Конспект урока по русскому языку Корень-главная часть слова. Однокоренные слова


План-конспект урока
Предмет -Русский языкТема: Корень-главная часть слова. Однокоренные слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование: Русский язык. 2кл. -учебник 2ч, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь к учебнику 2 часть, компьютер, электронное приложение к учебнику, изображение дерева.
Деятельностная цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Образовательная цель:
-формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I.Оргмо-мент. Долгожданный дан звонок
Начинается урок! II.Актуа-лизация
знаний. – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарная работа.
(на доске запись)
Днжд, грмк, вдрг,скр,всл.
Это слова из словаря, только без гласных букв. Надо правильно дописать буквы и объяснить значение слов.
2.Орфографическая работа.
-Прочитайте слова на доске.
-Мел-…,угол-…,брат-…,стал-… .
-Поставьте вопросы к словам.( что? кто? что сделал?
-Добавьте ь в конце слова и прочитайте новые слова с вопросами.
-Что изменило значение слова?(буква ь)
Спишите пары слов, подчеркните букву ь.
– Что такое корень? (Подземная часть растения.)
– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.) Познавательные
УУД
1. Наблюдать над однокоренными словами.
2.Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
3.Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
4.Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем(горе, гора, гореть)
III.Постановка учебной задачи – Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план:
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, рабочей тетради.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. “Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
V.Пер-вичное закрепление.
VI.Само-стоятельная работа с провер-кой по эталону.Самоанализ и самокон-трольVII. Включе-ние нового знания в систему знаний и повторение.
VIII.
Рефлек-сия 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Работа на доске.
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
(Е. Измайлов)
– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
– Сравните свои выводы с выводом профессора Самоварова (с.49)
2.Работа с СД-диском. (Электронное приложение к учебнику.-Анимация.)
– Что для вас было новым? Непонятным?
3.Физминутка.
4. Работа по учебнику.
Упр. 61(с.46)– развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
5. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 131с.17(ч.2).
(дети собирают группы родственных слов, выделяют корень)
Род-Родина, родители, родной, родня, родственники.
Сад-садовник, садовый, садик, садочек.
Ход-ходок, ходули, ходить, ходики.
-Как вы докажите, что каждая группа слов, которая у вас получилась это родственные слова?
(ответы детей)
-Обратите внимание на первую группу слов. Я вам хочу сказать, что от этих слов идёт какое-то тепло. Почему?(Ответы детей.) Правильно. От этих слов на душе становится светло и радостно, потому что мы любим, когда вместе собираются родственники, родные люди. Хочется друг другу сделать приятное. Мы должны беречь отношения между родственниками, родными, заботиться друг о друге. Тогда и любая беда будет не беда, когда знаешь, что родственники рядом. Берегите своих родителей, помогайте им и жалейте их!
6. Работа в паре.
– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет слово -дом.
(Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен).
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
7. Работа с СД-диском (Электронное приложение к учебнику- Упражнения.)
«Помоги паучку сплести паутину»
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
– Найдите правильное определение корня.
Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень – это главная часть предложения».
Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1.Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3.Выявлять сущность, особенности объектов.
4.На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать по признакам.
6.Ориентироваться на развороте учебника.
7. Развиваем умения высказывать своё мнение.
8.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IX.
Домаш-нее задание с.47 упр 62
придумать сказку про корень(по желанию)