Реализация Концепции патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в школе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №114»
Реализация Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики в процессе обучения и воспитания обучающихся
4 класса
(выступление на педагогических чтениях)
Подготовила:
учитель 4 – А класса
Хлибаева И.А.
Воспитательная работа в 4 классах осуществляется в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год, согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики. Главной целью воспитательной работы школы является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности и патриотизма.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
1. Создание условий для формирования в обучающихся активных жизненных позиций, гражданского самосознания.2. Повышение социальной активности обучающихся, развитие деятельности классного и ученического самоуправления.
3. Реализация задач нравственного развития обучающихся согласно Программе развития "Школы счастливого ребенка".
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа в рамках реализации Концепции патриотического воспитания:
гражданско-патриотическое,
военно-патриотическое,
духовно-нравственное,
историко-патриотическое (краеведческое),
культурно-патриотическое,
спортивно-патриотическое.
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из основных направлений воспитательной работы школы. Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание любви к исторической родине, а значит – патриотических чувств, и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. По этому направлению в 1 полугодии текущего учебного года нами проводились: первый урок "Люблю тебя, родной Донбасс!» , классный час "Моя Родина - Донбасс!".
В День флага ДНР уч-ся 4 класса были участниками школьной акции "Единый флаг". Эти мероприятия способствуют утверждению в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины. На Едином в школе уроке "День народного единства" дети учились проявлению уважения, толерантного отношения и интереса к представителям разных народностей, которые проживают на территории Донбасса. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений молодежи к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе и развитие соответствующих качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, долга, чести, совести, достоинства, активного отношения к действительности, уважения к людям. Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы эти качества, социально необходимые требования общества стали внутренними мотивами, стимулами личности. Как классный руководитель я работаю над проблемой "Формирование детского коллектива, воспитание чувства дружбы и коллективизма". Дети после детского садика расширяют свои представления о коллективизме, доброте, честности, справедливости. Этому способствуют регулярные беседы на темы: "О правилах общения в коллективе", "Простые правила этикета", "Твоё поведение в школе и дома" и др. Дети учатся толерантности, взаимопомощи во время акции "Творим добро" ко Дню пожилого человека, флеш-моба "Антибезразличие" (ко Дню инвалида). Историко-патриотическое воспитание сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества. Учащиеся обогащают свои знания об истории Донбасса на мероприятиях, приуроченных к знаменательным историческим датам нашей страны, а именно: Митинг, посвященный освобождению Донбасса от немецко- фашистских захватчиков «Через века, через года помните…», Единый урок "День флага", "День народного единства". Культурно-патриотическое воспитание - процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность воспитанников с целью развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно- художественных ценностей. На Празднике первого звонка учащиеся читали стихи о школе, о семье. На классных часах "Я и моя семья", "Праздники моей семьи и моего народа" дети рассказывали о своей семье, её традициях, праздниках. Детям нравится рисовать. Они рисуют на классных часах осень, зиму, Новый год. В День флага рисовали для школьного флеш-моба флаг ДНР. Дети принимали участие в работе "Мастерской Деда Мороза". В процессе творческих коллективных дел у младших школьников развиваются высокие морально-патриотические качества. Спортивно-патриотическое воспитание предполагает расширение общественных представлений о роли физического воспитания, распространение норм здорового образа жизни, усиление противодействия курению, алкоголизму и употреблению наркотиков, поиск новых путей укрепления здоровья граждан ДНР. Каждый учебный день начинается и заканчивается с мотивации учащихся к здоровому образу жизни. Это беседы о настроении, о самочувствии, о необходимости соблюдать режим дня, о правильности питания и т. д. Обязательными на любом школьном празднике (Праздник осени, новогодний утренник) являются подвижные игры и конкурсы, где у школьников развиваются физические качества. В День толерантности на общешкольном флеш- мобе дети в коллективном танце учились проявлять единство, дружбу. В ходе организации процесса формирования гражданственности и патриотизма учащихся широко используются возможности учебных предметов. Содержание и организация уроков математики, русского языка предоставляют большие возможности для реализации задач воспитания гражданственности учащихся начальных классов. На занятиях воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки русского языка . В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества, размещенные в учебниках: пословицы и поговорки. Изучение русского языка способствует воспитанию любви и уважения к родному языку, гордости за свой народ, республику. Воспитание гражданственности осуществляется через ознакомление учащихся с родным языком. Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки чтения. Чтение и разбор небольших рассказов, стихотворений, сказок и помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с понятиями справедливость, честность, товарищество, дружба, гражданственность. Таким образом, воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения.