Формы и приемы проверки знаний на уроках обществознания


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Обществознание»
По теме:
«Формы и приемы проверки знаний на уроке обществознания»
Исполнитель:
Васильева Татьяна Григорьевна
2016 год
Содержание……………………………………………………………(с.2)
Введение……………………………………………………………….(с.3) 1.Цели, функции принципы контроля знаний в учебном процессе…..(с.4)
2. Виды, методы и формы контроля знаний……………………..……….(с.7)
3. Система контроля знаний на уроках истории и обществознания…...(с.9)
3.1. Формы устного и письменного контроля знаний…………… (с.9) 3.2.Тестирование как форма проверки знаний учащихся…………..….....(с.10) Заключение……………………………………..…………………………….(с.14) Литература……….…………………………………………………………...(с.15)
2
Введение
Для человека, который умеет хотеть,
нет ничего невозможного.
Мирабо
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения.Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.
Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся: контрольно-оценочная и обучающая, ее виды: текущий, периодический или тематический, итоговый контроль.
Цель: рассмотреть систему контроля знаний, умений и навыков учащихся
на уроках истории и обществознания.
Задачи:
1) рассмотреть цели, функции, принципы контроля знаний, умений, навыков
учащихся;
2) охарактеризовать основные методы, виды и формы контроля знаний, умений, навыков учащихся;
3) представить наиболее эффективные формы контроля знаний, умений, навыков на уроках обществознания;
3
1.Цели, функции принципы контроля знаний в учебном процессе
Большую роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений, она позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала, на основании полученной в результате проверки знаний информации. Учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, корректирует содержание и методы обучения, устанавливает взаимосвязи, ранее усвоенных и новых знаний.
С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, определяется готовность к дальнейшему обучению.
Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов проверки выполняют различные функции:
- контролирующую
- обучающую
- образовательную
- воспитательную
- развивающую
- информационную
Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению.
4
Обучающая и образовательная функция в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.
Воспитательная функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле над учебной деятельностью школьников, повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои возможности.
Развивающая, которая состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля не только развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся, но и формируются такие качества личности, как способности, склонности, интересы и потребности
Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным. Однако для этого контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным.
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.
5
2. Виды, методы и формы контроля знаний
Виды и формы контроля различны: устные и письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые. Применяю и нетрадиционные формы проверки: групповая работа по решению дискуссионной проблемы, опрос лотерея, умники и умницы, аукцион знаний. При проверке уровня подготовки учащихся по обществознанию необходимо учитывать содержательный состав знаний и способы учебной деятельности учащихся. Все виды проверки могут включать устную и письменную форму, а также их сочетание, например, небольшие сообщения, рефераты, их защита.
Система контроля и  оценки многогранна. Безусловно, она включает в себя знание теории. Различные виды опросов, терминологические и хронологические диктанты признаны проверить текущие знания учащегося по предмету. Современный учитель должен готовить учащихся применять знания на практике.
В соответствии с методикой преподавания обществознания существуют следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.
Назначение текущего контроля, осуществляемого учителем в ходе повседневной работы – проверка усвоения материала, степени овладения определёнными навыками и умениями  и оценка результатов каждого урока.
Периодический контроль проверяет степень усвоения учебного материала за относительно длительный период (четверть, полугодие) или материала по большой теме (разделу).
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, либо по окончании курса. Его задача – зафиксировать наличие знаний у учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учеников, в соответствии с  ФГОС по обществознанию
6
Большое значение имеет текущий контроль над работой школьников, их отношение к учёбе, развитием. По числу проверяемых и характеру вопросов, проверка может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной.
Фронтальная проверка применяется для контроля небольшого по объёму материала, подлежащего обязательному усвоению (правил, понятий, таблиц).
Индивидуальная проверка даёт возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика.
С целью формирования основ в процессе проверки знаний, надо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их познавательные способности, заставляли думать, анализировать, обобщать и сравнивать.
Контроль или проверка результатов обучения имеет место на всех стадиях обучения, но особое значение приобретает после изучения какого либо раздела программы и завершения ступени обучения. От правильной её организации и степени объективности существенно зависит эффективность и качество обучения в целом.
Планируя проверку знаний учащихся, учитель должен знать:
- цель проверки
- что следует проверить
- каким образом проверить
При любых методах и формах проверки должна быть определена последовательность вопросов при контроле знаний. Обычно последовательность выбирается учителями интуитивно. Между тем порядок вопросов должен, определятся, прежде всего, задачей контроля.
7
Методы и формы оценки должны, определятся учителем, в зависимости от целей обучения, темы, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. При этом необходимы дифференцированный подход, учёт многообразия дидактических и воспитательных функций оценки в учебном процессе.
Для контроля знаний на уроках обществознания я также применяю индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, фактическим материалом).
Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями (например:Экологический проект по обществознанию. 8 класс), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.
Мною используются нетрадиционные формы контроля:
Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий.
Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество.
8
3. Система контроля знаний на уроках истории и обществознания
3.1. Формы устного и письменного контроля знаний
Традиционные, проверенные годами,  методы проверки знаний в большинстве  случаев имеют  неплохой  результат. Но имеют и ряд недостатков. В течение  нескольких лет я веду работу по совершенствованию и повышению эффективности методов проверки знаний учащихся, а именно приёмов устного и письменного опроса.Приёмы устного опроса.
В начале изучения новой темы или нового раздела я составляю лист базовых вопросов. В него входят основные даты, понятия, термины и исторические  факты. Это тот минимум знаний, который должен знать абсолютно каждый ученик и который позволяет перейти к изучению новой темы или к обучению на следующей ступени. Лучше, если учитель имеет возможность распечатать и вклеить в тетради всем ученикам лист базовых вопросов. Фронтальный устный опросДля проверки используются только те вопросы, которые имеют чёткий  и однозначный ответ. Часто это те самые базовые вопросы. которые содержит лист базовых вопросов. Это могут быть даты, места исторических событий, конкретные обществоведческие факты.
Опрос по цепочке
Выполняется в том случае, когда вопрос предполагает развёрнутый, логически связный  ответ. Это может быть подробное описание  какого- либо исторического события, либо перечисление этапов крупного исторического события, анализ исторического документа и т.д.. Рассказ одного ученика прерывается жестом учителя, а другой ученик продолжает ответ.Примечание: данный вид опроса является хорошей альтернативой опросу у доски, т.к. ученики вынуждены  внимательно следить за  содержанием ответа 
9
своих товарищей, соответственно, закрепляя  и расширяя свои ранее полученные знания.«Тихий» опрос
Эта методика опроса применяется к тем ученикам, кто в силу своих личностных особенностей не может  отвечать вслух у доски или с места. Или в том случае, если ученик долго отсутствовал, у него имеются пробелы в знаниях, но опросить его по пропущенным темам  необходимо. «Тихий опрос» производит учитель индивидуально у своего рабочего стола негромким голосом. Класс в это время может быть занят другим делом. Например, выполняют задание в рабочей тетради, самостоятельно работают с текстом учебника, решают тренировочный  тест и т. д.
Приёмы письменного опроса.Письменный опрос имеет ряд преимуществ. Во время письменного опроса учитель имеет возможность более адекватно оценить знания учащихся. Письменный опрос охватывает большее количество учащихся одновременно. ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию проводятся в письменном виде. Учитель должен отработать с учениками все разновидности контроля, предлагаемые в КИМ  ГИА И ЕГЭ.Тренировочная контрольная работаЗадания раздаются ученикам как обычно. Но разрешаются различные «послабления».Например, можно пользоваться учебником, конспектом, справочником. Оценки выставляются только положительные по желанию ученика. Смысл проведения тренировочной контрольной работы заключается в том, что в реальной контрольной работе будут использоваться аналогичные по форме задания. Чем больше заданий выполнит ученик во время тренировочной контрольной  работы, тем больше у него шансов показать хорошие результаты  «реальной» контрольной работы.Блиц – контрольнаяЭтот вид письменного опроса имеет сходство с историческим диктантом .
10
Работа так же проводится в высоком темпе. Содержит 5-7 заданий на вариант. Главное же отличие состоит в том, что задания рассчитаны не только на знание фактологического материала, но и на проверку универсальных учебных и специальных умений и навыков, компетенций предусмотренных  стандартом образования по истории и обществознанию.(например: анализировать, выделять главное и второстепенное, сравнивать и т.д.)      Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком "+" и неправильные знаком "-".
3.2. Тестирование как форма проверки знаний учащихся
В современных условиях оптимальным способом осуществления текущего или промежуточного контроля за усвоением ЗУН в сжатые временные сроки с охватом наибольшего количества учащихся является тестирование. А в условиях, когда итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется в форме ГИА и ЕГЭ применение тестового контроля знаний становится необходимостью. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего учащиеся, выучившие учебный материал. Рядом с ними оказываются и ленивые учащиеся с хорошо развитой интуицией. Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения предмета лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше. Тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Преимущества использования данного тестирования заключаются в оперативности получения сведений о знаниях учащихся, объективности
полученных результатов; возможности определения тем и вопросов, слабо усвоенных обучаемыми. В методической литературе выделяется несколько классификаций тестовых заданий: «тесты специальных способностей и достижений», «тесты интеллекта», тесты со свободными ответами.[5]
11
К первой группе тестов относятся:
1) задания с несколькими вариантами выбора ответа;
2) альтернативные задания;
3) задания на восстановление соответствия.
Задания с несколькими вариантами ответа, проще других в выполнении, могут применяться во всех видах проверки, а также на всех этапах комбинированного урока с целью первичного закрепления, систематизации, обобщения, актуализации нового материала, развития познавательных умений и интереса к предмету, формирования произвольного внимания и памяти, самообразования и самопроверки.
Альтернативные задания обычно содержат утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные. Используя слова «да» и «нет» или знаки «+» и «—», эти тесты позволяют самым кратким путем выявить знание (незнание) школьником конкретного вопроса, понимание (непонимание) им учебного материала. С их помощью можно организовать очень подробную проверку знаний учащихся, включая основные факты и теоретические положения, а также неглавные, второстепенные детали и подробности. Поэтому альтернативные задания лучше всего использовать для проверки понимания текста параграфа, документа, прочитанного учащимися самостоятельно, без предварительного объяснения темы, либо в качестве первичного повторения и закрепления нового материала. В заданиях на восстановление соответствия ученикам предлагается соотнести элементы двух столбцов. Здесь также можно проверить обществоведческую информированность школьников, сосредоточить проверку на конкретных элементах знаний и познавательных умений, но сделать это в более компактной форме, чем в тестах выбора ответа, и надежнее, чем в альтернативных заданиях. Список, из которого ученики выбирают подходящие ответы, должен быть длиннее другого, чтобы уменьшить
12
вероятность отгадывания. Задания этого вида эффективны при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний. В столбцах задания могут быть представлены все структурные компоненты учебного исторического содержания. Тесты на установление соответствия способствуют развитию умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания, т.е. делают более эффективным процесс воспроизведения.
Ко второй группе тестов - относятся задания на группировку информации, на определение последовательности и на «исключение лишнего». Тесты данной группы оценивают не только знания, но и в общем интеллектуальные способности учащихся. Если «тесты учебных достижений» преимущественно используются на этапах повторения, закрепления, проверки и контроля, то интеллектуальные задания являются органической частью изучения нового материала, его систематизации и обобщения. Задания на определение последовательности наряду с тестами предыдущего вида относительно прочно вошли в обучение .
Третья группа тестов — тесты со свободными ответами. Они отличаются от вышеназванных тем, что проверяемая информация не содержится в основной части задания и школьники воспроизводят ее самостоятельно на репродуктивном или творческом уровне. Этот вид теста эффективен в качестве контрольно-проверочного задания по уроку, в рамках тематического блока и после изучения разделов и курсов, поскольку в нем можно выявить
усвоение школьниками всех структурных компонентов учебного исторического содержания, а критерии оценки четко стандартизированы. На задания со свободными ответами не накладывается никаких ограничений. Форма и объем ответа произвольны, но его содержание должно быть связано с сутью задания. Тесты этого вида побуждают школьников критически воспринимать готовые выводы и оценки, активно высказывать собственное мнение.
13
Таким образом, расширение  и совершенствование методики  контроля знаний учащихся является необходимым условием для достижения учащимися высокого уровня знаний  и универсальных учебных действий по истории и обществознанию.
Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.
Мною используются не все формы и виды контроля, потому что работа учителя - это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать.
Требования к организации проверки знаний:
1) Учитель проверяет и оценивает качество усвоение программного учебного материала. Знания, умения и навыки школьников проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения учебных программ. Качество усвоения содержания программы - основной критерий оценки знаний. 2) Проверка знаний должна быть систематичной в течение всех лет школьного обучения. 3) Проверка и оценка знаний должна носить индивидуальный характер. Каждый ученик должен понимать, что проверяются и оцениваются его знания, его умения и навыки. 4) Проверка и оценка знаний должны способствовать развитию умственных способностей учащихся, они должны влиять на общее развитие учащихся.
14
Литература
1. Е. А. Юнина. Технологии качественного обучения в школе. М., 2007г.
2. В. В. Гузеев. Эффективные образовательные технологии. М., 2007г.
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007
4. Лашук А.Д. Формы, методы и технологии обучения. - М., 1999
5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Владос, 2002
15