯ ОТВЕТОВ
на Тесты СП – 1 и СП – 2
Тесты СП – 1
1 – А или Б2 – В
3 – А
4 – Б
5 – В
6 – В
7 – А
8 – А
9 – Б
10 – А
Тест СП – 2
1 – Б
2 – А
3 – В
4 – А
5 – А
6 – В
7 – Б
8 – А
9 – Б
10 - А
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
Букина Р.М. Черчение и специальное рисование. - Москва «Высшая школа», 2011.- 235с.
Василевская Л.А. Специальное рисование. – Москва, 2012.- 312с..Мищенко Р.В. Основы художественной графики костюма.: учебник для средн. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия». 2011. – 176 с.
Макаева Н,С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учебное пособие для сред. проф. Образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
Ресурсы, сайты интернет. Источник: http://www.znaytovar.ru/new373.html