Конспект по математике на тему Странички для любознательных.


Странички для любознательныхЦели: повторить и обобщить материал, изученный на предыдущих уроках; развивать умение применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные знания в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I.Организационный момент
Сегодня на уроке мы отправляемся в экологическую экспедицию. Вы будете работать в научно-исследовательских группах.
Выберите капитана своей команды. Он будет руководить командой и назначать ответственных за выполнение исследования.
За правильные ответы вы будете получать жетоны. Их может получить как отдельный ученик, так и вся команда. Жетоны складывайте в рюкзаки на ваших столах, в конце игры мы посчитаем их и выявим победителей.
II.Актуализация знаний
1.Логическая разминка
Решите задачи.
-Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, которая могла вместить только одного человека. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали' (Они подошли к разным берегам реки.)
-Летела стая тетеревов, села в роще на деревья. По 2 сядут - 1 дерево лишнее, по 1 сядут — 1 тетерев лишний. Сколько тетеревов и деревьев? (3 дерева, 4 тетерева.)
2. Устный счет
Игра «Переправься через болото»
40576541021000— Через болото можно переправиться по кочкам. Но наступать можно только на те кочки, где записан пример, в ответе которого получается круглое число.
(Подведение итогов. Капитаны подсчитывают количество жетонов и кладут в рюкзаки.)Теперь мы готовы к путешествию.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 20).
На лесной полянке нас встречает белочка. Она просит помочь ей сделать запас орехов.
(Обсуждение в группах. Выражение учащиеся записывают на листочке. После этого выходит один человек от каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные — по одному.)— Как легче вычислить значение этого выражения?
(Учитель записывает выражение на доске, соединяя числа парами.)
2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 = 35
№2 (с. 20).
Следующее задание для исследования — экологическая рыбалка. Рыбок после рыбалки мы отпустим обратно, чтобы они подросли.
(Обсуждение в группах. После этого выходит один человек от каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные — по одному.)Ответ: в первом слева ведерке улов Коли, во втором — Алеши, в третьем — Димы.
IV.Физкультминутка
V.Продолжение работы по теме урока
1.Работа по учебнику
№ 3 (с. 21).
К нашей белке в гости пришел бурундук. Они вместе собирают грибы на зиму.
29210172148500(Обсуждение в группах. Задача решается подбором. После этого выходит один человек от каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные — по одному. Если учащиеся затрудняются с решением, нужно выполнить рисунок и разобрать задачу подробно.) Уберем 3 гриба, так как у белки на 3 гриба больше. Теперь грибов будет два раза поровну.
Сколько осталось грибов? (10.)
Какие два одинаковых слагаемых в сумме составляют 10? (5 и 5.)
Получается, что у бурундука 5 грибов, а у белки столько же и еще те 3, которые мы убрали. Сколько грибов у белки? (5 + 3 = 8.)
Проверим. Что в условии задачи сказано о том, на сколько грибов у белки осталось больше? (На 3.)
Сколько грибов у бурундука? (5.)
Сколько у белки? (8.)
На сколько у белки грибов больше, чем у бурундука? (8— 5 = 3.)
№4 (с. 21).
На полянке в лесу мы встретили Красную Шапочку. Она решила угостить белку и бурундука пирожками, но так, чтобы несколько пирожков осталось бабушке. Белка любит пирожки с грибами, бурундук — с яблоками, а бабушка - с капустой.
-7683529273500Прочитайте задачу. Кому сколько пирожков достанется?
Выполните рисунок на листочках и найдите разные варианты решения.
Уберем 3 пирожка. Оставшиеся пирожки — это и пирожки с грибами, и пирожки с капустой, и пирожки с яблоками. Подумайте, каких пирожков сколько.
(Обсуждение в группах. После этого выходит один человек от каждой команды и называет ответ. Команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получает три жетона, остальные — по одному.)Ответ: 8 пирожков с капустой, 5 — с грибами, 1 — с яблоками или 7 пирожков с капустой, 4 — с грибами, 3-е яблоками.
№5 (с. 21).
Лесных жителей пора расселить в домиках.
Найдите закономерность. (10 + 8- 7=11.)
(Ученик, первым давший правильный ответ, получает жетон для своей команды.)
Расставьте числа в других домиках: первый ряд — в красном домике, второй ряд — в синем домике, третий ряд — в зеленом домике.
(Команда, выполнившая задание первой, получает три жетона, второй — два жетона, третьей — один жетон.)
Ответы: красный домик — 20, синий домик — 16, зеленый домик — 15.
VI.Рефлексия
Оцените свое умение работать в команде.
VII.Подведение итогов урока
Наша экспедиция закончилась. Лесные жители благодарят вас за помощь. Посчитайте свои жетоны.
У какой команды жетонов больше всего? (Награждение команды-победительницы. Остальные участники игры получают поощрительные призы.)Расскажите, какие задачи вам было интересно решать.
Какие чувства вы испытывали, когда находили верное решение?