Конспект урока по биологии в 6 классе на тему Виды корней, типы корневых систем.

Урок биологии в 6 классе.

Тема урока: Виды корней, типы корневых систем.

Цель урока: Познакомить учащихся с корнем, как функциональной структурой растительного организма.

Задачи урока:
Образовательные:
-сформировать у учащихся новые понятия - корневая система, главный корень, боковые и придаточные корни; умение делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Воспитывающие:
-воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.

Развивающие:
развивать у учащихся умение сравнивать корневые системы; навыки работы с биологическими терминами и гербарным материалом.

Тип урока: Урок изучения нового материала с первичным закреплением.

Оборудование: Компьютер, медиапроектор.

Дидактическое сопровождение: Гербарий, компьютерные материалы, презентация Power Point.

Материалы для познавательной деятельности: Карты проведения лабораторной работы, карточки – домашнее задание, индикаторы обратной связи (цветовые).

Основные понятия и термины урока: Главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы.


Ход урока
1 этап. Организационный момент.
-Здравствуйте! Давайте проверим готовность к уроку. На рабочем месте у вас должны находиться учебник, тетрадь, дневник, ручки, карандаши. Садитесь.
-Ребята, скажите, какую группу растений мы изучаем?
+Покрытосеменные.
-Какое еще существует название у этой группы растений?
+Цветковые.
-О чем говорит это название?
+Растения данной группы имеют цветок.
-Послушайте внимательно стихотворение, которое я сейчас прочитаю:

Цветок растения сказал всем с похвальбою:
«Моя обитель – небо голубое,
А ты, о корень, житель подземелья!»
Но корень возмутился: « Пустомеля!
Как ты смешен мне со своею спесью.
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?»

-Ребята, кто из вас согласится со словами, которые произнес корень? Почему?
+
-Действительно, растения не смогут жить без корня.

2 этап. Постановка цели и задач урока:

+Сегодня на уроке мы познакомимся с корнем, как функциональной структурой растительного организма; узнаем новые биологические понятия; будем делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

3 этап. Объяснение нового материала:
-Откроем тетради и запишем число и тему урока.
-Так, что же такое корень? Корень – это подземный вегетативный орган высших растений (кроме мхов). Давайте, подумаем, какую роль играют корни в жизни растений?
+.
-Роль корня в жизни растения очень велика ( презентация, слайд 2).
Рассмотрим функции корней:
Закрепление растения в почве и удерживание его надземной части.
Минеральное питание, т.е. через корни растение получает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества.
Накопление питательных веществ, т.е. в корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
Служит вегетативным органом размножения.


(презентация, слайд 3)
-Вспомните, когда мы с вами проращивали семена, а затем изучали их строение, находили зародышевый корешок. Вода и воздух, которые попадают в семечко, способствуют быстрому росту зародышевого корешка. Он укрепляется в почве, добывая из неё воду и минеральные вещества. При дальнейшем росте именно этот корешок становится главным корнем.
В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. Выделяют еще и придаточные корни, они развиваются на стебле, а у некоторых растений и на листьях, они могут тоже давать боковые корни.

(презентация, слайд 4)
-Все корни одного растения образуют корневую систему. Давайте посмотрим внимательно на слайд. Скажите, чем отличаются представленные корневые системы?
+У одного растения хорошо развит главный корень, а у другого растения главного корня невозможно выявить.
- Правильно. Различают два типа корневых систем: стержневая и мочковатая. Скажите, корневую систему какого растения вы бы назвали – стержневой?
+Цикория.
-Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений. У многолетних растений часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни. Например: у земляники, подорожника.
-А какая корневая система у овса?
+Мочковатая.
-Правильно. Мочковатая корневая система состоит из придаточных и боковых корней, а главный корень либо недостаточно развит, либо рано отмирает. Например: у лука, чеснока, овса.

4 этап: Первичное закрепление изученного материала:
-Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем, выполним лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы».
(Дежурный ученик раздает индивидуальные карты лабораторных работ).
-Подпишите свое имя и фамилию. Предлагаю вам ознакомиться с инструкцией и планом лабораторной работы.
(Ученики знакомятся самостоятельно с инструкцией и планом работы).
- У кого возникли вопросы, поднимите руки, я к вам подойду. Остальные приступаем к работе. Через 6 минут мы проверяем результаты вашей работы.
(Учитель консультирует и оказывает помощь учащимся, которые в ней нуждаются).
После выполнения учениками лабораторной работы, 2-3 ученика, вызываются для оглашения результата своей работы.












15