Рабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи для специальности 43.01.09 Повар. Кондитер


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГоСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕБЯЖЬЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ (КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих для профессии естественнонаучного профиля
43.01.09 «Повар, кондитер» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Лебяжье
2017
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УПР Лопарева Наталья Александровна
_______________/_________________/
«_______»_____________2016 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2017 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2018 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2019 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2020 г.
Протокол №__, дата «___»________2016 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2017 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2018 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2019 г.
Председатель комиссии ________/________/
Протокол №__, дата «___»________2020 г.
Председатель комиссии ________/________/
Составитель: преподаватель русского языка и
литературы Ячменева Марина Владимировна
Рецензенты:
Внутренний Заместитель директора по ООД Киселева Елена Петровна
Внешний:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности.
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ от 07.05.2014 № 465) к содержанию и уровню программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории; - связь культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и еѐ компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студента – 76 часов
Обязательная аудиторная нагрузка – 72 часов
в том числе:
теоретическое обучение 48 часа;
лабораторно-практические занятия 24 часа;
консультации 2 часа;
промежуточные аттестации 2 часа.
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета – 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 76
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: Теоретическое обучение 48
Лабораторно-практические занятия 24
Консультации 2
Промежуточная аттестация 2
Итоговая аттестация предусмотрена в форме: дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Дисциплина «Русский язык и культура речи»
Кол-во часов Уровень освоения
Введение 2 час
Введение
Содержание учебного материала Общие сведения о языке и речи. Основные единицы и уровни. 2
1
Входной контроль Тестирование. Входной диктант. 2 1
Раздел 1. Литературный язык - высшая форма развития национального языка 11 часов
Тема 1.1
Содержание учебного материала 3
2
Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка Тема 1.2
Содержание учебного материала 2
2
Русский национальный язык в историческом развитии. Тема 1.3 Содержание учебного материала 2
2 2
Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.
Практические занятия
Формирование навыков использования словарей, освоение навыков использования
языковых средств в профессиональной и бытовой деятельности
Тема 1.4 Содержание учебного материала 2 1
Система норм русского литературного языка. Коммуникативные качества речи. Тема 1.5 Язык и речь. Смысл понятий: речевая ситуация и еѐ компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 2 1
Раздел 2 . Литературный язык и языковые нормы 21 час
Тема 2.1 Содержание учебного материала Фонетика, орфоэпия. Орфоэпические и фонетические нормы.
3
2
Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.
Практические занятия №4
Фонетический анализ слова, постановка ударения. 2
2 2
Тема 2.2
Содержание учебного материала Графика. Орфография. Орфографические нормы русского языка
Практические занятия
1. Совершенствование навыка грамотного письма. Правописание гласных.
2. Правописание согласных.
3. Правописание суффиксов причастий.
2
2
2
Тема 2.3 Содержание учебного материала Лексика и фразеология. Лексические нормы.
Практические занятия
1. Лексическое значение слова. Выявление нарушений лексических норм. Тавтология, плеоназм и пр.
2. Определение лексического значения фразеологизмов и устранение ошибок при употреблении фразеологизмов. 3
2 2
Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. 2 1
Тема 2.4 Содержание учебного материала Словообразование и словообразовательные средства языка.
Практические занятия
Морфемный и словообразовательный анализ слова. 2
2 2
Тема 2.5 Содержание учебного материала Морфология. Морфологические нормы русского литературного языка.
Практические занятия
Анализ трудных случаев формообразования и употребления частей речи. 2
2 2
Тема 2.6 Содержание учебного материала Синтаксис. Синтаксические и пунктуационные нормы русского языка.
Практические занятия
Словосочетание. Простое предложение. Полное и неполное предложение.
Простое и сложное предложение. Осложненное предложение. Определению синтаксических ошибок. Закрепление пунктуационных норм 3
2 2
Раздел 3. Текст и его особенности 14 часов
Тема 3.1 Содержание учебного материала 3
2 2
Текст как речевое произведение. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение
Практические занятия
Определение синтаксических особенностей текста и его структуры.
Тема 3.2 Лингвостилистический анализ текста. Орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения 2 2
Тема 3.3
Содержание учебного материала 3 2
Функциональные стили русского языка.. Официально-деловой и научный стили: их особенности. Языковые особенности публицистического, разговорного и художественного стилей.
Практические занятия
Определение состава стилевых черт. Жанры 3
6 2
2
Тема 3.4 Содержание учебного материала Лексические средства и приемы выразительности речи. Использование тропов и фигур в художественной речи.
Практические занятия
Выявление средств выразительности, тропов речи. 3
2 2
Всего по дисциплине «Русский язык и культура речи» 72 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя; -
компьютер;
- мульти-медиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Основная литература
1. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / В.Н.
Руднев. – 4-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 256 с. – (Среднее профессиональное образование)
2. Дополнительная литература
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
3. Русский язык и культура речи: Учебник / Н.В. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: ИД Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2008. – 368 с. (ЭБС Инфра-М)
Словари
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003. 2. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
4. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
6. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
7. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002. 8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
4. Интернет-ресурсы
1. Электронный ресурс. - режим доступа: http://www.uchportal.ru/
2. Электронный ресурс. - режим доступа: http://pedsovet.org/
3. Электронный ресурс. - режим доступа: http://www.rusedu.ru/
4. Электронный ресурс. - режим доступа:
http://urokimatematiki.ru/videorassylka.htmlКОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практическихзанятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Компетенции:
- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой дляпостановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии длясовершенствования профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
-Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
-Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственныйпроцесс.
- Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы,учебно-тематические планы) на основе примерных.- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Знать: Различия между языком и речью,
признаки литературного языка, функции
языка как средства формирования и
трансляции мысли. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Социально-стилистическое расслоение
современного русского языка. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Нормы русского литературного языка,
единицы языка. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Основные виды орфоэпических,
лексических, грамматических,
синтаксических ошибок, ошибок вобразовании слов. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Наиболее выразительные средства языка,
выразительные возможности частей речи. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Специфику устной и письменной речи,
правила продуцирования текстов основных
деловых и учебно-научных жанров.
Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Уметь: Строить свою речь в соответствии сязыковыми, коммуникативными и
этическими нормами. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Различать элементы нормативной и
ненормативной речи, анализировать речь сточки зрения ее нормативности и
целесообразности; устранять ошибки и
недочеты в устной и письменной речи. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Пользоваться словарями и
справочниками, определять лексическоезначение слов. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Распознавать и исправлять лексические,
фразеологические, орфоэпические,
грамматические, орфографические,
синтаксические и пунктуационные ошибки,
ошибки в словообразовании. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Находить и употреблять основныеизобразительные средства языка в тексте,
использовать лексические,
словообразовательные, фонетические,
фразеологические, синтаксические средства
выразительности. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения
Выбирать жанр, композицию текста и
языковые средства в зависимости от темы, адресата и ситуации общения. Устный опрос
Оценка выполнения письменной работы
Оценка устного сообщения