Методическая разработка урока Хранение информационных объектов. Носители информации

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ МЕХАНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Рассмотрено:
на заседании предметной цикловой комиссии математических и естественно – научных дисциплин
Протокол №_____
от «____» ____________2015 г.

Председатель ПЦК ______/ Федосеева К.Н./



УТВЕРЖДАЮ
Зам. директор УМР
_______________ /О.Б. Борченко/

от «___» ___________ 2015 г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме
Хранение информационных объектов. Носители информации
дисциплин «Информатика и ИКТ» и «Естествознание»


на базе группы первого курса специальности:
100116 Парикмахерское искусство













БЕЛГОРОД 2015 г.
Методическая разработка открытого учебного интегрированного занятия является частью материалов из опыта работы преподавателей и имеет место быть в учебно-методическом комплексе в качестве дидактической единицы. Данная работа направлена на реализацию основной профессиональной образовательной программы ОГАОУ СПО «Белгородский механико-технологический колледж» по Уставу по специальностям СПО социально-экономического профиля в соответствии с требованиями СПО третьего поколения, а реализована на базе специальности 100116 Парикмахерское искусство.
Методическая разработка выполнена на типе урока «обобщение и систематизация знаний» в виде урока-конференции. Обучающиеся сами «добывают» знания для выступления на мини-конференции урока, что актуально и вносит свою лепту в реализацию ФГОС СПО третьего поколения.
Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям в качестве аналога для организации проведения интегрированных занятий.
Разработка открытого учебного интегрированного занятия включает в себя:
- цели и задачи, направленные на освоение системы базовых знаний;
- умения и навыки, приобретаемые в ходе урока;
- теоретические и учебно-методические материалы по теме;
- вопросы для закрепления теоретического материала, контроля знаний в виде тестов.
.

Разработчики:

_______
Федосеева К. Н.,
Головина С.М.
- преподаватели дисциплин «Информатика и ИКТ», «Естествознания»
ОГАОУ СПО «БМТК».

Рецензент:
_______
Путятина Е.А.
- преподаватель
ОГАОУ СПО «БСК».


Интегрированное занятие
тема:
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ. НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ
Вид занятия урок - конференция
Тип занятия обобщение и систематизация знаний
Дата проведения: апрель 2014, группа 1-го курса
Преподаватели: Федосеева К.Н., преподаватель информатики БМТК
Головина С.М., преподаватель естествознания БМТК
Дисциплины: Информатика и ИКТ, Естествознание

Образованность - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.
Д. Хиббен

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но размышляйте, хотя и криво, да сами.
Г.Э Лессинг
Цели занятия:
предметная:
получить целостное представление о понятии «Носители информации» с точки зрения различных наук;
развить навыки обобщения и систематизации знаний по естественным и машинным носителям информации;
продолжить классифицировать носители информации;
систематизировать свой субъективный опыт в соответствии полученными знаниями.
на развитие личности:
Содействовать формированию:
исследовательской культуры - развитие гибкости мыслительных процессов, логики мышления; развитие творческих способностей – умения работать со вспомогательным текстом, представлять его в виде презентации; развитие исследовательской культуры – искать и отбирать материал в соответствии с заданной темой
библиографической культуры – умение отыскивать нужную информацию, вести конспект с целью улучшения восприятия, работать со вспомогательным текстом, презентациями;
интеллектуальной культуры – умение устанавливать индуктивные и дедуктивные соотношения и связи, систематизировать полученные знания;
воспитательная:
воспитание стремления к познанию окружающего мира и своего места в нем, сознательного отношения к учению, уверенности в себе, умения слушать и слышать, умения давать оценку и самооценку.
Задачи:
развитие навыков самостоятельной работы с раздаточным материалом, умений в отборе нужной информации;
развитие навыков самостоятельной работы в группах;
приобретение опыта работы с компьютерными тестами.
Оборудование: компьютерный класс (компьютеры PC/AT c OC Windows ХР и выше), программы пакета MS Office: Word, Power Point, Excel, мультимедийный проектор, раздаточный материал по теме урока.
(Музыкальная пауза – перед началом урока)

План занятия:

Организационный момент: подготовить студентов к выполнению заданий по уроку.
Содержание:
Поприветствовать.
Зафиксировать отсутствующих.
Объявить цель урока.
Объявить план работы:
Организация рабочего места: конспект лекций, раздаточный материал.
Актуализация знаний: игра «Найди ошибку»;
Конференция «Проблемы современных носителей информации» -
сообщения студентов:
- презентация «Носители информации»
- «Вода имеет память»;
- «ДНК - альтернатива традиционным носителям»;
- «Генетическая экспертиза»;
- «Разлученные близнецы»;
- «УЗИ против ДНК»;
- «Электронные носители»;
Анализ и систематизация знаний с использованием игровых моментов: «Вопрос - Ответ», «Лексическая игра». Самостоятельная работа с таблицей.
Контроль знаний (тестирование);
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия по методу неоконченной фразы. Фильм о воде.

Вступительное слово преподавателя естествознания:
Здравствуйте дети!
Сегодня мы проводим интегрированный урок по двум дисциплинам «Естествознанию» и «Информатике и ИКТ».
Объявляет тему, тип занятия, цели, задачи и план:
Актуализацию знаний проводим в виде игры «Найди ошибку»
Следующий этап -
Конференция «Проблемы современных носителей информации», заслушаем подготовленные студентами сообщения.
Анализ и систематизацию знаний проведем с использованием игровых моментов: «Вопрос - Ответ», «Лексическая игра» и заполнением таблицы.
Контроль знаний выполним в виде компьютерного тестирование и подведём итоги занятия.
Преподаватель информатики:
На протяжении своей истории человечество использовало немало самых разных физических носителей информации - от глиняных табличек, папируса, пергамента до бумаги и магнитных и полупроводниковых материалов. Научно-технический прогресс налицо, однако принес он не только преимущества. Если речь идет о емкости носителей информации или скорости ее регистрации, то ясно, что никакие шумерские писари со своими глиняными табличками не смогли бы тягаться с современными жесткими дисками и флэш-картами.
Преподаватель естествознания:
Между тем существует более древний, более компактный и, очевидно, более надежный, прочный и долговечный носитель информации - рибонуклеиновые кислоты. Не зря же зарождение и развитие жизни на Земле, вся биологическая эволюция связаны именно с этим носителем. Поэтому вполне понятно, что ученые пытаются теперь использовать молекулы ДНК для записи и хранения не природной, а рукотворной информации.
Преподаватель информатики:
для активизации нашего занятия проведем игру «Найди ошибку» Суть игры: группу делим на 2 команды. Я читаю вам фразы с верной и ошибочной информацией по теме «Носители информации». Команда, которая наберет больше баллов, выигрывает. Вы должны отвечать на вопросы только «да» и «нет».

Вопросы по теме «Носители информации». Ответы в виде «да», «нет».

Носитель информации – это материальный объект несущий информацию... (нет)
Носитель предусматривает наличие источника и получателя(нет)
CD DWD диски изготовлены из пластического материала(да)
CD-R DWD-R диски предназначены только для чтения(нет)
Запись информации на винчестер осуществляется за счет намагничивания(да)
Жесткий магнитный диск, CD и DWD-диски - устройства многократной записи(нет)
ДНК-хранитель наследственной информации(да)
В состав ДНК входит урацил(нет)
Мономером ДНК является аминокислота(нет)
ДНК построена по принципу комплементарности (да)
ДНК имеет вид двойной спирали (нет)
Нуклеотид ДНК содержит углевод рибозу(нет)
ДНК находится в рибосомах.(нет)

Преподаватель естествознания:
Современные носители цифровой информации - будь то магнитные или оптические диски, флэш-карты и так далее - далеки от совершенства. На смену им могут вскоре прийти... молекулы ДНК. Ученые предлагают хранить информацию на "природных" носителях.
Нашу конференцию открывает презентация «Из истории носителей информации», которую подготовил Борзенков Илья
Заслушаем сообщения, подготовленные студентами группы по направлению «Естественные носители информации».
- «Вода имеет память» - Городова Наташа;
- «ДНК - альтернатива традиционным носителям» - Харченко Алена;
- «Генетическая экспертиза» - Колодка Олеся;
- «Разлученные близнецы» - Тунгусова Юлия;
- «УЗИ против ДНК» - Калугина Дарья;
Завершаем этот раздел конференции игрой
Игра «Вопрос - Ответ»
Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Одна команда будет задавать вопросы, а другая отвечать. Будут учитываться активность участников команд и качество ответов. Время подготовки вопросов - 5 минут. Вопросы адресные.
Конец 1-го урока.
Выдача первой части задания по контексту выступления.
(Музыкальная пауза – во время 5-минутного перерыва)
Начало 2-го урока.
Преподаватель информатики:
Заслушаем сообщения - «Электронные носители информации» - Городова Наталья;
На основе сообщений и раздаточного материала заполните таблицу «Характеристика носителей информации».
Контроль знаний (тестирование)-15 мин
Теперь проведем контрольное тестирование. Первые 10 человек по списку переходят к компьютерам. Остальные в это время пишут SMS другу «Как прошел урок», используя неоконченную фразу. Затем вы меняетесь местами.
Для хорошего настроения и с вашего разрешения включаем музыку.
(Музыкальная пауза)
Преподаватель естествознания:
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: ознакомиться с авторитетными мнениями в интернете по вопросам генной инженерии в отношении программирования ДНК, а также введения УЭК: за и против.
Рефлексия: Фильм о воде.
Литература к уроку
Для обучающихся:
Основная:
Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М., Информатика и ИКТ, Учебник в 2-х частях, 10-11кл, Профильный уровень, «Дрофа», 2012.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
Дополнительная:
Под ред. Н.В.Макаровой Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория /. – СПб.: Питер, 2010. – 675 с.: ил.

Для педагогов:
Основная литература
Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М., Информатика и ИКТ, Учебник в 2-х частях, 10-11кл, Профильный уровень, «Дрофа», 2012.
Михеева В.Е. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М: «Academa», 2010.
Беленький П.П. и др. Информатика для ссузов. – М.: КНОРУС, 2008.
Примерная программа дисциплины «Информатика». М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
Гохберг Г.С. Информационные технологии. / Зафиевский А.В., Короткий А.А. - Москва: Академия, 2007 - 208 с.

Интернет-ресурсы:
Угринович Н. Д. - Информатика и ИКТ Электронный учебник 2012. http://irkineya.narod.ru/olderfiles/1/Inf_3_1.pdf
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru



Приложение №1
Компьютерные тесты к уроку по теме
«Хранение информационных объектов. Носители информации»
(правильные ответы помечены «(»)
Какое азотистое основание не входит в ДНК?
Урацил
Аденин
Тимин
Цитозин
По какому принципу построена молекула ДНК?
Комплементарности
Индеферентности
Диференцированности
Сколько видов нуклеотидов входит в состав ДНК?
4
3
2
В состав каких структур клеток входит ДНК?
Хромосомы
Рибосомы
Лизосомы
Какой углевод входит в состав нуклеотида ДНК?
Дезоксирибоза
Пентоза
Фруктоза
Рибоза
Из скольких цепочек состоит ДНК?
2
1
3
Какой вид связи между азотистыми основаниями в молекуле ДНК?
Водородная
Металлическая
Ионная
Мономером ДНК является
Нуклеотид
Аминокислота
Тимин
Как называют устройства долговременной, энергозависимой, внешней памяти для хранения информации?
Диски
Библиотека
Флеш-карта
Скорость накопителей на гибких магнитных дисках (НГМД)?
300 об/мин
7800 об/мин
100 об/мин
У каких дисков информация записывается на четырех несущих слоях?
DVD
CD
Таких дисков нет
Диски с возможностью многоразовой записи – это
DVD-RW
DVD-R
CD-R
Емкость 4.7, 8.2 Гб относится к
DVD – дискам
CD – дискам
Ко всем оптическим дискам
У оптических дисков DVD для записи используется
4 несущих слоя
2 несущих слоя
1 несущий слой
Стример предпочтительно используется при
Архивировании информации
Распространении информации
Передача данных
Скорость накопителя на жестких магнитных дисках (НЖМД)
7800 об/мин
9000 об/мин
8800 об/мин
Какова скорость накопителя CD-ROM, CD-RW, DVD?
40x, 52x
50x, 60x
30x, 42x
На сколько секторов делится дорожка?
18
40
20
Физическая структура диска?
Дорожки и сектора
Сектора
Дорожки
Основой флеш – носителя являются
полупроводники
ферромагнитные материалы
пластик
пластины кремния


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 16

Предмет Информатика и ИКТ (1 курс)

Для специальностей социально-экономического профиля
(наименование)
Тема занятия Хранение информационных объектов. Носители информации.
Вид занятия урок - конференция
Тип урока обобщение и систематизация знаний (интегрированное занятие)

ЦЕЛИ УРОКА:
Дидактическая 1) освоение обобщения и систематизации знаний;
2) закрепление знаний и способов деятельности в процессе выполнения работы;
3) развитие умений в отборе нужной информации для правильной ориентации в жизни.
2) Развивающая 1) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию;
2) развитие гибкости мыслительных процессов, логики мышления;
3) развитие творческих способностей – умения работать со вспомогательным текстом, представлять его в виде презентации;
4) развитие исследовательской культуры – искать и отбирать материал в соответствии с заданной темой

3) Воспитательная 1) воспитание работы в коллективе, оказание взаимопомощи
2) развитие логического рассуждения, анализа и самоанализа, расширение кругозора, развитие умений в отборе нужной инф-мации.
Осваиваемые знания и умения:
1) освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира
2) овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ
3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ
4) приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, учебной и познавательной деят-ти.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Ресурсы: персональный компьютер IBM PC, программы пакета MS Office, проекционная доска, проектор
Дидактическое обеспечение: Тексты сообщений, таблицы для характеристики носителей, конспект лекции
Литература к уроку:
Основная: Фиошин М.Е., Рессин А.А., , Юнусов С.М., Информатика и ИКТ, Учебник в 2-х частях, 10-11кл, Профильный уровень, «Дрофа», 2012.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология, – М., 2006.
Дополнительная Под ред. Н.В.Макаровой Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория /. – СПб.: Питер, 2010. – 675 с.: ил Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Задания для обуч-ся, выполнение кот-х приведёт к достижению запл-х результатов
Примечание

I. Организационный
- отметить присутствующих
- сообщить тему и цели и план урока
- организация рабочего места: конспект лекций, раздаточный материал
Подготовиться к уроку, установить на ПК файлы презентаций

Наличие файлов презентаций


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов:
Повысить уровень компетентности студентов по теме
Восприятие информации с целью расширения кругозора
В форме проблемных ситуаций


III. Актуализация субъектного опыта студентов
- опрос полученных знаний на предыдущих занятиях в форме игры «Найди ошибку»,
Аудиальное восприятие,
процесс повторения на уровне мышления, а не памяти


IV. Обобщение и систематизация знаний

Конференция «Проблемы современных носителей информации» -сообщения студентов:
- презентация «Носители информации»
- «Вода имеет память»;
- «ДНК - альтернатива традиционным носителям»;
- «Генетическая экспертиза»;
- «Разлученные близнецы»;
- «УЗИ против ДНК»;
- «Электронные носители»;
самостоятельная работа с теоретическими сведениями по сообщениям,
представление выполненных докладов индивидуально и в группах;
обсуждение по каждой работе;
заслушивание выступлений
оценка самостоятельной работы с теорией
Демонстрация проекта;
оценивание презентаций,
готовят вопросы и задают в процессе обсуждения


V. Применение знаний и способов действий:
- игра «вопрос - ответ»,
-лексическая игра
Заполнение таблицы.
сообщение знаний через раздаточный материал в сочетании с опросом
самостоятельная работа с индивидуальным заданием


VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок
тестирование по теме урока
Работа с тестами за ПК



VII. Информация о домашнем задании
Сообщение задания на дом
Взять на заметку комментирование выступления
Записать коррективы согласно замечаниям
-


VIII. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Выставление оценок за выполненные задания по тестированию и выступления с комментированием;
Разбор типичных ошибок ;
Просьба к студентам сформулировать отзыв на занятие в целом
Запись типичных требований и ошибок и д/з
Итоговая оценка занятия
озвучивают свои впечатления об уроке.
Положительные эмоции по уроку


Преподаватели____________ /Федосеева К.Н./
______________/Головина С.М./








13PAGE 15


13PAGE 141415





Эђ Заголовок 1 Заголовок 215