Конспект урока по математике Деление с остатком.


Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1.Организационный момент.
ФизминуткаПостановка проблемы
Первичное закрепление
Итог урока и рефлексия - Разрешите мне предложить вам отправиться в путешествие за новыми знаниями.
А куда и на чём, вы определите сами.
Посмотрите на доску. На доске рисунок.
- Что вы видите?
-Какие перед нами фигуры? чем отличаются друг от друга?
-Что вы можете сказать о числах? Какое задание хотите предложить?
-Какое число лишнее?
- Что ещё можно сделать с числами?
- Запишите в том порядке, какой вам больше нравится.
Учитель прикрепляет на доске другую табличку.
- Как вы думаете, какое задание я хочу предложить?
-Учитель вызывает по одному ученику к доске(на каждое матем. выражение). ученик выбирает то выражение, которое хочет решить, считает, переворачивает деталь мозаики с числом-ответом и прикрепляет к игровому полю. остальные уч-ся с помощью сигнальных кругов показывают своё согласие или несогласие с решением отвечающего. В результате на доске из мозаики складывается рисунок с изображением ракеты.
-Куда мы сегодня будем путешествовать?
- Почему вы так решили?
- Как вы думаете, почему сегодня я выбрала для путешествия именно ракету?
-Как связаны с этим праздником, записанные нами числа?
(рядом с табличкой учитель записывает дату).
- Кто этот человек?
(На доску вывешивается портрет)
- А число 45?
(Если дети не отвечают, учитель предлагает вернуться к этому числу в конце урока.) 45 лет прошло с того момента, как люди стали летать в космос.
-Кто из вас знает, как называется современный летательный аппарат?
В наши дни космонавты летают на специальных летательных аппаратах — космических челноках.
Мы с вами отправляемся путешествовать на этом летательном аппарате.
- Внимание! внимание! Объявляется предстартовая готовность. Наша космическая эскадра отправляется в сказочное межпланетное путешествие. ваша задача — показать свои знания, выполнить чётко все инструкции, провести исследование и сделать новое открытие.
(Учитель даёт план путешествия).
На планете “Смекай-ка” васждёт решение задачи, на п. “Исследуй-ка”- предстоит открытие, на п. “рассуждай-ка” — нестандартные задания; работа с числами на “созвездии космических чисел”.-Отправляемся на планету «исследуй-ка». нас встречает инопланетянин Котатсо.
(На доске рисунок.)
У него есть 3 сына: Дыр, Быр, Шир. Они ходят в скафандрах разных цветов: синем, жёлтом и красном. У дыра скафандр не красный, у быра – не красный и не жёлтый. какого цвета скафандры у инопланетян?
-Обсудите в своих экипажах.
-Котатсо рад, что вы помогли ему. Он предлагает нам немного поразмяться.
Если число делится на 2, дети прыгают на месте.
Если не делится на 2, то приседают.
Учитель называет числа: 4, 5, 7, 12, 16, 1, 20, 3, 15, 6
- Ребята, в гости принято ходить с подарками, что же делать? У меня есть 8 календариков, 12 карандашей и 9 конфет (числа записываются на доске, предметы показываются детям).
- Помогите мне поделить подарки поровну, какое действие нам сейчас пригодится?
- Поделите в тетрадях числа и скажите по сколько календариков, карандашей, конфет нужно дать инопланетянам?
-Что же делать?Вот проблема? Обсудите в своих экипажах возможные варианты решения.
- Мы встречались с таким случаем деления?
- Как бы вы его назвали?
- Проверим кто из вас прав. прочитайте заголовок на стр. 154 учебника.
Учитель записывает на доске тему урока.
Давайте проведём исследование, Как часто может произойти такая ситуация, когда число не делится на равные части. Нам поможет задание №347 стр. 154 учебника.
Дети поэтапно выполняют задание:
1) запишите отрезок натурального ряда чисел от 7 до 25. сколько записано чисел?
2) обведи числа, которые делятся на 8. сколько таких чисел? сколько чисел расположено между двумя числами, делящимися на 8?
3) какое следующее натуральное число делится на 8?
Сколько между ним и 24 чисел?
4) подумай, сколько чисел стоит в натуральном ряду между числами, которые делятся на 9? на 5?
5) проверь с помощью отрезков натур. ряда чисел
1 гр. И 2 гр. -:9 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
3 гр. И 4 гр. -:5 4, 5, 6, 7, 8, 8, 10
Учитель. Какой вывод можно сделать?
- Наш и экипажи благополучно возвратились на Землю. Давайте ещё раз назовем кто же сегодня совершал межпланетное путешествие.
- Какое важное открытие для себя вы сделали сегодня?
- Кто был самым внимательным и вспомнит как звали старшего инопланетянина с планеты “Исследуй-ка”?
- А кто попробует разгадать тайну этого имени. она связана с темой урока.
- За что вы можете себя похвалить? Что не получилось?
Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.
Посчитайте звёздочки, которые вы получали за верные ответы. Оцените свою работу.
По лесенке знаний.
Дети рисуют метку на лесенке знаний (у каждого ученика индивидуальный листок). Какое домашнее задание вы хотели бы получить:
1) Составить 4 примера на новый материал-деление с остатком?
2) Выполнить №355?
.
-Геометрические фигуры и числа.
-Треугольники и четырёхугольник. отличаются количеством сторон.
-Все числа натуральные.
Их можно разделить на группы (найти лишнее число).
Лишнее — 4, т. к. оно однозначное, остальные — двузначные.
Лишнее — 61, т. к. оно нечётное.
- Их можно записать в порядке возрастания и убывания.
(Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях)
4 12 45 61
- Найти значения математических выражений сложить мозаику.
(ученик выбирает то выражение, которое хочет решить, считает, переворачивает деталь мозаики с числом-ответом и прикрепляет к игровому полю. остальные уч-ся с помощью сигнальных кругов показывают своё согласие или несогласие с решением отвечающего. В результате на доске из мозаики складывается рисунок с изображением ракеты).-В космос
-Мы построили ракету, на ракете можно путешествовать только в космос.
- Недавно был праздник-день космонавтики.
-12. 04. 1961 г. человек впервые побывал в космосе. (рядом с табличкой учитель записывает дату:
Юрий Алексеевич Гагарин.
Ребятам даётся выбор,с какой станции начнут.
- У Быра — синий, т. к. по условию сказано, что у него не красный и не жёлтый.
- У Дыра — жёлтый, т. к. по условию у него не красный, а у быра мы определили, что синий. - У Шира — красный, оставшийся.
(Дети записывают решение в тетрадь, учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением детей Котатсо.)
-Деление.
(Дети выполняют самостоятельно, с послед. записью на доске.)
8:4=2
12:4=3
9:4=?
Дети выдвигают мнение.
- Можно дать по 2 конфеты каждому, 1 останется лишней.
- нет
(Дети дают возможные варианты ответов.)
Чтение — “от шопота до крика”.
Дети записывают в тетрадях,
Дети выполняют задание
19
3
7
32
7
На 9-(8)
На 5-(4)
-Чисел, которые делятся без остатка, меньше, чем чисел, которые при делении дают остаток.
(уч-ся хором называют свои команды).
- Узнали, что не все числа можно разделит без остатка.
- Котатсо.
- Тема урока:”деление с остатком”. Если прочитать слово Котатсо в обратную сторону, то получим — остаток.
Ответы детей