Реферат по истории на тему: Формы и приемы проверки знаний на уроке истории


Реферат
По теме:
«Формы и приемы проверки знаний на уроке истории»
Выполнила: Городенко Надежда Павловна, учитель МБОУ «ООШ с.Руновка» Кировского района 2016 год
Содержание
1.Введение…………………………………………………………….3-4 стр.
2. Из истории педагогики……………………………………………4- стр.
3. Основы контроля знаний…………………………………………4-10стр.
3.1. Цели и задачи проверки знаний и умений учащихся………..4-5 стр.
3.2. Функции и виды контроля………………………………..........6- стр.
3.3. Виды и организация уроков контроля знаний……………….6-10стр.
4. Методы проверки и оценки знаний на уроках истории……...10-14стр.
4.1. Методика организации контроля знаний……………………..10-12 стр.
4.2.Методы организации тестирования на уроках истории……..12-14 стр.
5. Заключение………………………………………………………..14-15 стр.
6. Список использованной литературы……………………………15 стр.
Введение.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся является важной частью учебного процесса. От её правильной организации зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является “обратной связью” между учителем и учеником, возможностью влияния на учебно-педагогический процесс. Контроль – это соотношение достигнутых результатов с целями обучения.
Эффективность проверки знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.
Правильно организованный контроль дает возможность учителю определить уровень усвоения обучающимися изученного материала, увидеть элементы практического усвоения, восприятие детьми нового материала. Поэтому, готовясь к уроку, педагог должен знать: кого, когда, скольких учащихся, по каким вопросам, с помощью каких средств нужно спросить и оценить. Каждый учитель должен сформировать свою систему оценивания, используя различные средства и приемы контроля усвоения знаний. Учащиеся должны знать, что педагог постоянно контролирует их успехи, уровень и качество усвоения знаний. Кроме того, ученики должны воспринимать это как соответствие их знаний и умений предъявляемым требованиям образовательной программы.
Использование разнообразных форм проведения уроков позволяет не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, даёт учителю возможность проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.
После проведения уроков контроля знаний необходимо провести специальный урок для анализа и выявления ошибок, недостатков в знаниях учащихся, в организации педагогом учебно-познавательной деятельности, чтобы внести необходимую коррекцию на последующих уроках.
Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Послании Президента РФ к Федеральному собранию (2006), Концепции модернизации российского образования и других документах, ориентируют ее, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях.
2. Из истории педагогики.
Учебно-педагогический процесс формировался в жизни общества с древних цивилизаций. Контролирование и оценивание являлось непременным звеном обучения, позволяло развиваться школе. Многие педагоги спорят о том, что должна показывать оценка: качество знаний обучающегося или успех какой-либо системы обучения. Я.А.Коменский призывал педагогов «разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку». Оценивание должно быть объективным, гуманным по отношению к детям.
Первая балльная система появилась в средневековых школах Германии. С тех пор она постоянно переживала существенные изменения.
К.Д.Ушинский, основатель научной педагогики в России, строго критиковал формы контроля знаний того времени, подчеркивал, что «существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся». Он считал, что не должно быть формального контроля, «дидактический контроль должен иметь обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным самому обучающемуся».
За годы XX века менялись различные подходы к школьному контролю успеваемости, складывалась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
3. Основы контроля знаний на уроке истории.
3.1. Цели и задачи проверки знаний и умений учащихся.
Выделяют следующие цели проверки знаний и умений учащихся:
-диагностика и коррекция знаний и умений учащихся;
-учет результатов отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Основная задача контроля и оценки знаний и умений учащихся – определение качества освоения обучающимися учебного материала, уровня овладения знаниями, меры ответственности учащихся за результаты обучения и умения добывать самостоятельно знания.
Важным элементом являются и педагогические требования к контролю:
- должен быть мотивированным;
- систематическим и регулярным;
- разнообразным по формам;- быть всесторонним и объективным.
Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории. Оценку знаний, умений, навыков в дидактике рассматривают как процесс определения количественных и качественных показателей подготовки учащихся. Количественная оценка выражается в баллах (отметках), качественная - это оценочные суждения и заключения учителя, в которых он характеризует ответы учащихся. Кроме того, проверка не только определяет уровень и качество обученности учащихся, но и объём труда.
Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.
Диагностика учебной деятельности учащихся включает пять функций и три вида.
3.2.Функции и виды контроля:
- контролирующая и диагностическая функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения;
- образовательная функция выполняет повышение качества знаний;
- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений, воспитание ответственности;
- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения историческими знаниями учащимися;
- стимулирующая функция создаёт основу для развития познавательной активности учащихся;
- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.
Виды контроля:
Текущий контроль проводится систематически и на всех видах занятий.
Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени (по итогам изучения главы, раздела).
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления полноты и глубины полученных учащимися знаний.
Оценка, являясь частью учебного процесса, выполняет важные функции: обучающую, воспитывающую, ориентирующую, стимулирующую. Каждая из них дает информацию о состоянии развития обучаемого, что позволяет учителю грамотно управлять учебным процессом.
3.3.Виды и организация уроков контроля знаний.
Устный опрос. Этому виду контроля может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким темам.
При проведении опроса необходимо соблюдение организационных моментов, обязательных во всех классах:
1) во время опроса учебники могут лежать на парте в закрытом виде;
2) вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, включая каждого в учебный процесс;
3) прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса, перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного.
В ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умение рассказывать и планировать свой рассказ; вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте; анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать. Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала.
ПРИМЕР. На уроке истории в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» на этапе актуализации знаний использую задания, которые охватывают значительный материал:
А) Назовите даты событий:
-основание Рима (753 г. до н.э.);
-установление республики в Риме (509 г. до н.э.);
- нашествие галлов (390 г. до н.э.);
- отмена долгового рабства (326г. до н.э.);
- установление Римом господства над Италией (280г. до н.э.).
Б) Что означают данные термины?
ВЕТО, СЕНАТ, ПАТРИЦИИ, ПЛЕБЕИ, РЕСПУБЛИКА, КОНСУЛ, НАРОДНЫЙ ТРИБУН.
В ходе устного опроса необходимо привлечь внимание всех учащихся. Для этого предложить учащимся составить план ответа своего одноклассника, оценить ответ по плану (полнота ответов, правильность, выявить ошибки, подготовить дополнительные вопросы отвечающему).
Тестирование. В последнее время наибольшее распространение получила тестовая форма проверки знаний учащихся. Педагогов привлекает быстрота и четкость проверки достаточно объёмного материала. Тестирование доступно во всех классах. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.
Тесты делятся на два вида:
- припоминание и дополнение;
- избирательные тесты.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);
- периодичность (на каждом занятии, при изучении каждой темы, каждого раздела и т.д.);
- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).
Многие дидакты уделяют большое внимание такому виду контроля, как тестирование. Профессор Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова предполагают использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:
а) выявления хронологических знаний;
б) выявления картографических знаний и умений;
в) выявление знания главных и неглавных исторических фактов;
г) выявление теоретических исторических знаний.
В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество), соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.
Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.
Контрольная работа (диктант, тематический реферат) носит письменный характер. При выделении времени на контрольную работу обязательно учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.
Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.
Уроки взаимоопроса. Во время занятия учащиеся читают по абзацам текст параграфа или документа. Ученики задают вопросы друг другу или учителю. Уроки представляют большую сложность в организации и проведении, но способствуют развитию мышления, самостоятельности.
Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания». Викторина- это соревнование в виде игры. Наиболее важными факторами для её проведения являются:
- актуальность тематики;
- доступность вопросов;
- учет возрастных особенностей участников.
Необходимо подготовить побольше вопросов, а продолжительность определить по ходу игры, когда возможно пропадает интерес у игроков.
Зачеты и экзамены. Зачеты практикуются лишь к той части учащихся, которые имеют высокие текущие показатели в учебе: они их получают автоматически. Зачетная система отличается характером проведения и системой оценивания. Её целью является проверка достижения обучающимися уровня обязательной подготовки. Зачеты делятся на два вида: тематические и текущие.
Экзамены являются заключительным этапом изучения образовательной программы. Имеют целью проверку знаний по предмету, выявление навыков самостоятельной работы с учебной литературой и историческими источниками.
Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний: развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п.
4. Методы проверки и оценки знаний на уроках истории.
4.1 Методика организации контроля знаний.
Функции контроля тесно связаны с функцией педагогического анализа, так как предметом педагогического анализа становится информация, полученная в ходе контроля. Чаще всего существующая практика контроля знаний имеет следующие недостатки:
отсутствие системы контроля;
формализм в организации контроля, отсутствие четкой цели, отсутствие или не использование объективных критериев контроля, организация контроля для администрации, для отчета и набора количества оценок;
односторонность контроля, контроль какой-либо одной темы, одного учебного умения учащихся;
отсутствие работы по формированию самоконтроля знаний учащимися.
Чтобы избежать этих недостатков, важно соблюдать общие требования к организации контроля: системность, объективность, действенность контроля.
Контроль учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает его результаты в виде текущих и итоговых отметок в журнале, а также в портфолио учащихся. Каждому уроку должен предшествовать анализ результатов предыдущего урока. Каждый контроль знаний должен начинаться анализом и завершаться анализом полученных результатов. Из предложенных этапов развития творческих способностей учащихся на уроках истории целесообразно использовать такой вид контроля - “Разминка”.
“Разминка” позволяет контролировать внимание, развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.
Перед началом разминки учитель может пояснить, что выполнять эту работу надо в высоком темпе. Задача ученика, прослушав внимательно вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ.
Для учащихся 7-го класса
Блок 1.
Как звали отца Петра Великого?
Что было раньше – стрелецкий бунт или Северная война?
Кто родился раньше – Петр или Софья?
Как звали сыновей Петра?
Что было раньше – битва при Лесной или Полтавская битва?
Блок 2. Я утверждаю, что…
Столица Российской империи Москва.
Петр создал Приказы.
При Петре было отменено крепостное право.
Петр ввел новое летоисчисление.
Петербург построен на Неве.
Для учащихся 5-го класса
Блок 1.
Чему равна сумма цифр начала Троянской войны?
В каком году закончилась война, если она длилась 10 лет?
В каком году Одиссей вернулся на родину?
На сколько лет позже проходили реформы Солона?
Блок 2. Цифровой диктант.
Этот прием позаимствован из программирования. От ученика требуется не формулировать ответ на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ученик считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради “1”, а если нет – “0”. Ответ группируется в число, которое можно быстро проверить.
В связи с переходом к единому государственному экзамену проблемы развития быстроты реакции, объема памяти, концентрации внимания имеют большое значение.
4.2. Методика организации тестирования на уроках историиТесты - это краткие испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащихся.
Тестирование широко используется в школах для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.
Результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.
В настоящее время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных мероприятий:
"автоматический", когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки;“полуавтоматический”, когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в компьютер (решения не проверяются);
“автоматизированный”, когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в компьютер вводятся результаты проверки.
При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий.
Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащегося к повышению качества учебной деятельности.
В существующих системах тестирования предполагается, что педагог заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что, если испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку “отлично”, от 25 до 30 баллов - ”хорошо”, от 20 до 24 - “удовлетворительно”, менее 20 - “неудовлетворительно”.
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил. Необходимо проанализировать содержание заданий, так чтобы были представлены в тесте разные учебные темы, понятия, действия. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключалась возможность простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно”.
Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.
Использование КИМов (тестов) может позволить решить проблему создания условий:
- для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью «безличного» инструмента;
- для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.
Эффективнее всего применять КИМы на этапах первичной проверки усвоения изученного материала и контроля за усвоением изученного материала. Они позволяют учащимся формировать умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты, умение актуализировать прошлый опыт и ранее усвоенные знания, способствуют логическому осмыслению информации.
Таким образом, КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.
5. Заключение.
Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных в классе; пополнение и углубление знаний, развитие умений школьников на последующих уроках в процессе опроса и повторения.
Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:
- способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, несущих понятийное содержание;
- знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;
- владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.
В то же время следует иметь в виду, что формирование исторических знаний, воспитание и развитие учащихся происходят не только в процессе урочных занятий. Большую роль играют также внеурочные источники информации (самостоятельное чтение учащихся, телевидение, кино, интернет и т. д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа.
Важно понимать, что без получения информации о состоянии знаний обучающихся невозможно вести учебный процесс. Без систематической работы учащихся нельзя сформировать у них устойчивые навыки и умения.
6. Список использованной литературыВяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.
Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999 - 174с.
Кущенко Н. В. Уроки-путешествия// Преподавание истории в школе, 2003.- №3 - 11с.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 184 с.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2ч.- М.: «Владос», 1998,-ч.1.- 253 с.
Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.:2002 – 252 с.
Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. – 240 с.
Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист, 1999.-№1.- С.25-28.
Щапов А., Тихомирова Н., Ершиков С., Лобова Т. Тестовый контроль в системе рейтинга//Высшее образование в России. №3, 1995. С. 100-102.
10.Аванесов В. С. «Форма тестовых заданий». Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования»,2005г., 156с.