Урок музыки. Тема «Небесное и земное в звуках и красках» (5 класс)

«Небесное и земное в звуках и красках».
Автор: Титова Татьяна Александровна Предмет: Музыка
Образовательное учреждение: МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIIвида№7 Класс: 5
Роль и место данной темы в курсе: данный урок является третьим часом в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
Продолжительность урока: 40 минут.
Цели и задачи урока: образовательная: показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки через воплощение образа матери в духовном искусстве. Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, умение обобщать; развитие интонационно-слухового опыта. Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и уважение к духовной культуре через синтез двух искусств – музыки и изобразительного искусства.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование урока: магнитофон, синтезатор, компьютер, диапроектор, презентация (слайды); карточки со словами;
Музыкальный материал: презентация («Аве, Мария!» Ф.Шуберта, в исполнении Робертино Лоретти, картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти); «Аве, Мария!» Ф.Шуберта в исполнении симфонического оркестра; Песня «Моя мама» фонограмма.
Этапы урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте!
-Здравствуйте! (музыкальное приветствие).
Дыхательная гимнастика (несколько упражнений):
а) Ма-(выдох ртом, наклон вперёд, руки в замок; вдох носом) Ма-(выдох ртом, наклон вперёд, руки в замок; вдох носом), Ма-(выдох ртом, руки в замок вверх; вдох носом), Ма-(выдох ртом, руки в замок вверх; вдох носом).
б) дуновение ветра (резкое, на выдохе; плавное – руки через стороны вверх и вниз.)

2. Повторение темы прошлого урока.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов.
- Вспомните средства художественной выразительности музыки и живописи по плакату-подсказке.
Слайд№1.
Мелодия Линия
Лад Колорит
Ритм Ритм
Тембр Цвет
Форма Композиция
Составьте из предложенных слов тему урока

Небесное

и

земное

в звуках

и красках


Итак, тема нашего урока (отвечают дети)
Слайд№2
Небесное и земное в звуках и красках.
В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников и музыкантов всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Рассказывает стихотворение ученица.
Я верю, что женщина-чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая»- слово святое,
То трижды священное - «женщина-мать».
3. Объяснение новой темы.
- О святом и священном мы будем говорить с вами на уроке.
- Сегодня мы выявим, как взаимосвязаны изобразительное искусство и музыка.
- Сравним средства художественной выразительности в музыке и живописи, как они помогают нам понять художественный и музыкальный образ.
- Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои прекрасные картины более 500 лет назад. Одна из прекрасных картин Рафаэля «Сикстинская мадонна». В основу содержания картины художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства.В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках.

Посмотрите, какими средствами художественной выразительности пользовался художник:

Линии – плавные
Колорит – гармония красок
Ритм – размеренный
Цвет – тёплые, светлые тона
Композиция- стройность, закруглённость линий

- Посмотрите, какой взгляд у матери? (добрый, нежный и в тоже время в нём страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идёт к людям).
Имя младенца - Христос, имя его матери - Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна»).
- Какую музыку надо было сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передаёт нам художник?
- Возможно эту?

Слушание «Аве, Мария».

- Что общего в произведении «Аве, Мария» австрийского композитора Ф.Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?
- Какие музыкальные краски делают произведение Ф.Шуберта возвышенным гимном женской доброте и высокородности?
- Какая группа симфонического оркестра исполняет музыку?
- Какие средства художественной выразительности использовал австрийский композитор Франц Шуберт в произведении?
Слайд№3
Посмотрите на мелодию (на нотном стане вынесена главная мелодия «Аве, Мария!»)

Мелодия – певучая, плавная
Лад – минор
Тембр – высокие звуки (скрипка)
Динамика – от пиано к форте.
Форма – трёхчастная, похожа на молитву (музыка выступает в главной роли, создающей музыкальный образ в произведении – как обращение к Богородице).
Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве, Мария», что значит «Славься, Мария!».
- Что сближает художественный образ матери в картине и в музыке?
- Можем мы сказать, что небесная мама красива?
Каждая мама красива и небесная и земная.
Красива по - своему каждая мама – любовью своей материнской красива!
Действительно в работах и художников и композиторов много схожих средств художественной выразительности.
- Насколько сильное впечатление создаётся у созерцателя, слушающего при этом музыку, мы с вами сейчас узнаем. Посмотрим ещё раз картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» и послушаем «Аве, Мария!» Ф.Шуберта, в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
Презентация.
Как вы считаете картина художника и музыкальное произведение созвучны между собой, гармоничны?
Выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины посвящённые Богоматери.
Слайд№4
Умиротворение Безмятежность Взволнованность Жестокость Трепетность Торжественность Радость Любовь Злость Нежность Возвышенность

Характер музыкального произведения, распевность мелодии, ровность ритма перекликаются с певучестью, размеренностью, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах.
Глядя на картины, мы можем слышать в них музыку. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у неё есть свои краски. Они не цветные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые. И всё же они бывают очень похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим тёмные густые и светлые прозрачные; яркие и приглушённые; тревожные и спокойные; колючие, жёсткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать её музыку.
- Ребята, а каким образом мы можем на уроке показать свои чувства к образу матери?
- Ведь не только небесная богоматерь защищает нас от разных бед, ведь земная наша мама всегда с нами рядом, готова помочь и уберечь от разных горестей и бед.
4. Исполнение.
- Мы знаем песню «Моя мама». Чтобы спеть о маме красиво, возвышенно, по небесному мы проговорим чистоговорку «Мама» и распоёмся.
5. Чистоговорка «Мама».

Не жалeла мама мыла.
Мама Милу мылoм мыла.
Мила мыла не любила, мылo Мила уpoнила.

Распевание «МАААААМА»

6. Исполнение песня «Моя мама».
- С какими чувствами мы будем петь о маме? (с нежностью)
Солист, хор
Ты меня на рассвете разбудишь,
Трогать волосы ласково будешь,
Как всегда поцелуешь любя,
И улыбка согреет меня.

Когда рядом ты со мной, мне тепло
И спокойно на душе и светло.
В целом мире только мы - ты и я
И пою про это я, мама моя.

Припев

Моя мама - лучшая на свете
Она мне, как солнце в жизни светит.
Мама - самый лучший в мире друг.
Как люблю тепло ее я рук.
Мама, мама, мама моя.
Мама, мама, мама моя.

Ты всегда все поймешь и простишь.
Знаю я, ты ночами не спишь.
Потому, что ты любишь меня.
Потому, что я дочка твоя.

Когда рядом ты со мной, мне тепло
И спокойно на душе и светло.
В целом мире только мы - ты и я
И пою про это я, мама моя.

Припев

- Получилось у нас спеть с нежностью о маме?
(Ответы детей). Получилось.
5. Обобщение урока.
- Итак, ребята, как вы считаете, музыка и изобразительное искусство взаимосвязаны? (Средства художественной выразительности очень похожи).
Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют друг друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения идёт сочетание и художественных и музыкальных средств и образ матери становится более понятным, выразительным, разнообразным.
Итог урока.
Выставление оценок.
- На сегодня урок окончен.
До свидания!
До свидания! (музыкальное приветствие).