Тема урока: Органы цветковых растений. Корень 6 класс


Учебное заведение МКОУ Ленинская СОШ
Учитель Приворотная Д.А.
Тема урока: "Органы цветковых растений. Корень"
Предмет: Биология
Класс: 6
Учебник: . Биология. Живой организм. 6 кл. Н.И.Сонин. ФГОС Издательский дом «Дрофа» 2014г.
Тип урока: Комбинированный.
Задачи урока:
образовательная –  раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения  и значение корня в жизни растения, познакомиться с видами корней и их функциями;
развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;
воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.
Оборудование:- гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, учебник Биология. 6 класс. Н.И.Сонин., картинки.
Методы обучения:
*словесные (рассказ, беседа, объяснение);
*наглядные (учебная литература, рисунки, таблицы).
Формы работы учащихся: беседа, работа с учебником, текстом.
План изучения нового материала:
Органы цветкового растения
Корень и его функции.
Виды корней.
Типы корневых систем.
Видоизменения корней, их значение в жизни растений.
Зоны корня.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с растениями. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
2. Проверка домашнего задания.( Актуализация знаний)
Учитель. Прежде чем мы начнем изучать новую тему давайте вспомним прошлый материал. На прошлом уроке мы изучили тему: Называет ученик «Ткани растений и животных». Чтобы выяснить, как вы усвоили тему, я проведу устный опрос.
Какие ткани бывают? (Образовательная ткань и покровные ткани.)
Что же такое образовательная ткань? (Деление её клеток обеспечивает рост растениям.) А что же тогда обозначает покровная ткань? (она защищает растения от неблагоприятных воздействий, и от повреждения.)
3 Изучение нового материала. Формирование темы урока.
Учитель. Ребята урок сегодня не обычный. Он имеет свое название. Называется он...(Пауза). Вот досада, я забыла как должен называться наш урок. Поможете мне вспомнить ребята?
Растение это целостный организм. У растений как и у животных имеются органы. Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности отражается на других. Например, повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Растение не может жить, если его органы не работают.
Какие органы вы можете назвать у растений? (стебли, листья, корни, цветки, плоды.) Вывешиваем таблицу

Учитель. Правильно, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе усложнения организации появились стебли, листья, корни, цветки, плоды.
С помощью чего крепится растение?( с Помощью корней)
Значит, мы можем назвать тему нашего урока. Называет ученик Правильно, тема нашего урока «Органы цветковых растений. Корень». Вывешиваем тему на доску.
Учитель предлагает ученикам открыть свои тетради и записать дату, название темы урока, которая написана на доске.
Учитель: Ребята ,вы сказали ,что корень-это главный орган растений.
И теперь я вам хочу задать Проблемный вопрос: А почему нет корней у водорослей? Как выживают они без корней?.
На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.
Учитель: Давайте дадим определение, что такое орган? работа с учебником ищем определение на стр 36.
Орган-часть тела, выполняющая определенные функции(запись в тетрадь)
Учитель: Все органы делятся на вегетативные и генеративные (схема на доске).

Учитель: Давайте запишем определение вегетативных и репродуктивных органов.
Вегетативные органы- это те органы, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения.
Генеративные органы выполняют функции размножения и распространения.
НО! Многие растения могут размножаться с помощью вегетативных органов: клубнями, корневыми, листовыми, стеблевыми черешками и др.
Учитель: Посмотрите на схему и дайте определение корня.
Корень- это вегетативный корень.(запись в тетрадь)
Учитель: Как вы думаете, какие функции выполняет корень?
А поможет вам определить функции корня стихотворение В.Жака
Раздается стихотворение и дается время на самостоятельную работу с текстом Кристина
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак)
Учитель: Итак, перечислите функции корня.
Учащиеся перечисляют функции,и затем записывают в тетрадь.
Основные функции корня:
-закрепление растения в почве;
-поглощение из почвы неорганических веществ;
-дыхание;
-запасание веществ.
Учитель. Значение корня:
Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут. Обеспечивает стебель и его членов семьи водой и минеральными веществами, т.е. осуществляет почвенное питание. Накапливает органические вещества в запас.
Учитель: Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название- стержневая.(схема на доске)

Корневая системастержневаямочковатая-главный корень-боковые корни-главный корень недоразвит-хорошо развиты боковые и придаточные корни
Запись схемы в тетрадь.
Корневая система
Стержневая мочковатая
-главный корень - главный корень недоразвит
-боковые корни
Учитель: Рассмотрите в предложенных вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами. Сравните с схемами корневыми системами, которые изображены на картинке давайте определим строение корневой системы.
На столах у вас лежат гербарии
1.Рассмотрие корневые системы..
2.Как называются эти корневые системы, и от каких они растений?
3.Зарисуйте корневые системы. Подпишите их части.в этом вам поможет учебник на стр 38
Учитель: Обратите внимание на доске есть рисунки морковь, свекла. Где у них корень?(ответы учащихся).
Вопрос: А почему корнеплоды такие большие?
Ответ: в нем много питательных веществ.
Учитель: Молодцы!
Учитель: А теперь давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока:
Почему у водорослей нет корней? И как выживают они без корней?
Учитель: Правильно, вы на верном пути.
Ответ на вопрос: Одним из самых главных предназначений корней у растений является впитывание из более низких слоев почвы питательных веществ и воды. Именно поэтому корни некоторых растений ,особенно пустынных, достигают несколько метров! А водоросли итак находятся в среде с водой и растворенными в ней питательными веществами. Поэтому водорослям не нужны корни- они впитывают питательные вещества всей поверхностью тела.
4. Закрепление изученного материала и рефлексия.
Учитель: А теперь давайте вспомним по нашей теме и все то новое, что вы узнали на уроке.
Какие виды растений вы узнали (показать на таблице)?
Какие типы корневых систем в узнали
Что такое орган
Назовите функции корня.
Назовите зоны корня и покажите на таблице.
Какие видоизмененные корни вы знаете?
Каково значение корня для растений?
Рефлексия: на доске висит Сказочное дерево. у вас на столах лежат Разноцветные бабочки, цветки, птички.
жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
Учитель: Молодцы, поработали сегодня очень продуктивно. Большое спасибо за работу.
5.Домашнее задание
Запишите дом.задание.:с.38 учебника до слов (побег)
На выбор: - составить кроссворд
-составить вопросы к тексту параграфа.
Кристина
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак)
жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.