Использование игровых технологий на уроках общественных дисциплин.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
В наше время сложно заинтересовать учащихся чем-либо. Особенно сложно соотнести понятие интерес с учебной деятельностью. И тем не менее в школьной жизни без интереса тяжело.
Многие специалисты: педагоги, психологи – считают, что чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Игра – это нестандартная в современной школе форма ведения урока.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которое могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями.
Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта – как практического(овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Активное применение игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения учащихся в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения, в игре каждый ученик может проявить свои личные качества, знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности включается момент социального взаимодействия. Функция игры – ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация.
На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Посмотрим на учащихся сегодня:
- низкая мотивация учения;
- нет активности обучения;
- нет потребности усваивать знания и умения;
- невысокий процент качества полученных знаний;
- атрибуты современной действительности – легкие деньги без умственного и физического труда;
- потерянные нравственные ценности общества;
- в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр;
- новые современные технологии, которые не всегда влияют положительно на подростка;
Игровые технологии можно сгруппировать следующим образом:
Вид
Содержание (цели и задачи)

«Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры
Задача заключается в том, чтобы развивать интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективную мотивацию, ориентировать на неестественный подход к изучаемому материалу.

Ситуативно – ролевые игры
Включает в себя анализ конкретных ситуаций, их ролевое проигрывание.

Конструктивно – ролевые, проблемно – ролевые, дискуссионные игры
Целью их использования является
навыков принятия и эффективного применения деловых ролей, обучение взаимодействию сплоченности, продуктивному участию в выработке коллективных решений.

Творческие игры
Коллективное творчество по созданию технических, художественных и др. проектов. Включение учащихся в игры способствует развитию творческого подхода, воспитанию инициативности, смелости, настойчивости, ответственности.



Учебная игра определяется как модель взаимодействия ее участников в процессе достижения учебных целей, т.е это игровая имитация конкретной проблемы управления ( в частности, познавательной деятельности) с целью выработки наилучшего варианта решения. Урок-игра- это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимся в процессе активной познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным признаком-чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Основная цель игры- повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся, и тем самым повысить эффективность обучения."Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса" ( Ш.А.Амонашвили)
К учебной игре, предъявляются психологические требования:
мотивация игровой деятельности на уроке, т.е., учащимся необходимо испытывать потребность в ней;
психологическая и интелллектуальная готовность к участию в игре;
для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, организованность каждого участника игры;
содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них;

В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:

Отрицательные: игра для преподавателя- большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.
Преподаватель играет многоплановую роль.

Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание. Повышается интерес к истории.
Сейчас рассмотрим несколько примеров из этой технологии:
1) В игре "Древо познания" учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. на уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках 2-3 разных вопроса и заданий к нему. после изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к "Древу познания" (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны наибольшие прорези со вставленными скрепками). а на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него.
2) Игра "Творческая лаборатория". Тема:Казахско-джунгарская война.
Учащиеся получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами или актерами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами.Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Создается 4 группы. Даются задания. Например:
I- группа: Создание мини-видеофильма с комментариями.
II-группа: Создание исторического Альманаха
Абулхаир, Богенбай, Кабанбай, Абылай.
Аныракайское сражение, Булантинское сражение. Результаты войны и др.
III-группа: Создание исторической карты.
IV-группа: Сообщение.
1) места главных сражений (Аныракай, Буланты, Аягоз, Ордабасы и т.д)
2) места нападения джунгаров.
3) места рождения главных героев.
V-группа: Какие историки или ученые писали об этих событиях (Шакарим, Гавердовский, Ш. Уалиханов, Машхур- Жусуп, Касымбаев, Козыбаев)
3) Игра "Добудь ответ" опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задание лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или в книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание нужно составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации.
4) Игра "Исследование". Тема: Этносы Казахстана: численность и классификация. Делятся на 4 группы.

1-группа "Социологи"
1) задумывались ли вы о своей национальной принадлежности?
2) представители каких национальностей есть в вашей семье? в классе? школе? среди ваших друзей?
3) что такое Этнос? Диаспора?
4) сколько национальностей проживает в Казахстане? какова численность крупнейших народов в Казахстане?

2-группа: "Географы". подготовить сообщение по теме: классификация народов на языковом принципе. Этнолингвистическая классификация народов Казахстана. К каким языковым семьям, языковым группам относятся народы Казахстана? - Языковые семьи делятся на группы, группы на народы. Какая самая многочисленная группа в этой семье?

3-группа "Этнографы". Тема: География казахстанских этносов.
Выясняют: какова численность казахов за рубежом? Масштабная репатриация - это...
2)как изменялось этническая структура населения в РК?
3) какова доля казахов в населении областей?

4-группа "Религиоведы". Тема: Религия и конфессии.
Выясните: какова роль религии в жизни современного общества? на какие группы делятся религии? Какие религии новые? В каких странах он распространены.

5-группа "Конфессиональные общины". Тема: Конфессиональные общины Казахстана.
Выясните: Какие религии преобладают в конфессиональной структуре населения Казахстана. География религиозных объединений в Казахстане.
5) Игра по истории "Узнай исторического деятеля". Учитель раздает ученикам карточки с высказываниями известных исторических деятелей, мыслителей. Высказывания могут быть Взяты из школьного учебника. Ученикам предстоит выяснить кем и когда, и при каких обстоятельствах были произнесены эти слова.
6)" Ассоциации". В этой игре может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет какого-либо героя. Например: Сталин. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. в этом случае можно попросить объяснить , почему возникла такая ассоциация. Воображение у всех детей разное, и поэтому некоторые ассоциации могут быть далекими от истории. В этом случае лучше не заострять на них внимание. Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать знания.
7) Игра "Почта". Учащиеся составляют письменные задания и тесты для своих одноклассников и отправляют с помощью почтальон. Ответы на вопросы учащиеся отправляют тому, кто прислал задание. чтобы не создавать шум на уроке, каждый желающий отправить письмо, поднимает синий конверт,сделанную из бумаги.
8) Игра "Каждый учит каждого". Тема: Холодная война. Класс делится на 4 группы. Каждая группа должна изучить свою часть учебного пособия, опираясь на план и вопросы, предложенные каждой группе. Затем учащиеся из 1 группы расходятся по другим группам, каждый должен объяснить в других группах свою часть темы, т.е. научить других тому, что узнал сам самостоятельно. После этого учащиеся из 2, 3, 4 группы последовательно объясняют свою часть темы.
В заключении урока проводится фронтальный опрос или мозговой штурм.
Вопросы для групп
1. Последствия войны. Германский вопрос. Послевоенное мирное урегулирование. Договор с Австрией. Договор с Японией.
2. Создание ООН.
3. Нюрнбергский процесс.
4. Холодная война. Создание военных блоков. Раскол мира на две системы.

9.Интеллектуальные игры: Брейн-ринг, Умники и умницы, "Что? Где? Когда?" и др.

10. Деловая игра "Трудовой конфликт"
1-группа представляет собой членов комиссии. Их задача - принять решение на основе выступления других групп. Они должны опираться на аргументы представителей предпринимателей, рабочего коллектива и профсоюзов. Группа должна выбрать председателя комиссии слушаний и подготовить вопросы, чтобы задавать их другим граппам во время заседания.
2-группа - администрация предприятия, она обосновывает предпологаемое отклонение от закона. Подготовьте три аргумента в вашу пользу.
3-группа - представители рабочих, поддерживающие позицию администрации, так как их главная задача - заработок. Подготовьте три аргумента в вашу пользу.
4-группа - представители рабочих. Вы считаете, что пренебрежение законом со стороны предпринимателей наносит вам ущерб. Вы понмаете, что выигры в денигах - только кажущийся. Подготовьте три аргумента в вашу пользу.
5-группа - представители профсоюза. Вы отстаиваете право работников на отдых, закрепленное в законе. Подготовьте три аргумента в вашу пользу.

С появлением мультимедийной техники возможности применения игровых технологий значительно возросли. Для того, чтобы урок прошёл интереснее и позновательнее, а материал был усвоен большинством учащихся, я использую компьютерные технологии в сочетании с игровой формой проведения урока.
Игра - это сильнейшее средство социализации обучающихся.