Урок по химии на тему Гидролиз (11 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лотошинская средняя общеобразовательная школа № 2»
(МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа № 2»)












У Р О К П О Т Е М Е «Г И Д Р О Л И З»
1 1 – Й К Л А С С



Работу выполнила:
Шуплецова Антонина Анатольевна,
учитель химии и биологии





пос. Лотошино
2014
У Р О К П О Т Е М Е «Г И Д Р О Л И З»
11-й класс

Цель урока: На основе универсальности понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ. Используя интеграционный потенциал этого понятия, раскрыть внутри- и межпредметные связи химии, дать яркое представление о практическом значении процессов гидролиза в живой и неживой природе и в жизни общества.
Задачи урока:
- Закрепить понятие о гидролизе как реакции обмена между неорганическими и органическими веществами и водой.
- Познакомить учащихся с сущностью гидролиза солей.
- Научить составлять ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза различных солей, объяснять изменение среды раствора
Оборудование и реактивы: растворы HCl, HNO3, NaOH, Na2CO3, AlCl3, KNO3, FeCl3, кусочек CaC2, реактивы для демонстрационного получения уксусно-изоамилового эфира и мыла, пробирки, штативы, нагревательные приборы, растворы индикаторов и индикаторной бумаги.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
(рассказ, беседа, диалог).
Гидролиз органических соединений.
Гидролиз - это реакция обменного разложения веществ водой.
- Какие гидролизные процессы вам известны из органической химии?
( гидролиз биополимеров: белков, полисахаридов, нуклеиновых кислот.)
Белки до аминокислот, полисахариды до глюкозы, нуклеиновые кислоты до нуклеотидов. Нуклеотиды до азотистых оснований, углевода пентозы и фосфорной кислоты.
- А как гидролизуются жиры? Почему этот процесс называют омылением? Как процессы гидролиза позволили установить структуру жиров и нанести смертельный удар по витализму? Что такое мыло?
-Как гидролизуются сложные эфиры?
Практическую значимость рассмотренных процессов учитель иллюстрирует на примере получения мыла, гидролизного спирта, углеводного, белкового и жирового обмена веществ в организме, используя схемы учебника общей химии и учебников анатомии, физиологии и общей биологии.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(рассказ элементами беседы).
Обратимый и необратимый гидролиз.
Все рассмотренные процессы гидролиза органических и биоорганических соединений - обратимы. Однако, мы в курсе органической химии сталкивались и с необратимыми процессами гидролиза, например в теме «Углеводороды». Или вспомните, карбидный способ получения ацетилена.


Реакциями гидролиза можно получить углеводороды, например гидролизом карбидов металлов:

Общее свойство такого гидролиза: один из продуктов гидролиза должен быть удален из сферы реакции в виде осадка или газа:

Необратимый гидролиз не менее важен, чем обратимый. Например, гидролизом гидрида кальция в полевых условиях получают водород:

А гидролиз фосфида цинка обусловил его применение в качестве зооцида (средства для борьбы с грызунами):

Гидролиз солей.
Актуализация важнейших опорных знаний. Мотивация и целеполагание.
1. Сильные и слабые электролиты (определение, представители классов неорганических веществ).
2. Соли (определение в свете теории электролитической диссоциации, классификация, составление уравнений диссосиации).
Беседа по вопросам с демонстрацией опытов:
1. Какая среда в водных растворах кислот?
(Кислотная, т.к. присутствуют ионы гидроксония H3O.)
2. Как экспериментально определить характер среды?
(Индикаторами).
Демонстрационный опыт:
К раствору соляной кислоты добавляем несколько капель индикатора:
А) лакмуса; Б) метилоранжа.
3. Какая среда в водных растворах щелочей?
(Щелочная, т.к. присутствуют гидроксид-ионы).
4. Как определить наличие в растворе гидроксид-ионов?
(Индикаторами).
Демонстрационный опыт:
К раствору гидроксида натрия добавляют несколько капель индикатора:
А) лакмуса; Б) метилоранжа;
5. А какая среда в воде?
(Нейтральная, т.к. вода весьма незначительно диссоциирует на ионы: водорода и гидроксид ионы.)
6. Какая среда в водных растворах солей?
Лабораторная работа.
Исследуйте индикаторами растворы данных солей и результаты опытов запишите в таблицу.

На основании выполненных опытов можно сделать вывод, что среда в водных растворах солей может быть различной в зависимости от их состава.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в лабораторной работе исследовались индикаторами разные по составу соли.
1. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой:
Na2CO3, K2S, Na2SiO3, Na2SO3, NaF.
2. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой:
AlCl3, Pb(NO3)2 , CuSO4 , NH4Cl.
3. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой:
KNO3, Na2SO4 , CaCl2 , Ba(NO3)2.
Учитель предлагает рассмотреть процессы, происходящие в растворах солей, которые исследовали индикаторами.



Таким образом, одним из продуктов гидролиза является кислая соль NaHCO3. Никаких молекул при гидролизе соли не образуется, в растворе находятся только ионы. Процесс гидролиза обратим. Итак, растворы солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, имеют щелочную среду вследствие гидролиза по аниону.
В растворе хлорида алюминия:


Одним из продуктов является основная соль AlOHCl2.
Процесс называется гидролиз по катиону. Следовательно, растворы солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой, имеют кислотную среду.
Гидролиз солей - обменное взаимодействие ионов соли водой, сопровождающееся изменением реакции среды.
В растворе нитрата калия:

В растворе этой соли нет ионов, которые могли бы связываться с молекулами воды в малодиссоциирующие ионы, гидролиз не происходит, раствор остается нейтральным.
Для определения среды раствора соли не обязательно исследовать этот раствор индикатором. Достаточно посмотреть, какова сила кислоты и основания, которые образуют данную соль.

4. КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
Задание.
1. Определите среду растворов солей, формулы которых: BaCl2, KF, Na3PO4, Ca(NO3)2, ZnSO4, NaBr, CuCl2, Li2SO3.
2. Выразите сущность реакций гидролиза солей, формулы которых: KNO2, NH4NO3, Na2SO3, MgSO4.
Анализ самостоятельной работы.
Выводы:
1. При гидролизе солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, образуется кислая соль или слабая кислота.
Гидролиз идет по аниону, среда щелочная.

2. При гидролизе солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой, образуется основная соль или слабое основание.
Гидролиз идет по катиону, среда кислотная.

3. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются, поэтому их растворы нейтральны.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- А что же происходит в растворах солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой?
В таких случаях, как правило, среда раствора соли - слабощелочная, если Кд основания больше Кд кислоты, образующих соль, или слабокислотная, если Кд кислоты больше Кд основания, образующих соль, или нейтральная, если Кд кислоты и основания, образующих соль, одинаковы.
Но есть случаи полного гидролиза солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой, это необратимый гидролиз.
Демонстрационный опыт:
К раствору хлорида железа (III) приливаем раствор карбоната натрия. Наблюдаем образование осадка гидроксида железа и выделение газа.
Как же объяснить наблюдаемый процесс?
Происходит полный необратимый гидролиз соли. Уравнение выполненной реакции:


6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте уравнения реакций необратимого гидролиза солей, образованных в растворе при взаимодействии веществ, формулы которых:
1. CrCl3 и K2S.
2. Na2CO3 и CuSO4.
















13PAGE 15


13PAGE 14215




15