Конспект урока литературы на тему Этот мир очарований, этот мир из серебра (9 класс).


Тема: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
(«Серебряный век» русской поэзии)
Цель: знакомство с поэзией "серебряного века", основными направлениями модернизма и их художественными особенностями,
Задачи:
Изучить особенности модернистских течений рубежа 19-20 вв.
Развивать навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, монологическую речь .
Воспитывать интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная установка
презентация Microsoft PowerPoint «Поэзия серебряного века»
репродукции картин художников-модернистов
задания для групп
опорные конспекты
портреты поэтов
кластер «Модернизм»
Методы и приёмы: частично-поисковый, аналитический, иллюстративный.
Оформление:
афиша
вывеска с названием кафе «Серебряный родник»
скатерти
цветы
Тип урока: вводное занятие
Форма проведения: литературное кафе
Воплощение мечтаний,
Жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра.
В.Я. Брюсов
Ход урока
Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.
Слайд 1
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодняшний урок я хотела бы начать словами известного поэта начала 20 века Валерия Яковлевича Брюсова:
Воплощение мечтаний,
Жизни с грёзою игра
Этот мир очарований
Этот мир из серебра…
Я взяла эти слова не случайно. Брюсов относится к числу русских поэтов, чьё творчество относится к началу 20 века. И сегодня мы обратимся именно к этому периоду истории русской литературы.
II. Актуализация новой темы.
Ребята, а помните ли вы, как в истории литературы называется время, когда создавали свои произведения Пушкин, Лермонтов?
/Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии/
Верно. Но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская литература дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название серебряный век русской поэзии.
III. Ознакомление с новым материалом.
Запись темы урока в опорный конспект. Приложение 1Слайд 2. Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм". (От франц. модерн - новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
Слайд3. Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в кафе поэтов «Серебряный родник» и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.
Давайте прикоснёмся к прекрасному миру поэзии серебряного века
Прослушивание аудиозаписи стихотворения В. Брюсова «Хвала человеку»
Это стихотворение идейного вдохновителя, поэта, организатора и “идеолога” символистского движения Валерия Яковлевича Брюсова.
А сейчас каждая творческая группа представит сообщение о своём направлении
Задание классу. По ходу выступлений дополнить недостающие фразы в опорных конспектах.
Составление кластера «Модернизм». По ходу выступлений представители каждой группы выбирают из предложенного материала и закрепляют на доске рядом с соответствующим направлением карточки с его особенностями.
Сообщение о символизме. Группа№1
Слайды 4-7. Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России, литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы.
Ключевым понятием является символ (условное изображение чего-либо) – многозначное иносказание.
По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу.
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
Символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Учитель. Много ярких имен дал символизм. Послушаем стихотворение одного из них.
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет.Умрешь - начнешь опять сначала,И повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.1912 г. А.А. Блок
Задание
Какие образы-символы вы увидели в стихотворении?
Какие ассоциации у вас возникли?
Какие звуки создают настроение стиха?
/ Эти символы - жизненный путь, пролегающий в темноте, мраке, и фонарь, как олицетворение надежды, маленького счастья, и опять тьма, болезни. "Ледяная мгла канала"- страх, холод, смерть.     Все стихотворение представляет собой развернутую метафору. Путь, дорога жизни-печальная, нескончаемая, безнадежная.
Блок глубоко переживал бездуховность, механистичность, отсутствие творческого начала в окружающей его действительности/
Сообщение об акмеизме. Группа№2.
Слайды 8-11. Акмеизм (от греч. «акме» - цветение, вершина чего-либо) – литературное направление, связанное с символизмом. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.
Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.
Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.
Акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма было характерно полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
В качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам.
Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было».
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение;— предметность и четкость образов, отточенность деталей;— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Чтение стихотворения А.Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»
Задание классу. Сравните, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? (обратиться к конспекту)
/Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова/
Сообщение об имажинизме. Группа №3
Слайды 12-15 . Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.
Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. 29 января 1919 г. в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. Ее подписали претенциозно назвавшиеся «передовой линией имажинистов» поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов. Теоретическое обоснование этого принципа сводилось у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.
Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич.
Основные признаки имажинизма:
— главенство «образа как такового»;
— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Учитель. Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными, мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине.
Чтение стихотворения С. Есенина
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины.Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрокЛучит глаза на галочью игру.1916 С.А. Есенин
Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
Слайды 16-17. РАЗМИНКА
Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами.
А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.
Приготовились, начинаем:
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры,Пuээо пелись брови,Лuэээй - пелся облик,гзu-гзu-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо.
Учитель. Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.
Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему
Сообщение о футуризме. Группа № 4
Слайды 18-21. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки.
Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. «Всечество» стало одним из важнейших футуристических художественных принципов.
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов;— пафос эпатажа.
Учитель. Вот вам один из примеров.
Чтение стихотворения В. Маяковского
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?1913
УЧИТЕЛЬ. Итак, ребята, мы познакомились с 4 направлениями Серебряного века. Прослушав сообщения одноклассников, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. Слайд 22.
Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Организация групповой работы.
Учитель. А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. (На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин).
2. Представление ответов учащихся.
3. Оценивание работы друг друга в группе. V. Заключение.
Слово учителя. Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
VI. Рефлексия.
А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?
Какие из них нашли в вашем сердце отклик?
Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку?
ИТОГИ, ОЦЕНКИ
6. Домашнее задание. Составить синквейн «Поэзия серебряного века»
Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока.