Итоговый тест по литературе для учащихся 10 класса


Итоговый тест по литературе 10 класс.
1.Как вы понимаете термин «народность»?
1) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ.мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.
2)Лит.произведения, рассказывающие о жизни народа.
3)Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
2.К какому лит.жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?
1)комедия 3)лирическая драма
2)трагедия 4)трагикомедия 5)драма
3.Катерина признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?
1)страх перед свекровью 3)желание искупить вину перед Богом и муки совести
2)чувство стыда 4)желание уехать с Борисом.
4.Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:
1)расставание Катерины с Тихоном 4)прощание с Борисом
2)признание Катерины перед жителями города в неверности 5)сцена с ключом.
3)встреча с Борисом
6. Определите сюжетную основу романа «Обломов»?
1) отношения Обломова с крепостными 3) история любви Ильи и Ольги
2) описание дружеских отношений Обломова и Штольца 4) история любви Обломова и А.М. Пшеницыной
7. Что мешает Обломову быть деятельным человеком
1) бедность 3) отсутствие цели
2) болезнь 4) воспитание и закономерности жизни
8. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:
1) расширить представление о барской жизни 2) объяснить происхождение героя
3) объяснить причины апатии и бездеятельности героя
9.Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу:
1) сравнения 3) дополнения
2) антитезы 4) взаимного исключения
10. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:
1) книга 3) халат 5) письменный стол
2) рояль 4) трость
11.Кто из героев романа приближен к авторскому идеалу?
1) Обломов 2) Штольц 3) Ольга Ильинская 4) Захар 5) Пшеницына
12.Кому симпатизирует И.Тургенев1) революционерам-демократам 2) разночинцам 3) либералам 4) монархиста
13.И.Тургенев написал
1) «Записки врача» 3) «Записки охотника»
2)»Записки на манжетах» 4) Записки из мертвого дома»
14. Цикл «Записки охотника» открывался рассказом:
1) « Малиновая вода» 3) «Певцы» 5) «Бурмистр»
2) «Хорь и Калиныч» 4) « Бежин луг»
15. Основная тема цикла «Записки охотника»:
1) русская природа 3) взаимоотношения в крестьянской среде
2) взаимоотношения крестьян и помещиков 4) тема крестьянского быта
16.Кому посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
1) Н. Чернышевскому 3) Д.Писареву 5) Н.Добролюбову
2) Н.Некрасову 4) В.Белинскому 17.Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
1) Ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым2) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
3) борьба между либеральными монархистами и народом
18. Споры героев романа велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
1) об отношении к культурному наследию 4) о положении рабочего класса
2) об искусстве, науке 5) об общественном долге, о воспитании
3) о нравственных принципах и системе поведения человека
19. Кто был главным оппонентам Е.Базарова в спорах?
1) Аркадий 3) Н.П. Кирсанов 5) А.Одинцова2) П.П.Кирсанов 4) В.И.Базаров20. К какому сословию принадлежит Е.Базаров?
1) крестьяне 3) дворяне
2) мещане 4) разночинцы
22..Какова будущая специальность Е.Базарова?
1) инженер 3) ученый – исследователь
2) учитель 4) врач
23. Чем Е.Базаров особенно далек автору романа?
1) непонимание роли народа в освободительном движении
2) нагилистическим отношением к культурному наследию России
3) преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении
4) отрывом от какой-либо практической деятельности.
24. Людей, близких по духу Базарову, называют:
1) щестидесятники 3) декабристы
2) пятидесятники 3) восьмидесятники.
25.Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности:
1) любовь к Одинцовой 3) спор с П.П.Кирсановым2) разрыв с Аркадием 4) посещение родителей
26.Лирика – это:
1) Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутреннее переживания лирического героя;2) эмоциональное восприятие повествователем описываемого;
3) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире.
27.Народность – это:
1) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире свою эпоху, национальные идеалы, жизнь народа; признак общенационального признания писателя;
2) проявление в художественной литературе национальной литературной традиции;
3) совокупность произведений устного творчества, ориентированного на общенародный идеал; включение традиций народного творчества в литературу.
28..Поэтика – это:
1) жанр фольклора, художественное воплощение скорби по утраченному человеку или связи с каким – либо событием;
2) система художественных средств и приемов, появление которых обусловлено определенными идейно – тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя;
3) часть лексики, слова и обороты, присущие устной народной речи и испорльзуемые в художественной литературе в целях создания речевой характеристики героев.
29. .Ведущий способ изображения в произведениях Салтыкова – Щедрина:
1) импрессионизм; 3) символизм; 5) реалистический гротеск;
2) юмор; 4) ирония
30. Эзопов язык – это:
1) художественное преувеличение; 2) иносказание 3) художественное сравнение
31. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как :1) очерк 3) легенда 5) фантастический рассказ
2) газетный фельетон 4) басня
32 . Салтыков – Щедрин использовал жанр сказки, потому что:
1) стремился приблизить литературу к народу
2) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
3) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы
33.Перу Салтыкова – Щедрина не принадлежат романы:
1) «Пошехонская старина» 3) «История одного города»
2) «Господа Головлевы» 4) «Накануне
34. Основная тема раннего творчества Достоевского:
1) тема сильной личности 4) тема «униженных и оскорбленных»
2) тема «наполеонизма» 5) тема активного социального протеста
3) тема пробуждения народных масс
35 .Какой роман Достоевского был назван Белинским первым социально – психологическим романом в русской литературе?
1) «Преступление а наказание» 3) «Бесы» 4) «Униженные и оскорбленные»
2) «Бедные люди» 5) «Братья Карамазовы»
36 .Раскольников покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за1) желания обогатиться 3) желания проверить теорию
2) желания отомстить Алене Ивановне 4) необходимости помочь близким37.Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?
1) в спешке забыл взять деньги 3) из-за страха быть разоблаченным
2) деньги не являлись целью преступления 4) герой забыл место тайника
38. После совершенного преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что:
1) она тоже «переступила» нормы человеческой морали;
2) нуждается в чьем – либо участии, ведь он «как ножницами отрезал себя» от всего мира;
3) она не выдаст его; 4) ему больше некуда идти.
39. Какое событие в романе явилось началом крушения Раскольникова?
1) разговор с Порфирием Петровичем 2) встреча с Мармеладовым 3) сцена на Николаевском мосту
4) второе свидание с Соней 5) самоубийство Свидригайлова
40. Определите основной конфликт романа:
1) Раскольников и старуха – процентщица 2) Раскольников и Порфирий Петрович
3) Борьба одинокой личности с окружающим миром
41. Роман «Преступление и наказание» - социально – психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?
1) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируют свои поступки;
2) раскрывая внутренний мир его героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движении. Его привлекает результат этих переживаний;
3) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменнчивость психической жизни человека. Н.Г Чернышевский назвал этот принцип «диалектикой души»
42.В романе «Преступление и наказание» можно заметить библейские сюжеты, образы, символику. Какой образ является ключевым в произведении?
1) убийца и блудница 4) поклон на четыре стороны
2) крест 5) Голгофа
3) воскресший Лазарь
43.Характерными чертами высшего общества в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» являются ( найдите лишнее)
1) предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие. 3) интриганство, светское злоязычие
2) патриотизм, боль за судьбу Родины. 4) паразитизм и праздность
44.Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:
1) Аустерлицкое сражение 3) Бородинское сражение
2) Шенграбенское сражение 4) Красненское сражение
45.Л.Н.Толстой написал автобиографическую трилогию:
1) «Детство. Отрочество. Юность»
2) « Детство. Юность. Мои университеты.»46 .Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных1) А.П.Шерер 3) Дома князей Болконских
2) Дома Ростовых
47.Патриархальное московское дворянство представлено в образах ( найдите лишнее)
1) Графини Безуховой 2) Семьи Ростовых.3) Дарьи Дмитриевны Ахросимовой
48.О какой войне приведено высказывание Пьера Безухова:
«Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил на военную службу,…но против величайшего человека в мире… это нехорошо»
1) война 1805 3) война 1812
2) война 1807 4) война 1805-1807.
49 .Имел ли Чехов приверженность к каким – либо политическим группировкам
1) да 2) нет
50 .Идея художественного произведения – это
1) обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности
2) зримое представление облика человека, явления, предмета
3) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения
51 .Отличительными особенностями творчества А.П.Чехова являются ( найдите лишнее)
1) объективность изображаемого 3) морализация, назидательность
2) краткость произведений 4) контрастность в изображении героев.
52.С каким театром сотрудничал АП.Чехов1) Малый театр 3) Художественный театр
2) «Современник» 4) Театр имени Станиславского
53 .Подберите произведения А.П.Чехова соответственно предложенным темам:
1)обобщающая картина деспотизма в России
2)типичная картина обывательской жизни, разлагающей человеческую душу
3)величие человеческого труда, общественная ценность человека, подлинная и мнимая значимость человека в обществе
4)осуждение духовного застоя, разоблачение обывательщины русской интеллигенции
а) «Крыжовник» б) «Попрыгунья» в) «Ионыч» г) «Палата № 6»
54.Пьеса – это…
1) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения
2) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене
3) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельством.