Реализация Концепции патриотического воспитания на уроках и во внеурочной работе при изучении математики

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №101 город Донецк»










ПЕДЧТЕНИЯ
«Реализация Концепции патриотического
воспитания на уроках и во внеурочной работе
при изучении математики»
Учитель математики Бондаренко М.Э.






Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, активную гражданскую позицию
Математика - это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, считаю, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
использование историко-математического материала;
проведение нестандартных уроков;
решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
внеклассная работа.
Например, на уроке  может быть  сделано сообщение исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы).     Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой.
2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
3.  «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.
Эпиграф  можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Задачи патриотического содержания способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героизм людей, приближавших победу.
Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны.
Большой интерес у учащихся вызывают задачи, посвящённые Великой Отечественной Войне:
Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?
Задача 2 : В Похоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?
Задача 3: С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
Задача 4:В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Задача 5:В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября - начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника. Так группа армий “Центр” имела в своем составе 1 708 000 человек, 13 500 орудий и минометов, 1 170 танков, 615 самолетов, а Советские войска насчитывали личного состава на 608 000 человек меньше, орудий и минометов в 2 раза меньше, танков на 395 меньше, а самолетов больше на 385. Сколько живой силы, орудий и минометов, танков и самолетов было в советских войсках в начале контрнаступления под Москвой?
Задача 6:На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.
Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе, районе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.
Остановимся на возможности использования краеведческого материала на уроках математики.
На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики.
-Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.
Выполнив задание, вы прочитаете пословицу
а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;
б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1
в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;
г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;
х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;
ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;
ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;
ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7
0,7
1,8
5,3
2
2,35
13,2
134,31
20,58
0,79
1,9
20,58
6,7
4,5
1,51

У
Е
М
Ь
Т
--
М
А
И
Н
А
Д
О
Р

24
4,5
2,35
1,8
4,1
2
2,35
4,5
20,58
52
1,8
1,9
9,863
0

С
О
Т
Е
Я
Ь
Т
О
А
П
Е
Н
Й
З

Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.
 За десять лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
            В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать егэ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины










13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 115