Конспект урока по математике для 3 класса «Деление с остатком»


Предмет: математика.
Класс: 3
Тема: «Деление с остатком».
Цели: 1.Познакомить детей с новой темой, учить делить числа с остатком, сформировать понятие об остатке.
2.Развивать мышление, математическую речь, умение решать задачи.
3.Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: слайды, жетоны, белки, грибы, орехи.
Ход урока:
Этапы. Содержание. Примечание.
Оргмомент. Здравствуйте ребята!
- Какое у вас сейчас настроение?
Минутка чистописа-
ния. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какое число у вас прописано? Охарактеризуйте его. Назовите последующее число, назовите предыдущее число. Разложите на сумму разрядных слагаемых. Пропишите это число до конца строки. Каждая цифра пишется в отдельной клеточке с наклоном. 5431
Устный счет. Посмотрите на доску. Задание будем выполнять по рядам. Первый столбик решает первый ряд, второй столбик решает второй ряд, третий столбик решает третий ряд.
8*8о= 8*3:6= 12:4=
70*4= 9*2:3= 150:5=
9*70= 4*8:2= 6*8=
8*70= 36:9:4= 420:7=
2*60= 36:9*2= 36:6=
5*70= 32:8*2= 480:6=
70*7= 16:8*3= 25:5=
90*3= 45:2*3= 720:9=
Слайд.
Постановка целей и задач. Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться решать с остатком. И в гости к нам пришли жители зоопарка. Они хотят посмотреть, как вы знаете математику, а тот, кто будет работать на уроке, получит жетон и оценку.
А кто именно пришел, узнаете отгадав загадку:
Рыжий маленький зверёкПо деревьям прыг да скок.Он живёт не на земле,А на дереве в дупле.
(Белка.)
Изучение новой темы. Посчитайте сколько белок?(3)А сколько у меня грибов? (7) Я раздаю каждой белке по одному грибу. Сколько грибов у меня осталось? (4). Могу ли я еще раз раздать белкам по одному грибу? Сколько теперь у меня осталось грибов? (1).По сколько грибов получила каждая белка? (по 2).
Это можно записать так:
7:3=2(ост. 1)
Ребята, обратите внимание, остаток всегда должен быть меньше делителя.
Теперь проверим умножением.
3*2+1=7 Нужно 3 умножить на 2 и прибавить остаток 1.
А теперь мы должны раздать два ореха трем белкам. Сколько белок? (3)А сколько орехов? (2). Можем ли мы раздать по одному ореху каждой белке? (нет) т.к. в числе два три не содержится ни разу, значит, они получают ноль орехов и останется два ореха. Запишем это так:
2:3= 0 (ост.2)
Обратите внимание остаток меньше делителя.
Поверим умножением:
0*3+2 =2.
Теперь будем выполнять деление в выражениях.
12:5=2 (ост.2)
В числе 12 сколько раз содержится по 5?(2 раза.). Дважды пять равно десять, а у нас 12. Сколько будет остаток? (2).Остаток меньше делителя.
12:5=2
12-10=2
2 <5
Проверим умножением:
2*5+2=12.
Сейчас решим такое выражение:
4:7= 0 (ост.4)
В числе 4 сколько раз содержится число 7?(0 раз.), значит, значение частного равно 0 и остаток будет 4.
Проверим умножением.
0*7+4=4.
На доске.
Закрепление новой темы. Жители зоопарка приготовили нам задания, и первое задание принес крокодил. Оно находится в учебнике на стр. 159 № 2.
14:3= 4 (ост. 2)Сколько раз число 3 содержится в числе 14? (4 раза.) Какой будет остаток?
Проверим умножением.
3*4+2=14
14:2=7
14:5=2 (ост.4)
5:7=0 (ост.5)
6:8=0(ост.6)
4:9=0 (ост.4) Жетоны за ответ.
Физминутка Раз – мы встали, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – руками три хлопка,
А четыре на бока,
Пять – руками помахать.
Шесть на место тихо сесть
Семь, восемь лень отбросить. Решение задач. Следующее задание нам приготовила панда.
Найдите задачу на стр.159 №3.
… прочитай задачу.
О чем говорится в задаче? (О расстояниях.) Чему равно расстояние от аула до райцентра? (24 км.) Чему равно расстояние до областного центра? (В 3 раза длиннее). Что сказано о расстоянии до соседнего аула? ( В 6 раз короче, чем до областного центра). Прочитай главный вопрос в задаче. (Чему равно расстояние между аулами?)
Составив краткую запись. К доске…
До райц.-24 км.
До обл. центра - ? в 3 р. б.
До сосед. аула - ? в 6 р.м.
Еще раз прочитай вопрос в задаче. Можем ли мы сразу на него ответить? (Нет). Почему? (Не знаем сколько км. до обл. центра). Что мы узнаем в первом действии? Каким действием? Почему?
1)24*3=72(км) до обл.центра.
Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос в задаче? (да.) Каким действием? Почему?
2)72:6=12 (км.)
Ответ:12 км расстояние между аулами.
Молодец! Садись.
Ну, а следующее задание нам приготовил еж. Прочитайте задачу под № 4.
О чем говорится в задаче? (О рыбных и безрыбных озерах.) Сколько озер имеется в Северном Казахстане? (600). Сколько озер в Кокшетау? (В 2 раза меньше.) В скольких из них есть рыба? (108). О чем спрашивается в задаче? (Сколько безрыбных озер в Кокшетау?).
Составим краткую запись. К доске…
Сев. Каз.- 600 оз.
Кокш.- ? в 2 р.м.
Рыбные – 108 оз.
Безрыбные - ? оз.
Мы знаем, что в Кокшетау 108 рыбных озер можем ли мы узнать, сколько озер без рыб в Кокшетау? (Нет). Почему? (Не знаем, сколько всего озер в Кокшетау). Можем ли мы это узнать? Как? Каким действием? Почему?
1)600 : 2=300(оз.) в Кокшетау.
Зная, сколько всего озер в окрестностях Кокшетау и сколько из них рыбных можем ли мы узнать, сколько безрыбных озер? Каким действием?
2) 300- 108 = 192(оз.) без рыбы.
Молодец!
А самое сложное задание нам приготовила лиса.
Чтобы его решить нам нужно вспомнить площадь квадрата, периметр квадрата и объем куба.
Как найти площадь квадрата?
Как найти периметр квадрата?
Как найти объем куба?
Назовите свойство квадрата. (Все стороны равны). Назовите свойство куба. (Все грани равны).
Сейчас прочитайте задание под № 6. Подумайте 2 минуты. Кто сможет решить и объяснить это задание, поднимите руку.
У квадрата все стороны равны, значит S= 8*8=64 см.
Р = (8+8)* 2= 32см. Может.
2. Р = 2(а*в)
Р=28.
28: 2=14.
(7+7)*2=28см.
S= 7*7=49 см. Может.
3. 4*4*4= 64 см. Может.
Жетон.
Жетон.
Слайд.
S=a*b
S=2(a*b)
V=a*b*c
Жетон.
Жетон.
Жетон.
Рефлексия. – Как изменилось ваше настроении?
- Продолжите фразы.
- сегодня на уроке…
Узнал…
Запомнил…
Не понял…
Оценивание. Звери очень довольны вашей работой на уроке. Те, у кого жетоны красного цвета получают «5», а у кого синего «4». Д/з. Стр. 161 № 1, №6. Стр. 160 № 4.