Литературная гостиная «Ты наш друг и наш учитель, славный пушкинский лицей»


Заседание литературной гостиной,
посвященной Дню лицея
«Ты наш друг и наш учитель, славный пушкинский лицей»
Оборудование: музыка Allegro, романсы Алябьева «Соловей», М.Яковлева «Буря мглою небо кроет»
Слайды по теме, журнальный стол, свечи.
Звучит музыка
  Ведущий 1:   Мы приглашаем вас отправиться в Царское село начала 19 века. В 1811 г. по всей России пронесся слух: недалеко от Петербурга открывается особое учебное заведение.
Ведущий 2 «Дайте мне Указ прочесть.
                  Вот святилище наук!
                   Юношество приглашаем
                   В нем отлично обучиться,
                    Для России потрудиться.
                    В Храм науки все скорей,
                    В императорский Лицей».
    Подходят с двух сторон мальчики
    Разговор мальчиков:
-Что-то новое… слыхали?
-Да! Лицеем обозвали.
-Что же значит сей Лицей?
Надо выяснить скорей!
Аристотель так учил.
-Он тогда в Афинах жил.
И, гуляя по аллеям,
Размышлял он о Ликее.
-А на русский лад -  Лицей.
И хватает здесь аллей.
-Обучение – 6 лет.
Так решил их педсовет.
Ведущий1:  Итак, 199 лет назад, 19 октября 1811 г. в Царском Селе  30 мальчиков сели за парты и стали однокашниками.
Ведущий 2 : Им  было в среднем лет по 12. Мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет. Среди них были и проказники, и спорщики, и лодыри, и порой, неучи.
Они уже познакомились, пригляделись друг к другу.
(представляются):  Александр Пушкин, Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгем Кюхельбекер, Фёдор  Матюшков, Михаил  Яковлев.
Пущин:  Господа, Пушкин нас опередил: многое прочёл, о чем мы и не слыхали. Но главное достоинство его составляет то, что он  не важничает…(обнимает Пушкина). Разрешите представиться – нумер 13-ый, Иван Пущин.
Пушкин:  А –а, сосед! А я – нумер 14 – Александр Пушкин.
Пущин:  Очень  рад такому соседству.
                А, знаете, господа, в общем не трудно привыкнуть к новой жизни.
 Дельвиг:  Ну да… вставать с 6 утра!
 Яковлев:  А с 7 до 9 – класс!
 Дельвиг:  Но зато в 9 чай с белой булкой!
 Пушкин:  И первая прогулка до 10!
 Яковлев:  Но с 10 до 12 снова класс!
 Дельвиг:  А с 12 до часу вторая прогулка!
 Кюхельбекер: С 2 до 3 нудное чистописание!
 Матюшкин: Но и рисование!
 Пущин:   И, наконец, чай и 3-я прогулка. Нет, господа, что ни говори -  жить можно!
 Учитель словесности:  (звонит и объявляет: Господа, урок  словесности (все садятся: на столе - листочки, перья).
Учитель: Вы вчера писали в прозе.
                 А сейчас в стихах – о розе.
Кюхельбекер! Написали?
Кюхельбекер: Снова мысли поскакали.
Учитель:        Милый  Пущин! Что же с вами?
Пущин:      Я, профессор, не Державин.
 Учитель:  Что же  Пушкин Саша скажет?
Все хором:  Он сейчас стихи покажет.
(Пушкин отдаёт лист, учитель читает, потом говорит)
Учитель: О! Прекрасно! Прочитайте!
                 И другим пример подайте!
Пушкин читает:  Где наша роза, друзья мои?
                             Увяла роза, дитя зари,
                             Не говори: так вянет младость!
                              Не говори: вот жизни радость!
                              Цветку скажи: прости, жалея!
Все хлопают.
Появляется гувернер: Господа,  по чашке чая, вот всем булки,  настало время для прогулки. Вы только парами  идите. Достоинство своё храните!
(лицеисты сначала идут парами, потом устраивают свалку)
Гувернер: Ах! Вы опять все здесь вповалку.
                  Перед дворцом устроить свалку.
                  Не могут без проказ!
                   За вами нужен глаз да глаз.
                   Знать, плохо я вас сторожу-
                   Директору все доложу!
Пушкин:  Вы помните ль то розовое поле,
                Друзья мои, где красною весной,
                 Оставя класс, резвились мы на воле
                 И тешились отважною борьбой?
                  В начале жизни школу   помню я:
                  Там  нас, детей   беспечных, было много:
                   Неровная и резвая семья.
Учитель математики (звонит и объявляет урок математики)
(Все решают.  Один Пушкин ничего не делает).Учитель:  Пушкин, решайте уравнение.
 Пушкин:  Я не умею.
Учитель:  Идите и решайте, а вы все поспешайте!
(Пушкин мучается у доски)
Учитель:  Я всё стою печально и смотрю…
 Пушкин:     Но уравнение равно нулю.
Учитель:    У вас всегда и всё нулю равняется.
                     Да! С математикой у вас не получается.
                     Вы на последней парте заседайте,
                     Свои стихотворенья сочиняйте.
                      Вот вам единственный совет.
 Все  лицеисты:    Но он у нас большой поэт.
(по очереди встают, говорят, садятся)
1-й лиц.   Наша лицейская семья была интернациональна.
2-й лиц.    Кюхля – немец по отцу и матери
3-й лиц.     Отцы Данзаса, Дельвига – немцы.
4-ы лиц.     У Горчакова, Матюшкина матери – немки.
5-й  лиц.        У Пушкина прадед – арап.
     Ведущий 1.   Но Лицей воспитал учеников  в духе любви к Отечеству, к России. И все лицеисты пушкинского выпуска считали себя в дальнейшем истинно русскими.
Все вместе:   Нам целый мир чужбина.        Отечество нам Царское село.
Ведущий 2 : Все воспитанники были равны, никто не мог  презирать других или гордиться перед другими чем бы то ни было.
  (…пауза  .   Лицеисты встают).
Ведущий 1 : Последние лицейские дни. Май 1817 года. Выпуск воспитанников прошел тихо и скромно. Были розданы награды –медали, похвальные листы.
Ведущий 2 : На лицевой стороне лицейской медали были изображены: сова – символ мудрости, лира – символ поэзии, свиток и венки: лавровый – символ славы и дубовый – символ силы. Над ними надпись: «Для общей пользы».
Дельвиг:  Шесть лет промчались, как мечтанье,
                В объятьях сладкой тишины,
                И уж Отечества призванье
                 Гремит нам: шествуйте, сыны!
                     (руки вместе, обняться)
                 Простимся, братья! Руку в руку!
                  Обнимемся в последний раз!
                    Судьба на вечную разлуку,
                   Быть может, здесь сроднила нас!
Ведущий 1 : 19 октября 1811г. в Царском Селе (ныне г. Пушкин) 30 мальчиков сели за парты  и стали одноклассниками. Через 6 лет они получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут потом: (лицеисты представляются)
Поэты   : (выходят мальчики, игравшие роли поэтов) Александр Пушкин и Антон Дельвиг.
У Дельвига написано много стихов в духе народных песен. Самая известная – «Соловей мой, соловей». Композитор Алябьев на слова этой песни написал романс «Соловей». Прослушаем запись.
Декабристы:     Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер
Мореплаватель: Федор Матюшкин. Его именем назван мыс в Северном Ледовитом океане.
Композитор: Михаил Яковлев.
( Он написал лучший свой романс «Буря мглою небо кроет…» на стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Пушкин написал его в Михайловском изгнании, а посвятил своей няне). (Прослушивание записей )Ведущий 2: Все лицеисты пушкинского выпуска до последнего дня не забывали своих друзей и каждый год 19 октября отмечали очередную лицейскую годовщину, кто у лицейского старосты Михаила Яковлева на квартире, а кто в Сибирской ссылке, как Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер. И последний лицеист, переживший всех своих товарищей, Александр Горчаков будет отмечать 19 октября в одиночестве.
…(пауза)
Пушкинский Лицей продолжается.
Все: Ты наш друг и наш учитель, Славный Пушкинский Лицей.
Слово учителю для проведения викторины
                    
                                    Викторина.
Назовите  день и год открытия Лицея. (19 октября 1811г.)
Под какими  номерами были комнаты Пущина и Пушкина? (№13 и №14).
К кому из друзей обращены пушкинские строки:
«Мой первый друг, мой друг бесценный?» (к И. Пущину).
Сколько лицеистов было принято в Лицей? Сколько его закончили? (30; 1 исключен =29).
Выпускникам Царскосельского Лицея выдавались медаль. Какой девиз был  начертан на ней? (Для общей пользы).
Кто из лицейских  друзей  навестил Пушкина в ссылке в Михайловском?  (Пущин и Дельвиг).
С кем из лицеистов  встречался  Александр Сергеевич в селе Лямоново Псковской губернии? (с Горчаковым).
Именем какого лицеиста назван мыс в Северном Ледовитом океане? (Матюшина).
Кто из лицейских друзей стал  декабристом? ( Пущин, Кюхельбекер).
Какой  композитор написал романс на стих. Пушкина  «Зимний вечер»? («Буря мглою небо кроет…» М. Яковлев).
На стихи какого поэта был написан романс «Соловей»? (Дельвиг, муз. Алябьева).Кто в одиночестве  отмечал День Лицея? (Горчаков).
Какой художник написал  картину «Пушкин на экзамене», и какое стихотворение читает на нем Пушкин? (Репин; «Воспоминания в Царском Селе»).
Подведение итогов. Поощрения. Фотографирование.