Методическая разработка патриотического, открытого урока истории: Россия и народы Кавказа в первой половине 19 века. Кавказская война.


Методическая разработка патриотического, открытого урока истории:
Россия и народы Кавказа в первой половине 19 века.
Кавказская война.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать у обучающихся представления о причинах войны.Определить итоги и последствия Кавказской войны;
Расширить понятийный аппарат обучающихся;
Развивающие:
1. Продолжить развивать умения учащихся при работе с картой; развивать познавательную активность и наблюдательность у учащихся; совершенствовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа;
Воспитательные:
1. Развитие умения к самостоятельной работе.2. Развитие социально-гражданственных компетентностей у обучающихся.
План:
1. Российская Империя и народы Кавказа в первой
половине 19 века.
2. Причины, этапы войны.
3. Имам Шамиль и его движение.
4. Итогии последствия Кавказской войны.
1. Орг. момент (приветствие, проверка посещаемости), далее речь преподавателя: Тема нашего сегодняшнего урока: Россия и народы Кавказа в первой половине 19 века. Кавказская война.
Актуальность темы:
Ребята, сегодня у нас с вами патриотический, открытый урок. Данная тема выбрана не случайно: 21 мая в городе Майкопе и во всех районах нашей республики пройдут мероприятия, посвященные памяти жертв Кавказской войны. В рамках этого мероприятия состоится выставка профессионального изобразительного искусства, историко-музыкальный вечер памяти о героях Кавказской войны «Героические песни адыгов», различные конкурсы, уроки памяти, «круглые столы», книжные выставки.
В городе Майкопе в здании филармонии состоится митинг- реквием. Кавказская война - это общая память, общая боль. Она унесла жизни многих тысяч сынов Кавказа, русских солдат, казаков. Сегодня историки сходятся во мнении, что эта война до сих пор покрыта завесой тайны. После каждого слова об этой войне можно ставить вопросительный знак. Некоторые учебные пособия относят эту войну к разделу : внешняя политика императора Николая 1, другие - к внутренней, говоря о том, что в 1817г. Россия была империей, а всякая империя, чтобы существовать, должна расширяться. Для географического расширения существует классический способ завоевательной войны, одной из которых в России и стала Кавказская война. Трагичными были последствия Кавказской войны и для адыгов. Под угрозой оказалось их существование. Достаточно многочисленные по тем временам народы оказались разбросанными по всему миру.
Сегодня нам необходимо изучить причины и ход войны, а так же извлечь из неё уроки , чтобы они никогда не повторились.
Многие из вас скажут: а зачем нам знать о героях кавказской войны? Перед вами фрагмент карты Северного Кавказа:
Карта № 1:

Какие территории вы видите? Назовите их? Это те территории, на которых мы с вами проживаем. Какие ассоциации сегодня возникают у человека со словом "Кавказ"? Это великие горы, прекрасные песни и танцы, теплое море и сладкие фрукты. Кавказ - страна древнейших культур.
Северный Кавказ 21 века - это вся Россия в миниатюре. Это многочисленное население со своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами. Это попытки одного народа диктовать другим народам "правильную линию" поведения, которые вызывают, мягко говоря, неприятие.
* Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях, ведущихся на Кавказе. Проблемы, породившие современную войну на Северном Кавказе, возникли не сегодня. В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими горцами. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим причины, ход и последствия этой войны, получившей в исторической литературе название «Кавказской»
1. Посмотрите на карту №2:

Учащиеся показывают на карте географическое расположение Северного Кавказа. Делается вывод о важном стратегическом положении этой территории, находящейся между Черным и Каспийским морями и разделяющей Россию и Закавказье. Внимательно посмотрите и назовите народы, которые проживали там в начале 19 в.
Учитель: Исходя из картографического материала, законспектируйте какие народы проживали на территории Северного Кавказа в начале 19 века). Конспектирование по первому пункту плана.
Исходя из картографического материала, мы с вами узнали, какие народы проживали на Кавказе в первой половине 19в. Жители равнин всех их тогда называли одним словом - горцы.
Законспектировать:
ГОРЦЫ - ( слайд) официальное название многочисленных и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов: осетины, абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие (работа с рисунками, изображающими кавказских горцев). Далее в методичке образы представителей кавказских племён. Вот как выглядели некоторые из них: посмотреть в методичку.
Речь преподавателя:
В начале XIX веке эти народы переживали период разложения родового строя. Именно тогда с ними и столкнулась Российская империя.
Здесь есть один любопытный факт: Если говорить о численности населения народов Кавказа, то они очень неполны и разноречивы, они представляют собой лишь приближенные оценки. Это проистекает из того , что сами горцы не вели учет народонаселения, а всякая попытка русского правительства провести перепись не удавалась.
Все цифры, которыми обозначали кавказское население, брались приблизительно и, можно сказать, на глаз, так как, по понятиям горцев, считать людей было не только бесполезно, но даже грешно, поэтому они сопротивлялись народной переписи или обманывали, не имея возможности сопротивляться.
Тем временем на политической арене Российской Империи происходят следующие события: к ней присоединяются всё новые и новые территории: После победоносного окончания русско- турецких и русско - персидских войн к России отошли Грузия, значительные части Армении и Азербайджана а именно весь обширный район Кавказа от чёрного до Каспийского морей. А это не только территории, но и народы, говорившие на разных языках и нередко враждовавшие между собой. И это всё территория Российской Империи, как вы думаете, удавалось ли правительству России контролировать эти территории? Нет, полный контроль царское правительство могло осуществлять лишь на равнинах, где существовала укреплённая сеть опорных пунктов и поселений. Значительная же часть Кавказа - это труднопроходимые горные массивы, которые находились за пределами контроля властей.(показать слайд горы), (затем след слайд карта Кавказа). Теперь мы с вами знаем, какие народы проживали на Кавказе в первой половине 19 века.
2.В северо - восточной части Кавказского хребта обитали горские племена черкесов, чеченцев, лезгин, ингушей , аварцев. Они отличались чрезвычайной воинственностью, занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители равнинных территорий Северного Кавказа, в 19 в все они проповедовали ислам. Более того здесь господствовало его воинственное течение - мюридизм, требовавшее полного подчинения имаму ( религиозному вождю) и провозглашавший газават - священную войну с неверными ( не мусульманами) до окончательной победы над ними. Всех последователей мюридизма называли мюридами. Они не признавали власти белого царя, всё чаще нападали на русские воинские посты и поселения, грабили и жгли населённые пункты, людей убивали или превращали в рабов. Естественно, что иметь в своих владениях откровенно враждебный народ не позволит себе ни одно государство. Не могла терпеть подобного и Россия. С горцами всячески пытались договориться, им предлагались выгодные условия при одном условии: признания власти белого царя и прекращения набегов на равнинные районы. Всё было тщетно. Первостепенную роль здесь играл воинственный дух горцев. Перед Россией встала необходимость усмирения горных районов Кавказа.
Итак, в чём же заключалась одна из причин войны?
Верно, в усмирении горских народов во благо мирному населению на равнинах. В интересах целостности России. Кавказ - важнейшая стратегическая точка России, благодаря своему географическому положению. Турция и Иран пытались использовать борьбу горских народов в своих интересах. Расскажу об этом далее.
Конспектируется материал: Причины войны: В методичке дана таблица, которую студенты заполняют под диктовку.
Причины: грабительскиенабеги горцев и работорговля.
Угроза целостности России.
Стратегическиважное географическое положение.
Этапы: 1817-1834 Борьба России с разрозненными племенами горцев; карательные экспедиции русских войск; основание крепостей; 1834-1859 Борьба с имаматом Шамиля; 1859-1864 Распад имамата; завершение присоединения Северного Кавказа к России
Итоги: Массовая эмиграция горцев с Кавказа.
Ликвидация самоуправления у горских народов.
Окончание междоусобных войн на Северном Кавказе и уничтожение рабства.
Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Северного Кавказа.
Закрепление России в стратегически важном Кавказском районе, соединение территории России с находящимися под ее подданством Арменией, Азербайджаном и Грузией.
3.Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую администрацию. Рассматривая характер военных действий, попытаемся выделить периоды Кавказской войны.(Показать слайд).
Читает ученик:
Во времена назначения генерала Ермолова наместником Кавказа произошел случай, поколебавший уверенность чеченцев в выгоде торговли заложниками. По дороге из Хазиюрта в Кизляр был похищен майор Швецов. Чеченцы, не разобравшись в офицерских отличиях, приняли майора за лицо особой государственной важности. И на радостях потребовали у его родных выкуп - десять арб серебряной монеты. Российское правительство просто не смогло бы уплатить такую сумму, взять было неоткуда.
Тогда сослуживцы Швецова объявили по всей стране сбор пожертвований для выкупа его из плена. Пока россияне собирали деньги, на Северном Кавказе появился Ермолов. И первое, что он сделал, - платить выкуп за Швецова запретил. А вместо уплаты приказал посадить в крепость всех кумыкских князей и владельцев, через земли которых провезли русского офицера, и объявил, что, если они не найдут способа его освободить, он всех повесит. Арестованные князья сразу же договорились снизить выкуп до 10 тысяч рублей. Но Ермолов снова отказался платить. Тогда очень кстати возник (по тайной просьбе генерала) аварский хан и выкупил пленника. Генерал особенности национального менталитета улавливал мигом. Если местному населению платишь деньги, значит, боишься, откупаешься. А потому Ермолов призывал следовать логике неприятеля: "Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы слово мое было для азиатов законом, вернее, неизбежной смертью. Снисхождение в глазах азиата - знак слабости, и я прямо из человеколюбия, бываю строг неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены". Свои слова генерал имел обыкновение подкреплять делами. Так что похищение крупных чинов и богатых купцов на время было вычеркнуто из реестра "выгодных". Записать в таблицу первый этап войны.
Читает ученик:
Шамиль с детства был слаб, худ, часто хворал. Назвали его по деду - Дли. По местному обычаю, чтобы "злые духи" не смогли найти малыша, родители дали ему новое имя - Шамиль. Мальчик постепенно поправился и вырос крепким и здоровым юношей. Летом и зимой он ходил босой с открытой грудью.
Особенно упорные действия разгорелись на Кавказе в 1830- 40 г. г., когда горные племена Дагестана и Чечни под своим руководством объединил имам Шамиль.
С детства Шамиль избегал общества сверстников: так легче было общаться с природой Дагестана. В горах он часто оставался на ночь один. Молчаливый, мечтательный, своенравный подросток вызывал часто неприязнь у молодых односельчан. С шести лет он начал изучать Коран, стремясь к физическому совершенству. Он научился бороться, бегать, прыгать, плавать лучше всех. Даже среди наездников Дагестана, чье мастерство в верховой езде весьма высоко, Шамиль стал одним из лучших. Его умение владеть шашкой и на всем скаку попадать в цель с первого выстрела поражало современников. Большое влияние на формирование мировоззрения Шамиля оказал его друг Гази - Мухаммед, возглавивший не первоначальном этапе борьбу горцев с русской армией. (Прочитать в методичке про Шамиля и Гази - Мухаммеда.)
В 1834 г. Шамиль был избран имамом. Прежде всего он занялся введением в горах мусульманского права. Он видел, что существующие обычаи не мешают распространению пьянства, грабежей, невежества, кровожадности. Сдержать распространение этих пороков можно было, считал Шамиль только железной рукой. Он повелел карать смертью за обман, измену, грабеж, за несоблюдения религиозных обрядов, за неотчисление процента имущества в пользу бедных, ввел наказания за нарушение шариата (мусульманских законов), как музыка, танцы, курение трубки. Танцорам пачкали лицо сажей и возили их на ишаке, лицом к хвосту, по селению. Курильщику продевали сквозь ноздри бечевку и привязывали к ней трубку, (слайд с Шамилем ). Итак, это был мужественный человек, для которого война с неверными являлась служением аллаху.
Клинок его шашки украшала надпись: Тот не храбрец, кто в бранном деле думает о последствиях.
Речь учителя:
Став имамом в 1834г. на протяжении следующих 25 лет он возглавлял борьбу против России и других правителей, не желавших подчиняться власти имама. Эта борьба была жестокой и кровопролитной. Русским воинским частям приходилось сражаться в труднодоступной местности. Удаляясь от своих баз на десятки и сотни км. К тому же вести войну можно было лишь в летние месяцы, зимой же всё заносило снегом и горные районы делались неприступными. Но не только географические условия мешали быстрому окончанию войны.
Русским военным отрядам приходилось действовать среди населения, где существовали специфические нормы поведения и законы, нарушить которые, означало лишь умножить силы сопротивления. Русское командование сразу осознало необходимость деликатного обращения с традициями горских народов. И это дало свои плоды: в 1839г. отряды 45 горских князей вошли в число русской армии. Командующий этими отрядами генерал Граббе издал указ о том, что многие горцы желают покоя под защитой русского оружия. Отличим же их отнепокорных! Женщинам и детям - везде пощада! Не будьте страшны дляя безоружных!
Шаг за шагом русская армия продвигалась вглубь в горные районы. Несколько раз Шамиль терпел поражения. Но, казалось, в самый последний момент судьба улыбалась ему и он ускользал, а через некоторое время объединял в горных районах Чечни и Дагестана всё новые и новые отряды под знамением священной войны. Новые тысячи мусульман шли за ним, готовые стать мучениками за веру, т.е. умерев в бою ,попасть в рай. К концу 1840-х г.г. власть Шамиля распространилась на огромной территории. Около 400 тыс. чел, живших в Чечне и Дагестане, признавали его своим земным владыкой, имевшим полное право казнить и миловать по собственному усмотрению. Он создал мощное теократическое (религиозное) государство - Имамат, где царили жесточайшие порядки. За любой проступок неизбежно наказывали, и чаще всего - смертью. Казней было много, но желаемых результатов он так и не не добился. Позднее он признается: Правда сказать, употреблял я против горцев суровые меры, бил и казнил их, но не за преданность русскому народу, они её никогда не выказывали. А за их скверную натуру, склонность к грабительствам и грабежам.
Один из современник Шамиля писал, ЧТО ИМАМАТ есть болезненная заноза в теле русской империи. Особенное внимание к Шамилю проявляла Турция, правительство которой до сих пор не могло смириться с потерей своего влияния на Кавказе. ( во время русско - турецкой войны 1853 года, это наша след. тема, турецкие военные силы решат направить свою армию на Кавказ, чтобы соед. Её с армией Шамиля и изгнать русских с Кавказа). Этот план с треском провалится, турки потерпят сокрушительное поражение. Но стратегически, туркам необходима была эта победа, а армия Шамиля должна была стать средством для достижения этой цели. Сам Шамиль готов был бесконечно принимать подарки, деньги, выражение симпатий, но в марионетку султана превращаться не желал.
Вскоре кавказскую политику стал возглавлять князь Барятинский (слайд с фото и описанием)
Князь Александр Иванович Барятинский (2 мая 1815 года — 25 февраля 1879 года, Женева) — русский государственный и военный деятель, генерал- фельдмаршал, генерал-адъютант, член Государственного совета, почётный член Николаевской военной академии Генерального штаба.
С 1856 года главнокомандующий войсками Отдельного Кавказского корпуса и наместник императора Александра II на Кавказе, руководил подавлением национально-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа. Проводя свой план методического продвижения, сломил сопротивление войск Шамиля и в 1859 году взял его в плен, закончив многолетнюю войну , который понимал, что с горцами нужно бороться не только силой оружия. Куда успешней ему представлялись другие средства: устройство поселений, прокладка дорог. Но самым неотразимым средством стали деньги, он задабривал вождей мирных горцев подарками и деньгами. А они в свою очередь приносили клятву на верность России. Шамиля покидали ближайшие соратники. И в 1859 году кольцо русской армии вокруг резиденции Шамиля в ауле Ведено замкнулось. Верных людей у Шамиля становилось всё меньше и меньше. Несколько месяцев он перебирался из одного аула в другой, грозил именем аллаха, призывая вести войну с неверными. Его слушали, но воевать уже никому не хотелось. Со временем горцы поняли, что власть белого царя не несёт им ничего плохого. Свой уклад жизни и традиции они не меняли, а русские им ничего не навязывали.
В начале августа 1859 г. с отрядом в несколько десятков человек, Шамиль отправился в высокогорный аул Гуниб, среди неприступных скал Дагестана. За день до его прибытия ночью, горцы соседних селений напали на обоз Шамиля и разграбили его. Это оказалось для имама тяжёлым ударом. В Гуниб Шамиль прибыл только с тем оружием, которое держал в руках и лошадь, на которой он передвигался.
18 августа 1859г. Шамиль получил предложение Барятинского сдаться на почётных условиях: имаму и его близким будет разрешено выехать за пределы России. Шамиль не ответил, он не верил в подобное великодушие. Русская армия начала штурм, положение имама становилось безвыходным. Даже его сыновья угрожали, что они перейдут на сторону русских. В конце концов 25 августа Шамиль капитулировал и был поражён, что когда спускался вниз из своего укрепления, то русские солдаты кричали ему : Ура!
Его встречал и сам Барятинский, ему оказывали почести как главе побеждённого государства. Ничего подобного Шамиль не ожидал. Для него была приготовлена специальная карета, ему позволили хранить при себе оружие, и в сопровождении караула, напоминавшего почётный эскорт, непокорный имам выехал на север России, где ему предстояло провести остаток жизни.
Под Харьковом Шамиля принимал император Александр 2:
Я очень рад, что ты наконец в России, жалею, что этого не произошло ранее. Ты раскаиваться не будешь, тебя устрою и мы будем друзьями.
Шамиль побывал в Москве и Петербурге, его принимала императрица, его возили на спектакли и заводы, показывали железную дорогу. Он увидел удивительную страну, где жили совсем не те лживые и злые люди, которыми раньше он представлял себе русских.
Местом его постоянного проживания стал город Калуга, где для него был подготовлен один из лучших особняков города, при доме имелись сад для прогулок и небольшая мечеть. Сюда же из Дагестана привезли его двух жён, детей, внуков, родственников, всего 22 человека. На содержание Шамиля и его близких из казны ежегодно выделялось несколько десятков тысяч рублей. Менялся и Шамиль. Россия и русский царь вызывали у него всё большее восхищение, 26 августа 1866г. через 7 лет после капитуляции Шамиль и его семья принесли присягу на верность России. Той же осенью он присутствовал на свадьбе наследника престола великого князя Александра 3, будущего российского императора, и там он произнёс свои знаменитые слова:
Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться ещё раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется.
В 1870 г. Шамилю позволили совершить паломничество в священный город мусульман Мекку. Там он и умер 4 февраля 1871 г., его тело было погребено в Медине.
В качестве рефлексии может быть использован кроссворд:
Ваш замечательный кроссворд:
      2         4                          
3                                          
                                           
1                       6                  
                      11                    
                                           
          5                           9    
                                           
                                8          
                    7                      
  10                                        
                                           
                                           
                                           
                                           
 По горизонтали:
1.Имя предводителя кавказских племен с 1834 года?
3.Какой российский император отменил крепостное право?
5.Какое течение ислама проповедовали горские племена?
7. Кто из наместников на Кавказе проводил остроумную политику по отношению к горским племенам?
10.Кем в большинстве своем являлись восставшие на Сенатской площади люди?
11.Высокогорный аул, в котором был взят в плен вождь кавказских племен?
По вертикали:
2.Фамилия русского генерала, который отучил горцев людей воровать?
4.Под каким именем в историю вошли люди, восставшие на Сенатской площади 14 декабря 1825 года?
6.Как горцы называли Священную войну против не мусульман?
8.Как называлось мощное религиозное государство горских народов?
9.Имя российского императора, третьего внука Екатерины II ?